10 ноября Антимонопольный комитет Украины дал согласие на создание концерна «Бронетехника Украины» (г.Харьков), учредителями которого выступили 34 оборонных предприятия Украины, в основном государственные. Деятельность концерна будет нацелена на разработку, производство и реализацию бронетехники и технически сложной наукоемкой продукции военного назначения. Главным предприятием концерна «Бронетехника Украины» является ГП «Харьковский завод им. Малышева», а на учредительном собрании по созданию концерна 14 июля с.г. президентом новой структуры был избран заместитель министра промышленной политики Украины, генеральный директор завода им. Малышева Григорий Малюк.
Однако решение АМКУ - лишь следствие другого, более серьезного события, изменившего правила игры для украинских торговцев оружием. Речь о том, что 4 ноября ГП «Харьковский завод им. Малышева» получил право спецэкспортера на мировом рынке оружия и теперь будет продавать танки без посредника. Возможно, это событие не было бы столь знаменательным, если бы завод получил право самостоятельной торговли вместе с рядом других предприятий. Однако решение по танкостроительному заводу принималось отдельно, по личному распоряжению Президента Украины, в немыслимо короткие сроки (если по другим оборонным предприятиям решение не могли принять почти год, то по ГП «Харьковский завод им. Малышева» оно было принято за 8 дней) и в обход постановления правительства №838 (которое предписывает предприятию, которому отказали, обращаться не ранее чем через год). В июле с.г. «малышевцам» отказали...
История сражения
Отказ ГП «Харьковский завод им. Малышева» обоснован отсутствием на предприятии развитых структур для ведения переговоров по реализации военной продукции и опыта подписания контрактов - так прокомментировали прессе тот факт, что предприятие не оказалось в списке счастливчиков, которым было дано право спецэкспортеров. Напомним, 12 июля с.г. специальное постановление предоставило право «осуществлять экспорт-импорт товаров военного назначения и товаров, содержащих сведения, представляющие государственную тайну», дочерним предприятиям ГК «Укрспецэкспорт» - «Укроборонсервис», «Прогресс», «Укринмаш», «Промоборонэкспорт» и «Спецтехноэкспорт», ГП «ТАСКО-экспорт» (полномочия по экспорту и импорту военных взрывчатых веществ, боеприпасов и их элементов), ГАХК «Артем», ОАО «Мотор-Січ», киевскому заводу «АВИАНТ», ГП «Научно-исследовательский институт радиолокационных систем «Квант-радиолокация», а также ГП «АНТК им. Антонова». Кроме того, право на экспорт услуг по авиаперевозкам товаров военного назначения и реализацию самолетов, полученных от военного ведомства (при взаимодействии с госпосредником), было предоставлено ГП Министерства обороны «Украинская авиационная транспортная компания». Документ также содержал примечательное указание о том, что во время проведения внешнеторговых операций с товарами военного назначения уполномоченные субъекты внешнеэкономической деятельности должны осуществлять маркетинг рынка сбыта и устанавливать внешние цены по согласованию с ГК «Укрспецэкспорт».
Не только один Г.Малюк считал, что его завод несправедливо вычеркнули из списка. Например, точно такого же мнения и руководство запорожской «Искры» и донецкого «Топаза». Однако бронетехника составляет едва ли не половину всей продукции военного назначения, которую Украина реализовывает за рубеж. Отсюда и сила танкового лобби, так как если завод сам заключает и реализовывает контракт, то и деньги курсируют по несколько другой схеме. Поэтому естественно, что не все в Киеве были рады усилиям харьковчан. В этой связи показательной была позиция бывшего секретаря Совета национальной безопасности и обороны Украины Владимира Горбулина, который практически и курировал оружейный бизнес в Украине. «Дав определенное поле деятельности нашим отдельным предприятиям, мы иногда и контракты теряем, и политическую оценку получаем не всегда такую, как бы нам хотелось», - считал Владимир Павлович в начале года. Не менее категоричен был и первый заместитель секретаря СНБОУ, председатель Комиссии по вопросам экспортного контроля и военно-технического сотрудничества Украины с иностранными государствами Владимир Радченко, заявив на выставке IDEX-99, что «в этой деятельности (торговле оружием. - Авт.) не может быть анархии, поэтому все решения по ВТС находятся в поле зрения руководства государства». Трудно сказать, будет ли ГП «Харьковский завод им. Малышева» учитывать в своей внешнеэкономической деятельности политический аспект, как этого хочется людям на Банковой. Во всяком случае, на последнем заседании упомянутой комиссии в адрес завода было высказано недовольство относительно громких заявлений его представителей. Однако на тот момент судьба предприятия уже была решена - танковое лобби окрепло настолько, что смогло противостоять и людям, непосредственно принимающим решения в ВТС. С другой стороны, если пенсионеры, военные и прочие лица, которым государство задолжало, получили все в качестве предвыборного подарка, то почему не может получить такой подарок отдельно взятый завод... Поэтому, приехав в рамках предвыборного тура в Харьков 11 октября, глава державы 20 октября уже дал поручение внести изменения в постановление Кабмина от 12 июля №1228, реализованное 4 ноября.
Незадолго до этого события министр промышленной политики Василий Гуреев высказал автору убеждение, что когда речь идет о небольших по объему контрактах, они должны быть реализованы через государственного посредника - «Укрспецэкспорт», а крупные контракты должно заключать само предприятие. По его мнению, руководство завода показало, что способно надежно работать на рынке. Но, очевидно, даже он не ожидал, что все произойдет настолько быстро, ибо, комментируя возможность нарушения постановления правительства Украины № 838, министр отметил, что «во-первых, до конца года осталось несколько месяцев, а во-вторых, в случае возможности предприятия заключить крупный контракт, например с Турцией, можно принять отдельное правительственное решение». Насколько дальновидным окажется решение Президента Украины, мы все сможем увидеть в новом году. Безусловно, если завод сумеет заключить сделку таких масштабов, о которых упоминал министр В.Гуреев, отстоять свою позицию ему, скорее всего, удастся. Если нет, мы все окажемся участниками неудавшегося эксперимента, каких, в принципе, в стране уже было немало.
Контракты
По прогнозам фирм «Форкаст интернэшнл» и «Дифенс маркетинг сервис», в ближайшие 10 лет правительства разных стран мира затратят на приобретение танков в общей сложности около 50 млрд. долл. В большинстве своем это дешевая продукция, оснащенная основными боевыми системами и производимая крупными сериями. Что касается экспорта танков, то при общем ежегодном объеме продаж за 2001-2008 гг. в 750 единиц на новые конструкции их придется около 400 единиц.
Что касается ГП «Харьковский завод им. Малышева», то загрузка его мощностей сегодня не превышает 30%. Напомним, что в лучшие времена предприятие выпускало до 800 танков ежегодно. И способно повторить такие результаты, если будут заказы. Ныне завод имеет, кроме крупнейшего пакистанского заказа, около десятка небольших контрактов. Самый крупный из них - поставка Иордании 50 новых бронетранспортеров БТР-94 на сумму 6,5 млн. долл., который будет завершен до конца года. В ноябре с.г. предприятие завершает реализацию танкового контракта для Пакистана на сумму около 650 млн. долл. И, по словам Г.Малюка, надеется «на дальнейшее развитие контракта», ожидая предложения от Пакистана. Среди достижений завода гендиректор выделяет освоение производства артиллерийских танковых систем и сварно-катаной башни, адаптацию танкового двигателя и в целом моторно-трансмиссионного отделения для работы в условиях жаркого климата и высокой запыленности местности, что «позволило обеспечить преимущества малышевских машин над их конкурентами». В целом же в процессе выполнения заказа в конструкцию танка «были внесены более 100 серьезных конструкторских усовершенствований», подчеркнул он во время презентации концерна «Бронетехника Украины».
Кстати, эта структура также призвана выполнить для завода опреденную защитную роль. Во-первых, концерн открыт для участия в его деятельности как украинских, так и зарубежных предприятий бронетанковой отрасли, что может привлечь к сотрудничеству Россию. Потеряв от разрыва кооперации в танкостроении около 150 млн. долл., российская сторона, похоже, готова пересмотреть имперские подходы к украинскому танкостроению. Восстановление разорванных производственных связей, по мнению Г.Малюка, «позволило бы скоординировать усилия российских и украинских предприятий для создания перспективных образцов машин или использования отдельных преимуществ для снижения цен и повышения конкурентоспособности изделий». Скорее всего, харьковчане имеют надежду, что Россия сделает заказ на поставки украинских дизельных двигателей для 250 российских танков Т-90С. Переговоры РФ с Индией на предмет поставок танков Т-90С, как утверждает российская пресса, должны завершиться также в ноябре с.г. Испытания в пустыне Раджастан этим летом показали, что российские двигатели не выдерживают 50-градусной жары, и поэтому индийские генералы потребовали устранить этот недостаток. Но даже если заказа от России не поступит, а танки будут Индии проданы, в Харькове не очень расстроятся: с Пакистаном сегодня продолжаются переговоры не только о создании нового танка «Аль-Халид», для которого Украина, скорее всего, будет поставлять моторно-трансмиссионные отделения, но и о поставке еще одной танковой дивизии, то есть более 300 машин. Поэтому можно утверждать, что Киеву выгодна российско-индийская сделка в любом виде. В Киеве, кстати, не усматривают проблемы в том, что поставки оружия и тем, и этим являются нарушением некой этики на рынке оружия. Кстати, и Париж на этой неделе снял эмбарго на отправку боевой техники Исламабаду, введенное вскоре после военного переворота в Пакистане 12 октября. Так пакистанской подводной лодке класса «Агоста» и восьми истребителям «Мираж-3» и «Мираж-5» 9 ноября было дано разрешение покинуть территорию Франции. (По соглашению сторон, устаревшие подлодка и боевые самолеты модернизировались на французских военных предприятиях и уже были готовы отбыть на родину, когда в Пакистане военные свергли гражданское правительство.) А представитель французского МИДа отметил, что после изучения всех обстоятельств возникшей проблемы Париж пришел к выводу о том, что у него нет законных оснований для задержки имущества, принадлежащего другой стране. Хотя Франция предупредила, что в дальнейшем будет «тщательно контролировать» все экспортные поставки вооружений Пакистану.
Есть еще перспектива заключения танкового контракта с Грецией, но если до сих пор не подписан контракт на продажу этой стране двух малых десантных кораблей на воздушной подушке типа «Зубр», о чем как о деле практически свершившемся говорил во время сентябрьского визита греческий военный министр, трудно предположить, что это может случиться настолько скоро, что спасет завод, если он не сумеет заключить других контрактов.
Другой далекой перспективой для харьковчан остается Турция. Немцы, несмотря на яростные нападки «зеленых», все же решились отправить свой «Леопард» на испытания. Туда же в ближайшем будущем отправится и украинский Т-84. На объявленном Турцией тендере по совместному производству для этой страны 1000 танков шансы Харькова на победу весьма высоки. С Украиной будут бороться за победу США, Германия, Франция и Италия. Политическая ситуация пока для Украины складывается удачно, а переговоры с рабочими группами Турции, регулярно посещающими «Укрспецэкспорт» и завод им. Малышева, проходят весьма успешно. Кроме того, не исключено, что Украина выступит с одним или несколькими партнерами. Например, недавно Харьковское конструкторское бюро им.Морозова (ХКБМ) заключило через ГК «Укрспецэкспорт» контракт на совместное со швейцарской фирмой «Свис Ордненс Энтерпрайс Корп.» (Swiss Ordnace Enterprice Corp.) изготовление опытного образца 120-мм танковой пушки. Согласно контракту, украинская сторона занимается изготовлением казенной части пушки, а швейцарская - ствола калибра 120 мм (натовский стандарт). Общее испытание пушки должно пройти в Швейцарии. В случае положительных результатов испытаний пушка будет смонтирована на украинский танк. Сегодня работа Украины с европейскими партнерами стала почти обыденным делом, что лишь подтверждает ее восприятие как серьезного претендента на всех ближайших тендерах.