Пилотный проект. Детали и главное

3 июля, 2015, 22:00 Распечатать Выпуск №24, 3 июля-10 июля

Одесская область с приходом Саакашвили стала пилотным проектом по борьбе с коррупцией и проведению реформ в стране. А назначение самого Саакашвили, можно сказать, стало пилотным проектом президента страны. И потому сегодня понятно всем, что ставки чрезвычайно высоки как для Михаила Саакашвили, так и для Петра Порошенко. Но прозрачность действий и кулуарные договоренности — это две несовместимые линии.И если они пересекутся (или пересеклись), то перечеркнут все.  

 

Месяц как Михаил Саакашвили правит Одесской областью. Слишком малый срок, чтобы делать какие-либо выводы. 

Но автор грузинских реформ взял настолько стремительный темп, что все в ожидании результата уже с первых дней его правления. К тому же велико чаяние перемен, как, собственно, и велика боязнь провала. Отдельные проекты реализовать можно. А вот сломать систему в одной отдельно взятой области, да еще одним махом — это вряд ли получится. Впрочем, пока продолжаются гадания на кофейной гуще — "получится-не получится", пока идут кадровые конкурсы, Одесса, да и вся страна следятза многочисленными встречами, заявлениями и перемещениями нового губернатора, как бы получившего карт-бланш от Петра Порошенко. Его шаги через увеличительное стекло рассматривают и противники, и сторонники, у которых уже появились тревожные вопросы к новому руководителю области. 

На этой неделе Михаил Саакашвили вместе с министром юстиции Павлом Петренко, мэром Одессы Геннадием Трухановым и директором международной благотворительной организации "Фонд Восточная Европа" Виктором Ляхом подписали меморандум о сотрудничестве в предоставлении административных услуг. Новый центр должен заработать месяца через три-четыре. Это один из проектов, который Саакашвили обещал реализовать в самое ближайшее время. Но при этом за кадром осталось одна важная деталь, которая, конечно же, не осталась незамеченной. 

Презентация проекта проходила в здании "Платинум банка". Там же и планируется открыть будущий Дом юстиции, как его назвал Саакашвили. Естественно, это не могло не вызвать вопросы. Тем более что ранее для этих целей предназначалось помещение издательства "Черноморье". И на его ремонт из областного бюджета было выделено около 27 млн грн. 

Конечно, здание банка на проспекте Шевченко с зеленым садом и просторным холлом, да еще и (рядом с областной госадминистрацией) куда респектабельнее помещений на Черемушках. Но какова цена вопроса? На каких условиях банк предоставляет свои залы, и на какой срок? 

Дело в том, что это здание (недостроенный в советские годы Дом политпросвета был продан банку "Украина", а после его банкротства отвоеван областным советом) является собственностью "Финбанка", который недавно передал его "Платинум банку". Оба этих финансовых учреждения, как известно, в банковской среде связывают с именами одесских бизнесменов — Бориса Кауфмана и Александра Грановского, которых давно окрестили банкирами Семьи Януковича. Хотя глава наблюдательного совета "Платинум банка" в одном из своих интервью в СМИ подчеркивал, что Кауфман и Грановский не имеют отношения к их банку. В то же время известно, что вкладчиков "Финбанка" перевели в "Платинум банк". Так вот, вышеупомянутые одесские бизнесмены являются и хозяевами одесского аэропорта, попавшего в поле зрения Михаила Саакашвили сразу же по прилету в Одессу. Напомним: вначале новоназначенный глава области возмутился высокими ценами на авиабилеты, а затем и затянувшейся реконструкцией. 

Еще в 2011-м город передал аэропорт в частные руки. Инвесторы должны были давно найти средства на реконструкцию взлетно-посадочной полосы и построить современный пассажирский комплекс. Вначале они обещали сдать его к концу 2013 года, потом к концу 2014-го, сейчас обещают к концу 2015-го. А пока ведутся работы они эксплуатируют прибыльный одесский аэропорт, и, как уверяют местные депутаты, за счет его доходов ни шатко ни валко проводят реконструкцию. Одесский горсовет, получивший за имущество аэропорта долю в новом предприятии в размере 25%, взялся через суд добиваться расторжения договора с инвестором, поскольку тот не платит городу дивиденды и не выполняет в полном объеме взятые на себя обязательства. 

Михаил Саакашвили резко высказался и в адрес инвесторов, и мэрии, которая сперва дала добро на передачу аэропорта в частные руки, а потом стала судиться с ними вместо того, чтобы отменить свое решение. "Потому что все в доле", — возмутился Саакашвили. Но после встречи с новыми хозяевами его риторика изменилась. Губернатор сообщил, что инвесторы пообещали ударными темпами завершить строительство нового терминала. В противном случае область найдет другую площадку под Одессой для строительства современного аэропорта.

