ПЕРСПЕКТИВЫ ДЛЯ ГОРОДСКОЙ ВЛАСТИ ВСЕМ ГОРОДАМ ПОСВЯЩАЕТСЯ

Поделиться
Городская власть: политика и самоуправление У нас есть негласная «шкала успеха»: мы оцениваем успешность карьеры любого политика с точки зрения его шансов занять ту или иную должность в центральных органах власти...

Городская власть: политика и самоуправление

У нас есть негласная «шкала успеха»: мы оцениваем успешность карьеры любого политика с точки зрения его шансов занять ту или иную должность в центральных органах власти. И такая шкала успеха позволяет говорить, что депутат городского совета находится на последнем уровне, где политики уже нет или она суть производная от политики, осуществляемой на национальном уровне.

Нетрудно заметить, что в основе такого мнения лежит представление о политике как об иерархической системе. Оказываясь в плену этих мифов, мы подменяем политику управлением. Поэтому считается, что городская власть подчинена иерархии государственного центра и не может иметь отношения к глобальным и национальным процессам иначе, как только через центральную власть. И хотя мы знаем, даже на опыте собственном, что в разных городах Украины с постоянной периодичностью возникают конфликты между городской властью и областной (она же часть общей вертикали власти), объясняем мы это скверными особенностями психологии городских лидеров и не видим за такими конфликтами объективного противоречия. Города никогда не были и не будут частью вертикали исполнительной власти. Говоря иначе, местное самоуправление даже при отсутствии адекватного законодательства всегда будет противопоставлено власти центральной. Более того, развитое самоуправление начинает эффективно конкурировать с центральной властью не только в областях, связанных с организацией жизнедеятельности населения, но и сферах, традиционно считающихся прерогативой государства – в создании инфраструктур, создании условий для инноваций, привлечении инвестиций. Зачастую отдельные города интегрированы в мировую экономику значительно глубже, чем страна, в которой они находятся. При этом, конечно, я говорю не о любом самоуправлении, а о самоуправлении городском. Именно город представляет собой такое образование, которое позволяет самоуправлению стать самостоятельным и самодостаточным субъектом развития собственной территории. Именно в городах сегодня сосредоточена «критическая масса» представителей самостоятельного сословия, которое сформировалось не за счет близости к центральному аппарату распределения национальных благ. Это сословие само определяет требования к развитию и рассматривает себя изначально как инвестора этого развития. Город и демократия — понятия родственные. Государство часто ассоциируется с тоталитаризмом. Вот почему мы обсуждаем перспективы местного самоуправления не только в рамках обеспечения жизнедеятельности граждан. Мы рассматриваем городскую политику как плацдарм для появления новой политической культуры. Мы рассматриваем развитие украинских городов, и Киев в особенности, как основу для процессов международной коммуникации и интеграции в мировое пространство конкуренции за участие в проектах, определяющих новые циклы технологического развития цивилизации.

Государство обеспечивает только воспроизводство,
а развитие — города

Позиция нового взгляда на город появляется внутри кризиса государственной организации мира. Страна уже не является адекватным для мирового процесса развития пространством коммуникации и самоидентификации элиты. Процессы экспансии, характерные для межгосударственных отношений, не имеют никакого отношения к городам. Города выстраивают процессы обмена и инфраструктурного развития. Город обеспечивает развитие, но технология этого развития принципиально отлична от развития государств – города втягивают в себя все новое, создают особый «питательный бульон» для развития всего, что может двигаться самостоятельно и приносить богатство городу. Государства развиваются путем экспансии и удержания. В каком-то смысле мы можем утверждать, что выбор между политикой городской и политикой национальной происходит на мировоззренческом уровне.

Именно города без посредства стран формируют мировую инфраструктуру транспорта, связи, финансов, образования, инноваций, науки. Эта инфраструктура развивается уже не по государственному и не по национальному принципу, а по принципу взаимодействия многих культур.

Страны же только приспосабливают эту новую структуру мира под свое старое представление о мире из национальных государств. В этом смысле страны начинают проигрывать городам. Мировым ресурсом становятся города. Страны уже не занимаются даже созданием условий для производства – защита национальных производителей (интересов), сбалансированное (управляемое) развитие, ограничение процессов миграции и многое другое — фрагменты идеологии сдерживания, лежащей в основе любой государственной политики. Это создает особую системную ситуацию кризиса в Украине. Когда вся государственная машина защищает и воспроизводит остатки того, что осталось от Советского Союза, а новое эта система не может производить, ибо исторически создавалась для сохранения, а не для развития и инноваций. Прорыв возможен только в городах, а города еще слабы, самостоятельное городское сословие не осознало свою миссию и само часто самоопределяется как нижний уровень управления в государстве.

