Несмотря на войну, Украина продолжает развиваться и обеспечивать предоставление публичных услуг гражданам. Одна из ключевых групп административных услуг — регистрация актов гражданского состояния (РАГС). Ее критичность заключается в том, что эти услуги нужны даже в период войны, ведь люди рождаются, вступают в брак, умирают. Этих услуг невозможно избежать и сложно отложить.
Чтобы понимать объем спроса только на три базовые услуги РАГС, приведем несколько цифр. В 2021 году зарегистрировано более 717 тысяч смертей. Еще почти 500 тысяч услуг — регистрация рождения и браков.
К сожалению, на примере «услуги по регистрации смерти» легко увидеть: государство после укрупнения территориальных громад не выполнило своего обещания не допустить отдаления услуг.
Динамика регистрации такова, что исполнительные органы местных рад в 2021 году составили на 71 тысячу актовых записей меньше, чем в 2020-м. Зато подразделения Минюста таких регистраций составили почти на 170 тысяч больше. Если оценивать в пропорциях, то по сравнению с 2020 годом она изменилась почти вдвое и составляет более чем 1 к 5 в пользу Минюста.
Горький пример этой печальной статистики. Плохо, что даже в такие трагические дни близкие покойника не могут зарегистрировать смерть в своем в селе или поселке, а вынуждены тратить время и средства (в том числе на дорогу), чтобы посетить органы РАГС Минюста. Такая же неутешительная динамика и услуг по регистрации рождения и брака.
Надо честно признать, что и до октября 2020 года со сферой РАГС были проблемы. Минюст официально держится за эти услуги, заботясь в первую очередь о наполнении спецфонда своего бюджета. Да, странная логика, когда орган государственной власти думает не о доступности услуг для граждан, а о своей ведомственной смете. Но так было еще и до большой войны, когда ресурсов было намного больше.
Таким образом, после окончательного укрупнения громад ситуация в сфере РАГС существенно ухудшается. Потому что даже сельские громады, выполнявшие полномочия РАГС, их теряют. И услуги будут продолжать отдаляться, ведь все государственные органы сейчас «оптимизируют» свои сети.
Что же здесь не так?
Да, собственно, прежде всего невыполнение обещанного государством главного постулата реформы, что во время децентрализации услуги не будут отдаляться от людей. Ведь полномочия РАГС раньше выполняли даже самые маленькие сельские и поселковые рады. После укрупнения громад этот вопрос попал на отдельное решение органов местного самоуправления (ОМС) и Минюста. К сожалению, известно, что Минюст последовательно «убеждает» ОМС не брать эти полномочия.
Можно упрекнуть и ОМС, которые в этой ситуации недостаточно заботятся о жителях, проживающих не в центре громады, и заставляют их ездить в бывшие районные центры. Но упрекать ОМС тоже не совсем справедливо, потому что если Минюст на этих услугах «зарабатывает» (торжественными церемониями, сомнительными платными консультациями, «браком за сутки» за тысячи гривен), то у ОМС такого «заработка» нет. Для них эти полномочия — дополнительные расходы из бюджета и дополнительные хлопоты с бланками, сейфами, реестрами и т.п.
29 апреля 2021 года, чтобы решить проблему с услугами РАГС, Верховная Рада Украины конституционным большинством приняла закон, который выровнял в полномочиях все территориальные громады (сельские, поселковые, городские, включительно с бывшими городами областного значения). То есть все ОМС потенциально могут брать к исполнению три базовые услуги РАГС.
На практике закон почти не заработал. Лишь более инициативные города начали получать полномочия. Но системно тенденция совсем противоположная. Услуги РАГС исчезают с сельских территорий и переходят в ведомственный формат предоставления. Минюст здесь действовал не только убеждением, но и новыми подходами в толковании закона (о статусе юридического лица для исполкома или ЦПАУ, требованиях обучать персонал ОМС и объеме их полномочий и т.п.).
Можно привести еще много аргументов, почему ситуация неправильная. Просто надо учесть следующее:
- РАГС — самые легкие из административных услуг. Почему их и дальше предоставляет министерство, а не ОМС в каждой громаде, непонятно, с точки зрения логики правления;
- каждый визит за такой услугой в орган ГРАГС Минюста — потерянное время (день) и средства граждан;
- это вопрос безопасности (в условиях войны, ковида, отсутствия электричества и транспорта);
- этот вопрос доверия к реформе, к государству.
К сожалению, нет никакой надежды, что Минюст изменит свою позицию и откажется от этих полномочий в пользу ОМС. Похоже, это министерство не доверяет местному самоуправлению. Поэтому такие же большие проблемы и в сфере государственной регистрации недвижимости и бизнеса, где с лета 2021 года не проводится тестирование для регистраторов, и эта профессия становится дефицитной.
Так что остается апеллировать разве что к новому руководителю «оптимизированного» Минрегиона, к народным депутатам Украины и самим ОМС и их ассоциациям. Надо требовать от правительства системных организационных мер, чтобы эти крайне важные услуги были доступны в каждой территориальной громаде, в каждом старостинском округе. Позаботьтесь о своих жителях.
Модель «через ЦПАУ во взаимодействии с Минюстом» здесь не подходит, потому что это преимущественно быстрые (неотложные) услуги, так что ни человек не имеет возможности ждать, когда ему привезут свидетельство из Минюста, ни для ОМС нет смысла в таких поездках и взаимодействиях. Именно поэтому услуги РАГС очень плохо представлены в ЦПАУ. То есть здесь должно быть реализовано самое полноценное делегирование полномочий в ОМС.
Без этих решений из-за ведомственных интересов все больше граждан Украины вынуждены преодолевать значительные расстояния, тратить время на визиты и ругать власть.
Больше статей Виктора Тимощука читайте по ссылке.