Словом, мэрия со своими исковыми требованиями оказалась сегодня в интересном положении. Впрочем, Геннадий Труханов не видит тут никаких противоречий и в комментарии ZN.UA заверил, что горсовет будет продолжать через суд добиваться замены пунктов договора. "Требования губернатора в кратчайшие сроки достроить терминал и найти деньги на взлетно-посадочную полосу. Наши исковые требования этому не противоречат. Мы не согласны с распределением долей между городом и инвестором, не согласны с заниженной оценкой имущества аэропорта, переданного инвестору, и по ряду других моментов. Они должны быть пересмотрены. При этом речь не идет о смене инвестора. Они сегодня не стоят к нам в очереди. Но город хочет знать цифры. Сколько и на что потрачено? И где дивиденды города? И еще — до сих пор так и нет однозначного ответа, нашел ли инвестор, как и обещал, деньги на взлетно-посадочную полосу".

А вот бывший губернатор Игорь Палица более прямолинеен. Когда судебное заседание по иску мэрии, назначенное на 18 июня, перенесли, он на своей странице в Facebook обратился к Саакашвили с просьбой включиться в процесс и помочь вернуть аэропорт в собственность города. 

Палица рассказал, как к нему (в его бытность губернатором) приходил один из собственников аэропорта и предлагал взятку. Это случилось после того, как Геннадий Труханов (не дождавшись помощи от прокуратуры) обратился в суд с требованием расторгнуть договор с инвестором. Сам же Палица обращался с письмом в Генпрокуратуру с просьбой вмешаться и помочь вернуть аэропорт в коммунальную собственность. Но прокуратура устранилась от решения этой проблемы. Кое-кто такое поведение стражей закона связывал тогда с ночным визитом Кауфмана в администрацию президента еще летом прошлого года.

Так вот, бывший губернатор поведал, что за решение Одесского горсовета в пользу инвесторов тогдашний мэр Одессы Алексей Костусев получил квартиру стоимостью в 7 млн долл. Об этой "подачке" ему сообщил сам взяткодатель, давший понять Палице, что, получая от работы аэропорта прибыль в размере 10 млн долл. в год, инвесторы найдут возможность сохранить аэропорт в своих руках. "Не хотелось бы думать, что готовность собственников аэропорта отдать часть своего дорогущего здания банка под новый центр админуслуг может как-то помешать общине вернуть украденное в период правления Януковича", — подытожил Палица. Готов ли Палица ратовать за возвращение всего "украденного в период правления Януковича" — большой вопрос. Да и к самому Саакашвили экс-губернатор с партнерами относятся с подчеркнутой предвзятостью. Но с аэропортом-то и, правда, есть проблема…

На просьбу автора этих строк прокомментировать ситуацию со зданием банка, помощник Саакашвили г-жа Марико заявила, что в данный момент такой возможности нет. А что касается проблем аэропорта, то о деталях можно будет говорить максимум через месяц. 

После прогремевшего на всю страну конфликта между губернатором Одесчины и главой Госавиаслужбы, история с одесским аэропортом, как известно, имела свое продолжение. Ситуация там оказалась куда сложнее, чем думалось губернатору поначалу. И она не ограничивается только проблемами реконструкции. После того, как стало ясно, что авиатопливо в одесском аэропорту намного дороже, чем где-либо, и что монополисты держат в своих руках все наземное обслуживание самолетов, Саакашвили попросил СБУ заняться этим вопросом вплотную, чтобы дать возможность зайти в аэропорт другим компаниям, что позволит снизить цены на авиабилеты. 

Одесская область с приходом Саакашвили стала пилотным проектом по борьбе с коррупцией и проведению реформ в стране. А назначение самого Саакашвили, можно сказать, стало пилотным проектом президента страны. И потому сегодня понятно всем, что ставки чрезвычайно высоки как для Михаила Саакашвили, так и для Петра Порошенко. Но прозрачность действий и кулуарные договоренности — это две несовместимые линии.И если они пересекутся (или пересеклись), то перечеркнут все.

 
Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Nagel  Herr Nagel Herr 5 липня, 11:23 Силой, "по закону", Саакашвили этот конфликт не решит. Во-первых, законодательство в нашей стране достаточно запутанное и противоречивое. Во-вторых, судебной реформы мы все еще не дождались и суды работают по старому принципу:"кто больше занес, тот и прав". В третьих, несмотря на бОльшие полномочия, чем у обычного губернатора, Саакашвили, все таки не президент, и воевать с местными олигархами, всеми и сразу, ему не удастся. Придется искать общие интересы, как и всем в этой стране, или надевать на голову тазик для бритья, как Дон-Кихоту согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №44, 17 ноября-23 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно