Инвестиционный климат Украины: глобальное потепление

Поделиться
Стратегической целью украинской внешнеэкономической политики является активное вовлечение страны в международные интеграционные процессы...

Стратегической целью украинской внешнеэкономической политики является активное вовлечение страны в международные интеграционные процессы. Однако реализация этой задачи требует концентрации значительных интеллектуальных, материальных, финансовых и природных ресурсов для развития стратегических, «прорывных» технологий как основных факторов конкурентоспособности в мировом сообществе.

Например, для того чтобы достичь уровня, необходимого для вступления в ЕС, Украине нужен годовой ВВП порядка 300 млрд. долл., или 6 тыс. долл. на душу населения. Экономические предпосылки вступления в ЕС базируются на том, что подобный достаток позволяет стране в основном решить самые насущные социально-экономические проблемы. Так, ВВП на душу населения в Германии составляет 25 тыс. долл., Польше — 4,5 тыс., Болгарии — 1,55 тыс. долл. В Украине же — менее тысячи долларов. Ни в Европе, ни в Азии, ни в Северной Америке уже почти не осталось стран с таким уровнем ВВП на душу населения и средней зарплатой чуть меньше 80 долл. в месяц. Простой математический расчет показывает: чтобы 50 млрд. долл. ВВП превратились в 300 млрд. при ежегодном росте даже на 10%, потребуется 20 лет.

И это при условии стабильного притока капитала в народное хозяйство. Но в Украине, как и во всех странах постсоветского пространства, уровень внутренних сбережений и инвестиций очень низок и явно недостаточен для стабильного экономического роста. Это объясняется низкими частными доходами, низкой рентабельностью в промышленности, а также значительной долей безналичных, а немного ранее — и бартерных операций.

С другой стороны, формирующийся новый глобальный экономический порядок создает уникальные возможности. Международная торговля растет в среднем на 6—8% в год, что вдвое больше, чем рост продукции в мировом масштабе. А зарубежные инвестиции стабильно опережают обычную торговлю. Через эти рынки капитала оборачивается в день не менее 1,5 трлн. долл. (400 трлн. долл. в год). Именно финансовые рынки наиболее ярко демонстрируют процессы экономической глобализации.

Глобализация мировой эко-
номики и европейская интеграция ставят перед Украиной вопрос о собственном геополитическом позиционировании. Более того, сегодня для нашего государства проблема определения своего реального места в мире становится критической. Ведь правильный выбор будет определять успешное экономическое развитие страны и ее способность максимально эффективно интегрироваться в глобальное пространство. Сама же реализация интеграционных планов зависит от того, сможет ли страна в определенные сроки привлечь критическую массу инвестиций. Таким образом, сейчас перед Украиной стоит двуединая задача — определение приоритетов развития и построение эффективной инвестиционной модели, способной обеспечить финансирование модернизации и наращивания производственных мощностей.

По оценкам экспертов, для нормального развития экономики Украины требуется дополнительных инвестиций от 80 до 100 млрд. долл. США. В то же время прямые иностранные инвестиции за тринадцать лет независимости составили всего лишь 5,3 млрд. долл. Цифра более чем скромная. Например, Чехия за это же время получила более 20 млрд. долл. Ежегодные инвестиции в Польшу составляют 4—5 млрд. долл., тогда как в Украину — 0,5 млрд. По объемам иностранных инвестиций на душу населения Украина уступает даже Албании и Казахстану. По данным американской ассоциации Economist Group, по уровню инвестиционной привлекательности Украина находится в седьмом десятке стран. Согласно официальной статистике, ежегодный прирост инвестируемого иностранного капитала в страну составляет около 15%, но это без учета денег, вывозимых нерезидентами из Украины. Сейчас на каждые три доллара вложенных инвестиций приходится один доллар официально вывезенного капитала. Это объясняется расторжением инвестиционных договоров из-за повышения инвестиционных рисков в стране.

Существует целый комплекс факторов, влияющих на принятие решения об инвестировании: политико-экономические, социальные, эффективность производства, возможность доступа на другие рынки и пр.

Очень часто для оценки надежности вложений используют кредитные рейтинги и экономические индексы. Здесь наши позиции далеко не идеальны. Так, в 2002 году Украина в сфере макроэкономической конкурентоспособности, по оценке Всемирного экономического форума, оказалась на 69-м месте среди 80 стран, а по индексу экономической свободы, рассчитанному Heritage Foundation, заняла 137-е место.

Не следует также забывать, что чем меньше имидж страны соответствует ожиданиям инвестора, тем ниже оценивается инвестиционный климат и тем на большие уступки и льготы должно идти государство для привлечения капиталов. И наоборот, улучшение инвестиционного климата позволяет государству последовательно снижать льготы, выравнивая их до международных стандартов, и создавать конкурентный инвестиционный рынок.

Такая привлекательность является ключевым условием привлечения внешних инвестиций в экономику государства, региона, отрасли или отдельного предприятия.

В связи с этим важнейшей
задачей государственного управления на данном этапе является улучшение и стабилизация инвестиционного климата как страны в целом, так и отдельных регионов.

На мой взгляд, нам необходимо создать национальную систему критериев оценки регионов (областей, городов и т.п.), в том числе для определения эффективности работы местных органов власти по формированию инвестиционной среды и привлечению инвестиций. Для этого, в первую очередь, необходимо проанализировать две основные группы факторов — инвестиционный потенциал и инвестиционный риск.

Инвестиционный потенциал — показатель количественный, учитывающий основные макроэкономические характеристики, насыщенность территории факторами производства (природными ресурсами, рабочей силой, основными фондами, инфраструктурой и т.п.), потребительский спрос населения и другие показатели.

Совокупный инвестиционный потенциал региона включает следующие составляющие: ресурсно-сырьевую, рассчитанную на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами основных видов природных ресурсов; производственную и очень важную потребительскую (совокупную покупательную способность населения региона).

Инвестиционный риск — характеристика вероятностная и качественная, он оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Можно выделить следующие факторы риска: политический, экономический, социальный, криминальный, экологический, финансовый, законодательный.

На основе анализа и учета всех вышеперечисленных показателей и формируется как рейтинг инвестиционной привлекательности регионов, так и рейтинг усилий их руководителей по улучшению инвестиционного климата.

Оценка инвестиционных рисков, в свою очередь, дает базу для разработки программ регулирования инвестиционного климата. Применительно к Украине можно сформулировать правило девяти ключевых инвестиционных факторов.

1. Либерализация и дерегулирование предпринимательской деятельности. Должна быть создана работающая схема по выявлению и быстрому устранению барьеров для создания, ведения и закрытия бизнеса. Она включает комплекс мероприятий по снижению степени вмешательства со стороны правительства в частный бизнес, предоставлению частным предпринимателям возможности действовать свободно и получать прибыль в условиях честной конкуренции.

2. Стабильность и предсказуемость правового поля. Необходимо согласовать существующие, разработать и принять новые законы, устанавливающие единые правила игры для компаний всех форм собственности. В первую очередь, такая работа должна быть проведена в отношении гражданского, трудового, налогового и коммерческого кодексов, законодательства о защите прав в сфере интеллектуальной собственности, патентах, политике передачи технологий и прямых иностранных инвестициях.

Не менее важным представляется и обеспечение реального соблюдения международных договоров и выполнения решений иностранных арбитражей. Международное инвестиционное сообщество должно быть уверено в том, что любые соглашения, соответствующие принятым международным нормам и правилам, имеют силу в Украине.

Отдельной нерешенной задачей остается безусловное исполнение судебных решений в части защиты прав собственности инвесторов, а также развитие земельного законодательства в направлении выравнивания прав отечественных и зарубежных инвесторов.

3. Корпоративное и государственное управление. Это направление включает комплекс мер по урегулированию корпоративных прав, деятельности государственной администрации и приватизации государственной собственности.

Мероприятия по реформированию государственного аппарата должны привести к пересмотру роли чиновников в регулировании частного сектора. Необходимо создать такую систему взаимоотношений между государством и бизнесом, которая минимизировала бы возможности для коррупции на всех уровнях.

Целью приватизационных процессов должно стать повышение эффективности производства и использования ресурсов, минимизация государственного регулирования предпринимательской деятельности, снижение государственных затрат на поддержание неэффективных производств и высвобождение ресурсов правительства для повышения эффективности управления в общественном секторе.

4. Либерализация внешней торговли и движения иностранного капитала. Этот инвестиционный фактор включает в себя комплекс мероприятий по стимулированию свободного перемещения товаров, услуг и капиталов между государствами. Первоочередному урегулированию подлежат следующие сферы:

— таможенная и транспортная политика, в том числе борьба с контрабандой, создание унифицированной таможенной практики в разных областях страны;

— сертификация, включая упрощение замедленной и непрозрачной процедуры получения сертификатов на импортируемые в страну товары, взаимное признание сертификатов качества продукции и международной организации стандартов ISO;

— страховой рынок, что предполагает совершенствование законов украинского страхового рынка, противоречащих европейским и мировым стандартам;

— рынок труда, испытывающий нехватку профессионалов на украинском рынке труда, особенно в государственном секторе. И требующий упрощения процедуры принятия на работу иностранных специалистов высокой квалификации.