В нашей стране основные бюджетные деньги зарабатываются в городах, а центральная власть постоянно изымает эти деньги, лишая городские инфраструктуры возможности обновляться. Таким образом государство постоянно подрывает самодостаточность городов, тратя заработанные ими деньги неэффективно. То есть городское самоуправление финансово выигрывает у представительской центральной власти, но, не имея рычагов управления, проигрывает политически.

Города — глобальная инфраструктура мира

Не страны, не транснациональные корпорации и не надстрановые объединения создают будущий глобальный мир, а города. Сегодня можно сказать, что развиваются уже не города, а мировая инфраструктура через города. И точками крепления мирового развития к территории являются города. Эта инфраструктурная связь с другими городами развивает города как узлы этих инфраструктур.

Города сегодня представляют собой не просто концентрацию различных ресурсов — человеческих, культурных, финансовых, инфраструктурных, организационных. Эти ресурсы организованы в общемировую сеть. Мы здесь имеем дело с новым ресурсом внутри новой структурной организации мира.

Если мы хотим видеть Киев мировым городом, тогда он должен быть приспособлен для жизни и работы любого человека планеты. Город изначально мыслится как полисистема, в отличие от государства, которое постоянно стремится к моно- или гомосостоянию. Я не берусь утверждать, что новая городская элита Киева в состоянии взять на себя ответственность за развитие и включение столицы в мировую инфраструктуру. Но я уверен, что такой шанс у городского сословия есть и реализовывать его можно именно посредством городской политики.

И вопрос для городской элиты стоит так: либо она участвует в конкуренции мировой, либо она вообще нигде не участвует. Мировая инфраструктура и есть предмет для размышлений на городском уровне.

Выход из кризиса на уровне страны невозможен, поэтому города приобретают шанс предложить такой выход. Столичной элите тем более нужно понять, что она развивает не столицу-город для страны среди других стран, а город-столицу в мировой сети городов.

Элита — это люди, имеющие «длинную» волю, а не «мертвую хватку»

Впервые в социологии элита начинает описываться как часть правящего класса (уровня), связанная особым способом кооперации и коммуникации между различными социальными позициями. Элита появляется тогда, когда в одном пространстве принятия решений одновременно оказываются политики (государственные служащие), ученые (инженеры) и бизнесмены (инвесторы): ученые производят идеи, политики обеспечивают организационные условия, а бизнесмены научаются на этом зарабатывать деньги и оплачивать первых и вторых.

Что же имеем теперь в стране и в городе?

Сегодня роль элиты исполняют представители бизнеса. Олигархи — это те же бизнесмены, только в квадрате. Они мыслят город или страну как старое хозяйство, которое нужно распределять. Все, что реализуется, должно давать быструю и ощутимую выгоду или прибыль. Направления развития города задаются только активностью бизнеса, и в этом проблема. Теряется стратегический подход к развитию города, а значит к развитию вообще. Чиновники тоже не обеспечивают развития. Во-первых, часть их превращается в бизнесменов. Во-вторых, они не могут сформировать сферу публичной политики в силу традиционного недоверия к городской общественности. В-третьих, мировые процессы инфраструктурного развития городов находятся вне поля их зрения, поскольку они заняты хозяйствованием.

Роль ученых, историков, архитекторов в городских процессах снизилась невероятно. Нам нужно сильное гуманитарное развитие города, а это наука и образование. Элита подразумевает особую форму коммуникации и взаимодействия разных социальных групп. Городская элита принципиально не провинциальная. Национальная элита в большей своей части провинциальна.

Украина — не сельскохозяйственная страна, потому что 70% населения страны живет в городах. Быть сельскохозяйственной страной — значит быть вне мировых тенденций. Когда мы смотрим на цифры и структуру ВВП, то понимаем, что тезис о сельскохозяйственности нашей страны — обман. Машиностроение, технологии, информационная структура — это городские продукты, продукты городского мышления.

При этом политическая национальная элита в Украине – преимущественно сельская по происхождению. Что бы ни строили представители с сельским происхождением, у них все равно получается провинция. Перспективы для следующей городской власти — мыслить город в мировом масштабе.

Малые, по сравнению со страной, масштабы городов позволяют совершать системные действия, и эти действия управляемые. То есть у города есть реальный шанс понять изложенные проблемы, создать условия для их решения, обеспечить развитие и вывести страну из кризиса.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме