Еще в ноябре, дав Наталье Королевской карт-бланш на ведение кампании в Донбассе, Юлия Тимошенко тем самым объявила о намерении получить на юго-востоке Украины уровень поддержки, отличающийся от величины статистической погрешности при проведении соцопросов.
Собственно, функционеры БЮТ еще с 2005 года каждую избирательную кампанию в Донбассе начинают с заявлений о том, что уж в этот раз они точно «сломают монополию Партии регионов». Но до сих это были разговоры в пользу бедных. Пустив пыль в глаза на публике, в кулуарах донецких партийных менеджеров хлопали по плечу и успокаивали: мол, не надо молодогвардейщины, сделайте все, что сможете…
Подводя первые итоги действий на «восточном фронте», можно отметить как серию провалов, так и ряд достижений. При этом следует учитывать, что из столицы Донбасс выглядит монолитным регионом, на самом же деле Донецк и Луганск — это «две большие разницы», да простят одесситы очередное цитирование их бессмертного афоризма.
Во-первых, нельзя не констатировать огромного объема вложенных ресурсов — лучшее свидетельство того, что на выборах-2010 все серьезно. Дошло до того, что в Луганской области на препятствия в доступе к медиа и наружной рекламе стали жаловаться… «регионалы»! По подсчетам местных аналитиков, начиная с октября, луганские СМИ выделяют под позитивные материалы о Юлии Тимошенко в два раза больше места, чем под рекламу лидера Партии регионов. И это, не считая статей о самой Королевской, чью депутатскую деятельность здешние массмедиа также освещают активно и зачастую позитивно.
В Луганской области технологам Тимошенко было проще закрепиться, и штаб кандидата от власти выехал, можно сказать, на личных связях своего начальника. Хотя с некоторых пор Наталья Королевская официально связана исключительно с производством мороженого, на Луганщине она известна под ником «Угольная королева». АОЗТ «Мета», компания Натальи и ее брата Константина Королевского, была одним из первых негосударственных участников угольного рынка. В качестве депутата Луганского облсовета Королевская занималась многими вопросами, связанными с угольной отраслью. И, судя по всему, авторитета среди угольных генералов с тех пор не утратила — из двенадцати доверенных лиц ЮВТ пятеро — угольные генералы, руководители государственных объединений, а глава «Ровенькиантрацита» Юрий Зюков даже официально возглавил один из местных штабов.
С угольными генералами, однако, следует держать ухо востро. «Регионалы», например, еще четыре года назад имели возможность убедиться, что директорат горнодобывающих ГП — публика крайне ненадежная. В сентябре 2005 года произошло событие, ранее немыслимое — в Донецком областном совете появилась фракция «Наша Украина» (!), в которую вошли четырнадцать депутатов. Из новоявленных сторонников Виктора Ющенко двое были пенсионерами, а все остальные представляли «угольный бомонд». Более того, среди них были активные участники Северодонецкого съезда. На выборах 2006-го года, как и сейчас, «красных директоров» обвиняли (и неоднократно ловили) на попытках задействовать админресурс в отношении своих работников. И, разумеется, нельзя забыть о том, что эффект от того, что и в 2006-м эта часть местной элиты работала на оранжевую команду, оказался обратным — Партия регионов победила с разгромным счетом.
Сейчас история повторяется — угольных генералов опять винят в попытках давить на рабочих, говорят о том, что администрация шахт грозится потребовать от каждого шахтера не просто поставить галочку «за Юлю», но и снять этот гражданский акт на камеру мобильного телефона.
Тем не менее угольные генералы, как могут, трудятся на благо Юлии Тимошенко. В Луганской области также открыто призвали своих рабочих поддержать Юлию Тимошенко руководители Алчевского меткомбината, входящего в группу ИСД, что вряд ли стало для кого-то большой неожиданностью.
Не являются секретом и дружественные отношения Натальи Королевской с Виктором Тихоновым, по личной просьбе которого она и купила находившийся в упадке «Луганскхолод». Политические пасьянсы часто не совпадают с палитрой личных связей. Например, Ринат Ахметов поддерживал теплые отношения с Раисой Богатыревой после ее исключения из партии и поплевывал при этом с высокой колокольни на осуждение секретаря СНБО со стороны руководства ПР.
Для полноты картины добавим еще немаловажную деталь — промышленный сектор Луганской области консолидирован более чем где бы то ни было. В регионе официально существует программа внутриобластной промышленной кооперации. «Программа региональной кооперации имеется давно. Мы стараемся сделать так, чтобы всю продукцию по адекватным ценам закупали, в первую очередь, у производителей Луганской области. Чтобы ремонтировали горно-шахтное и другое оборудование на предприятиях Луганской области. В общем, мы делаем все, чтобы деньги, которые приходят из бюджета в Луганскую область, работали на предприятия Луганской области», — так вкратце пояснял когда-то суть этого явления автору этих строк первый зам луганского губернатора Юрий Арефьев. Поэтому случайных людей здесь не бывает. Если местный — значит, «в системе».
