Отечественная политика успешно заменяет Украине Голливуд.
Но, увы, лишь по накалу политических шоу и количеству актёров. Четверть миллиона которых своими депутатскими мандатами определяют настроение другим 46 миллионам. С довольно скромным, как считает зритель, успехом.
С фракционными мутациями депутатов должно было разобраться подрихтованное избирательное законодательство. Чтобы накрыть отступников-перебежчиков императивом и вернуть их в «материнское лоно» либо же вовсе лишить депутатских мандатов. Но если исходить из причинно-следственных факторов, то начинать стоило бы, пожалуй, с вопроса целесообразности существования пропорциональных «летунов в партийных мешках». То есть выборов по партийным спискам, когда всякий депутат обязан своим мандатом партии в большей мере, нежели избирателю. А значит, какие-либо персональные обязательства перед гражданами, к примеру, Винницкой и любой другой области, у депутата отсутствуют.
Ещё прошлой осенью, когда о внеочередных выборах публично речь не шла, опрос Центра Разумкова засвидетельствовал крайне негативное отношение большинства респондентов к идее и дальше избирать депутатов по партийным спискам. Общество успело понять, что его обманули: благодаря закрытым спискам было обеспечено попадание в Верховную Раду и местные советы людей, которые вряд ли попали бы туда при другой избирательной системе.
Случайно — нет ли, но уже тогда коррекцией избирательной реформы на марше занялись органы власти на Виннитчине. Вооружившись действующим законом о местном самоуправлении, который обязывает депутатов местных советов проводить приёмы граждан в общественных приёмных, они принялись закреплять каждого депутата за некоей «территорией» (условным округом). Конечно, не без практического интереса, поскольку с упразднением мажоритарной системы местные власти потеряли многие рычаги влияния на партийных лидеров. Последние должны в принципе учитывать интересы регионов, но на самом деле вся их политика сейчас делается почти исключительно в Киеве.
Да и сам избиратель желает видеть конкретно «своего депутата». Увы, попытка виннитчан внедрить депутатов облсовета в проблемы избирателей в районах ощутимых результатов не дала.
— Это оказалось утопией, — считает председатель Винницкого областного совета Григорий Заболотный. — Если депутат живёт в Виннице или Винницком районе (а таких в областном совете — 90%), он будет часто навещать дальний район? Ну, съездили они два-три раза в год, и что? А кто будет заботиться о том, чтобы в одном селе дорогу к кладбищу сделать, другом — школу отремонтирорвать, в третьем — ФАП открыть, с газификацией решить вопрос? Условное закрепление за округом носит и условный уровень ответственности, и условный уровень практической пользы. В совете должны быть местные кадры.
Как известно, опыт — «сын ошибок трудных» позволяет делать выводы более глобального масштаба.
— Если выборы в стране неизбежны, хотелось бы, чтобы ВР была совершенно другого качества. Потому что в закрытых списках политических партий, где засвечены лишь несколько лидеров вначале, опять могут оказаться те, кто быть там не должен. Нужно менять ситуацию: внести изменения в закон о выборах депутатов, — убеждён Григорий Заболотный. — Есть два варианта: либо пятьдесят на пятьдесят — половина партийцев и половина мажоритарщиков, либо открытые списки партий. Тогда на каждом округе был бы представитель каждой партии, а избиратели знали бы, кто должен лоббировать их территориальные интересы. …В противном случае опять придёт безликая масса, которая на уровне Киева будет решать свои проблемы и будут учитываться только корпоративные или политические интересы. Эти изменения готовятся на протяжении двух-трёх дней. И все знают, как это решить, но, наверное, делать это невыгодно. А нынешняя избирательная политика никогда не приведёт к росту доверия народа к власти. Для успешного развития территории нужны депутаты — патриоты своих регионов, а не «денежные мешки». Именно на эти вопросы нужно было бы в первую очередь обратить внимание и президенту, и премьеру, и председателю ВР.
— Речь сегодня должна идти о создании системы, предусматривающей максимальную ответственность перед избирателем, — считает председатель Винницкой облгосадминистрации Александр Домбровский. — Выборы по партийным спискам имеют определённый позитив, но серьёзный недостаток в том, что один-два лидера списка «протаскивают» за собой абсолютно неизвестных людей, значительная часть которых не понимают, какие законы должны приниматься и могут ли они вообще писать законы. Если речь заходит о политической реформе, изменениях определённых конституционных акцентов, я думаю, в первую очередь нужно говорить о смене избирательного законодательства в Украине. И не нужно изобретать велосипед — Европа, демократический мир эти этапы уже давно прошли. Путь создания 450 одномандатных округов — самая жёсткая система, но, возможно, и самая эффективная. Есть второй вариант — сформировать в Украине определённое количество округов и на каждом из них — свой партийный список. Тогда по процентному итогу каждой партии определённое количество проходит в ВР. Обе системы дадут возможность существенно расширить палитру регионального представительства в ВР и вытянуть нормальных региональных лидеров на уровень принятия решений, чтобы сделать динамику развития государства более позитивной.
…Очередные выборы — очередные ожидания, очередные обещания. Как и десять лет назад, и два года назад особых изменений не произошло. И даже спросить не с кого. Между тем последние новости из оживших партштабов свидетельствуют, что партии не торопятся переходить к системе с открытыми списками. Сказывается их зависимость от спонсорских денег, которые капитал отдаёт за проходные места во власть. Спорить об этом фактически на бегу, конечно, бессмысленно. Можно попробовать докричаться до VIP- пассажиров пролетающего мимо экспресса. Чтобы они хоть на местном уровне снизошли к чаяниям общин и людей. Проще говоря — вернуть мажоритарку или хотя бы отказаться от закрытых списков в органах местной власти.