На этой неделе в Турции завершился второй этап танковых испытаний в рамках перспективного тендера, предусматривающего организацию производства 1000 танков на территории Турции с частичной передачей технологий бронетанкостроения, что предположительно займет 10—15 лет и оценивается специалистами не менее чем в 4—4,5 млрд. долл. Учитывая, что в любом случае страна-победительница поставит в Турцию небольшую партию машин, в течение нескольких лет будет поставлять комплектующие и узлы танков, ее доля в проекте может составить минимум 1—1,5 млрд. долл. Несмотря на то, что реализация проекта по совместному производству с одним из зарубежных партнеров 1000 танков является долгосрочной перспективой (по информации турецкого генштаба, первые 250 машин будут произведены не ранее 2006 года), для любой страны в условиях общего снижения рынка бронетехники такой контракт стал бы решением проблемы отрасли на долгие годы.
ТЕХНИКА ПРОТИВ ПОЛИТИКИ
Как считает директор ГП «Прогресс» Сергей Самойленко, представляющий на тендере интересы Украины, по оценке технических результатов двух этапов танкового тендера в Турции, которые завершились в эту среду, из четырех стран-участниц испытаний — США, Германии, Франции и Украины — лидируют Украина и Германия. А на некоторых тестах украинский Т-84 «значительно превосходил машины конкурентов». Среди этих некоторых тестов прохождение «змейки», преодоление горы и водной преграды. Кроме того, военные эксперты Турции признали, что украинский танк более приспособлен к экстремальным температурам (первый этап тендера предусматривал тестирование танков в горах при условии низких температур). Интересно, что в течение обоих этапов ходовых испытаний танка не было ни одного теста, от которого Украина отказалась. Например, американский экипаж отказался преодолевать водную преграду, предусматривающую въезд танка в водоем глубиной 5 метров, глушение двигателя и выезд через определенное время. Несмотря на то, что официально это не влияет на позиции страны-танкостроителя в тендере, военные эксперты турецкого генштаба не преминули отметить результативность украинской команды. Более того, в кулуарах украинским оружейным бизнесменам приходилось слышать от турецких военных, что если бы решение принималось на полигоне, предпочтение однозначно было бы отдано Украине. Если к этому добавить, что Т-84 намного дешевле «Абрамса», «Леклерка» и «Леопарда», то станет ясным, что Украина еще не потеряла свой шанс.
Самым ответственным для Киева будет третий и последний этап, поскольку он предусматривает проведение стрельб боеприпасами стандартов Североатлантического альянса. Если Харьковская школа танкостроения особенно сильна в разработках трансмиссии, то собственные стволы Украина начала производить лишь с 1997 г., когда Россия отказалась поставлять их для Т-80УД, направлявшихся в Пакистан. Тем более, танковая пушка натовских стандартов впервые была представлена украинскими разработчиками только в прошлом году. Согласно условиям турецкой стороны, на стрельбах будет участвовать другой образец Т-84, уже со стволом стандартов НАТО.
Однако, к сожалению, тестируют машины одни, а генеральное решение примут другие. Правда, во время визита в Анкару в конце марта министра иностранных дел Украины Бориса Тарасюка министр национальной обороны Турции Сабахаттин Чакмакоглу официально заверил его, что Украина имеет одинаковые шансы с другими участниками выиграть тендер. При этом турецкий министр даже намекнул, что относительно участия в тендере Германии существует «много вопросов», очевидно, имея в виду выступления правительства Германии против продажи немецких танков в связи с вопросом о правах человека в Турции. В этом смысле Украина была бы для Турции весьма выгодным партнером, поскольку не выдвигает никаких дополнительных условий.
Есть один, как считают в Киеве, положительный для Украины аспект: Германия настолько давно и настолько серьезно присутствует на турецком рынке вооружений, что генштаб этой страны опасается, как бы зависимость от ФРГ не стала критической. Особенно в контексте смены официальных взглядов на торговлю оружием в этой стране с приходом к власти «зеленых». С другой стороны, многие эксперты склонны считать эти заявления лишь позиционной игрой с эксплуатацией на последнем этапе в качестве неоспоримого козырного туза лоббирование вступления Турции в ЕС.
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПРИЧИНЫ
Украина все больше нажимает на техническую сторону решения проблемы. К одной из последних новинок, позволивших легко игнорировать заявления России об эксплуатации на Т-84 усовершенствований российского происхождения, стала разработка черкасским НПК «Фотоприбор» прибора оптико-электронного подавления «Стража».
Однако некоторые пробелы украинского бронетанкостроения могут вылиться в достаточно ощутимые проблемы. Так, несмотря на заявления украинских военных о приобретении в текущем году партии танков Т-84 для Вооруженных Сил Украины, отсутствие денег на закупки техники могут не только поставить под срыв такой заказ, но расцениваться потенциальными импортерами украинских танков совсем по-иному. Для примера, российская армия получит в этом году в рамках госзаказа 30 новейших танков Т-90С от нижнетагильского «Уралвагонзавода». Не меньшей проблемой выглядят и перспективы модернизации производства самого танкового завода в Харькове. Еще одна нестыковка может произойти в связи с отсутствием в стране нормальной системы кредитования.
Интересно, что до сих пор не решено, в каком объеме передавать технологии бронетанкостроения в Турцию в случае, если там предпочтут иметь Т-84. Этот вопрос еще будет обсуждаться. Правда, как замечают оружейные бизнесмены, точно так же ведут себя и конкуренты. А кроме того, ни одна доселе произведенная лицензионная продажа военной техники не предусматривала абсолютно полной передачи технологий. Для сохранения влияния на производство. Может быть, Украина как раз и сумеет сыграть на этом?
Действительно, не вызывает сомнения, что если Украине будет «грозить» победа в таком крупном танковом тендере, правительство пойдет на любые гарантии и найдет практически любые кредиты.