В соседней Донецкой области подобными результатами работы в качестве представителя Юлии Тимошенко нардеп-куратор пока похвастать не может. Королевская предприняла попытку «сшить» подведомственные ей регионы идеологически, пообещав представить до конца года экономическую программу «Новый Донбасс» (чего пока не сделала). Пыталась найти фигуры, хотя бы приблизительно равные ей по влиятельности. Вышло неоднозначно…
Из руководителей крупных предприятий на публичную поддержку действующего премьера решился гендиректор ГП «Макеевуголь» Станислав Толчин. Еще в августе шахта имени Бажанова, входящая в его объединение, стала единственным объектом, который в канун Дня шахтера посетила Юлия Владимировна. Но и он из осторожности сам в список доверенных лиц и штабистов не вошел, делегировав туда замов. Поддержал Тимошенко директор Ясиноватского машиностроительного завода Виктор Трубчанин. Мариупольский металлургический магнат Владимир Бойко, которого пытались заманить первоочередным возвратом НДС, не поддался. На этой неделе на прямой вопрос журналистов он ответил: «Мы будем принимать всех кандидатов. Пожалуйста, сражайтесь… Пусть люди определяются и голосуют за кого хотят». Видимо, неудачная ставка на социалистов окончательно сделала Владимира Семеновича политическим космополитом.
Одну яркую фигуру на роль своего представителя в Донецкой области команда Тимошенко нашла, но неясно, принесет это больше вреда или пользы. Появление в списке доверенных лиц Юлии Тимошенко олимпийской чемпионки Лилии Подкопаевой ошеломило многих. А для регионалов самое неприятное заключается в том, что они сами приложили массу усилий в раскрутку имени Лилии Подкопаевой как одного из «символов Донбасса». К прославлению чемпионки причастен Виктор Янукович. В бытность донецким губернатором лидер Партии регионов стал первым, кто дал команду на разработку имиджевой программы нового Донбасса. Наряду с пальмой Мерцалова, фестивалями «Золотой Скиф», «Звезды мирового балета» и прочими пиар-проектами появились ежегодные спортивные турниры «Звезды шеста» и «Золотая Лилия». Сергей Бубка и Лилия Подкопаева ковали международную славу региона, зазывая именитых коллег по цеху в Донецк. Благодаря этому шахтерская столица постоянно появлялась в международных новостях — например, как место установления очередного мирового рекорда Еленой Исинбаевой. На первых порах, пока турниры не заинтересовали других спонсоров, под чутким руководством Виктора Януковича из областной администрации местных бизнесменов «настоятельно» просили поддержать эти проекты, формулируя предложение так, что отказаться было решительно невозможно.
Усилиями команды Железного лидера Лилия Подкопаева стала одной из культовых фигур Донбасса. Улиц ее именем пока не называли, правда, но зато есть в Святогорье детский оздоровительный лагерь «Золотая Лилия» (пребывающий в довольно запущенном, кстати, состоянии).
Соответственно, очень и очень многими поступок Подкопаевой будет расценен как неблаговидный, и, вполне вероятно, что это рикошетом ударит и по рейтингу Юлии Тимошенко.
Дает ли все перечисленное возможность надеяться на какой-то электоральный урожай, сложно сказать. Пока, ориентируясь на данные опросов, следует говорить о том, что отдача непропорциональна вложениям. По исследованию компании «Социополис», в Донецкой области за Тимошенко готовы проголосовать 5,2% из тех, кто придет на выборы, в Луганской — почти 10%. Во втором туре показатели поддержки составят соответственно 7,5% и 11,6%.
Если прогнозы социологов оправдаются, то можно говорить о некотором улучшении позиций, но еще не о прорыве. Для сравнения: в 2007-м году БЮТ набрал в Донецкой области 3,92%, в Луганской — 5,1%.
Рейтинги Януковича колеблются вокруг отметки 60% — результата ПР на выборах 2007 года. Сами социологи предостерегают, что к таким показателям пока следует относиться осторожно, поскольку 25—30% общества «закрыто для исследований» — именно такое количество респондентов отказывается отвечать на вопросы интервьюеров.
Пока донбасская команда Тимошенко вредит себе тем, что повторяет ошибки кампании Януковича 2004-го года. Это касается не только упомянутого админресурса и заполнения информпространства, но и кадровой политики. Первая чистка партийных структур от «идейных» произошла еще в 2005 году, когда многие местные карьеристы примкнули к победившей команде. Тех «дореволюционных» бойцов, которые стойко переносили все тяготы и риски, связанные с участием в БЮТ, среди «регионального» засилья, не осталось. И если на Луганщине бело-сердечных скрепляла в команду воля Натальи Королевской, то в донецкие лидеры областного уровня постоянно менялись, а штабные и партийные структуры сотрясали внутренние скандалы. На командных постах Донецкой организации БЮТ после оранжевой революции не было ни одного человека, которого собственные однопартийцы не обвиняли бы в развале работы и разворовывании партийной кассы.
Да и в разговорах с автором все знакомые функционеры штаба Юлии Тимошенко признаются, что занимаются там банальным зарабатыванием денег. Идейные бойцы либо выброшены на обочину оборотистыми аферистами от политики, либо всеми правдами и неправдами добились назначения в «центр» и уехали в Киев. А безверие в собственных рядах нельзя компенсировать погонными метрами хвалебных газетных публикаций и квадратными километрами рекламных площадей.