5. Развитие финансового сектора. Состояние финансового сектора имеет ключевое значение для инвесторов. Поэтому работа в указанном направлении является наиболее важной для улучшения инвестиционного климата и требует проведения следующего комплекса мер:

— снятие ограничений на процентные ставки по банковским кредитам и займам;

— отмена программ льготного предоставления кредитов, введенных правительством;

— расширение автономии Национального банка. Его основной целью должно быть поддержание внутренней и внешней стабильности, без учета политических соображений;

— оздоровление банковского сектора путем усовершенствования контроля за банковской деятельностью для повышения доверия инвесторов к украинским банкам;

— усиление кадров комиссий по ценным бумагам и биржам;

— поощрение конкуренции в финансовом секторе путем расширения деятельности иностранных банков и других финансовых организаций в Украине.

С рассмотренными факторами напрямую связаны вопросы администрирования налогов. Наибольшей проблемой для инвесторов, которую необходимо решить в ближайшее время, является уплата и возврат НДС. Она приобретает больший вес пропорционально возрастанию экспорта украинских товаров.

6. Снижение уровня коррупции. Необходимо создать такую систему отношений органов власти и бизнеса, которая минимизирует возможности злоупотребления государственных чиновников, обеспечит последовательность в выполнении принятых законов и постановлений, облегчит получение разрешений, лицензий и санкций. Для этого необходимо провести комплекс мероприятий по «профилактике» коррупции; ввести строгие наказания за коррупцию и предавать гласности факты чиновничьего мздоимства; обеспечить общественную поддержку программ по борьбе с коррупцией, информируя граждан об их правах.

7. Снижение политического риска. Политическая стабильность и независимость экономических приоритетов от изменений в органах власти была и остается одним из важнейших позитивных факторов при принятии инвестиционного решения. Необходимо принять законы, гарантирующие невозможность произвольного отчуждения частной собственности, включая «медленную экспроприацию»; сделать деятельность налоговых инспекторов и местных администраций подконтрольной центральной администрации.

8. Имидж и программы продвижения страны. Долгосрочные цели по привлечению внешних инвестиций требуют постоянных усилий по формированию привлекательного имиджа страны. Необходимо сформулировать и широко освещать государственную политику и готовность правительства осуществлять радикальные мероприятия, ориентированные на рыночную экономику; публично поддерживать инвестиции; усилить коммерческие отделы зарубежных посольств.

9. Формирование инвестиционных стимулов. Цель действий в этом направлении — создание инвестиционных стимулов, аналогичных стимулам торговых партнеров страны.

При этом необходимо избе-
гать выборочного стимулирования, которое может привести к искажениям и неэффективному распределению ресурсов. Основные мероприятия в этом направлении: установить ставки налогообложения на уровне, аналогичном уровню соседних стран или стран-конкурентов; отменить специальные инвестиционные льготы и привилегии, направленные на выборочную поддержку отдельных отраслей, компаний или регионов.

Особо хочу подчеркнуть, что существенно увеличить приток инвестиций можно лишь при условии развития всего комплекса факторов, формирующих инвестиционный климат. Недооценка хотя бы одной составляющей неминуемо приведет к дисбалансу и создаст напряженность на инвестиционном рынке Украины.

Следующим важным шагом в обеспечении стабильности инвестиционного процесса является формирование рынка операторов внешних инвестиций. В своем развитии украинский инвестор прошел путь от первоклассника до профессора в очень сжатые сроки. На начальном этапе это был интуитивный поиск возможных вариантов решений. В основном финансировались сверхприбыльные краткосрочные проекты с небольшими вложениями. На следующем этапе стали появляться более долгосрочные инвестиционные проекты, определились основные игроки, началось формирование инвестиционного рынка. Именно на этом этапе добились успеха те украинские инвесторы, кто выступил оператором по привлечению зарубежных инвестиций. Поскольку они смогли обеспечить баланс ресурсов, предложив зарубежным инвесторам свои знания, навыки и владение механизмами работы именно на этом рынке, украинскому рынку — инвестиции, значительно превышающие внутренние возможности.

Сейчас в Украине привлечением инвестиций занимаются многие, как на государственном, так и на региональном уровнях. Отсутствие у большинства участников опыта по привлечению и управлению инвестициями, их несогласованные действия и отсутствие залоговых механизмов приводит к неэффективной работе в этом направлении. Считаю, что сегодня процесс привлечения инвестиций в экономику Украины должен координироваться на государственном или, как минимум, на муниципальном уровне. Основное внимание следует уделить подготовке специалистов и разработке инвестиционных проектов по единым требованиям.

Сегодня от эффективности инвестиционной политики зависят обновление производства, модернизация и наращивание основных фондов предприятий народного хозяйства, успех структурной перестройки экономики, решение социальных и экологических проблем. Следует отметить, что в нынешних условиях поступление иностранных инвестиций в экономику является фактором роста ВВП, важным источником создания рабочих мест , в конечном итоге, способствует успешной интеграции Украины в европейское и мировое хозяйство.

Перечисленные меры конечно же не решают всех проблем по привлечению инвестиций в экономику страны, но их можно рассматривать как основные направления в сфере совершенствования инвестиционного процесса.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме