Особенности национальной гордости, или Несколько слов "ни о чем"

15 февраля, 2013, 21:40 Распечатать Выпуск №6, 15 февраля-22 февраля

Кумовство, бесхребетность и душевная леность, обнявшись, могут стать трехсвечником на тризне по нашей национальной гордости.

 Наша нелюбовь друг к другу — "минотавр, пожирающий нас изнутри", по точному определению одного из собеседников Надписи-На-Заборе, — заставляет двигаться дальше в тревожных размышлениях о нас. И отважно задаться вопросом, безрезультатно терзающим уже не одно поколение жителей нашей территории. Если принимать за основу предположения, что горе у каждого свое, а счастье объединяет — существует ли в Отчизне то спасительное объединяющее "нечто", по поводу которого мы, такие по-разному друг друга нелюбящие, можем сообща чувствовать счастливую гордость в условиях современной нам Украины?..

"Украина — диво дивное" 

А гордиться этим дивом дивным вместе — непросто. Поскольку замусоленные "точки соприкосновения" граждан всея Украины в этом смысле являются бесперспективным нафталинным старьем. 

Гордиться Родиной (большой, средней, малой и т.д.) нас всегда приучали как-то так, что мы ставили разговор о, пардон, "национальной гордости" с ног на голову. Второстепенное становилось главным, главное —второстепенным (в лучшем случае). Нам предлагалось гордиться "соловьиной". А вспоминать наши священные войны на этой же почве уже как-то и неприлично. Гордиться трудолюбием и дружелюбием народа. Ага... Гордиться уникально плодородным черноземом (хлебницей Европы, как известно). Это скольких из нас объединило со слезами на глазах? И т.д. 

Есть еще некраткий перечень из ботанико-кулинарно-топографического. О калине, варениках с борщами, и тропинке, которая домой ведет сама.

Что-то относительно системное — например, наши исторически-боевые подвиги — тоже не очень помогают. Здесь все как-то запутанно. Во-первых, нам, людям простым, ориентироваться в калейдоскопе интерпретаций одних и тех же событий глубокой и не очень старины уже давно непросто. Во-вторых, как-то откровенно беспокоит то, что мы слишком уж увлекаемся возвеличиванием и празднованием наших исторических военных (и не только) поражений, которые мы помпезно преподносим как своего рода победу духа. 

С другой стороны, наших ситуативных побед мы, если разобраться, тоже должны были бы опасаться. Какая из них завершилась чем-либо путным за последние несколько сотен лет?.. Плюс то, что одни из нас считают подвигом, другие (из нас же) считают преступлением против собственного народа. 

Что там еще? "Общая" культура — тема для отдельного разговора. Боксы-футболы и т.п.?.. Чем ярче кратковременные вспышки объединенного энтузиазма, тем агрессивнее взаимные мелкие конфликты после его затухания.

И, как не верти — все, что должно было нас объединять согласно "учебнику", нас крепко разъединяет...

"Одна калина за вікном, одна родина за столом…"

Мы рефлекторно "гордимся" чем-то в пространстве очень прикладном, по сути бытовом. Нашу несомненную гордость вызывают лица и объекты, которые окружают нас непосредственно. Мы гордимся реальными или мнимыми успехами детей-внуков в обучении, новоприобретенным автомобилем, более высоким, чем у соседа, забором и т.д. Для нас вообще "выхваляться", ну, в смысле, вы-"это" — и есть "гордиться". Если разобраться, нам гордиться-выхваляться чем-то за пределами одной семьи за столом не очень-то и нужно. 

Нет, мы вроде и не против, но, во-первых, нам это надо как-то подать готовым, и разжевать хорошенько. Потому что "чем гордиться, и что на это влияет?" — вопрос для нас почти всегда непростой. Правда, временами помогают "соседи" ошую и одесную от границы. Те представители шоу-бизнеса или, скажем, литературы, которых там "поняли", почти автоматически становятся предметом гордости отечественной. 

Нас временами заводит гордость "земляческая". На уровне улицы, села, города, района-области, или административно не формализованного, но ярко представленного в общественном сознании региона Украины. Но здесь, опять же, возникают вопросы контекстуального характера. Выходец из одного восточноукраинского городка получил четыре "Оскара" за лучшую музыку к фильмам. Повод для гордости или нет? Именем одного крохотного западноукраинского городка названы сразу два весьма действенных (правда, враждующих между собой) еврейских общества в США. А?..

Это к разговору о культуре. Мы вообще за сотни лет послушненько разрешали целому ряду других наций (и соседей, и не только) приватизировать наше культурное наследие и его авторов. Ими гордятся другие... Их "репатриация", как и тщательная инвентаризация на любом уровне того, что у нас все же осталось, покрываясь пылью сто- и десятилетий, приоритетом не стала.

Ну и, как водится, нехватка трудолюбия в открытии для себя невероятной по разнообразию культурной географии Украины с избытком компенсируется энергичными ссорами по поводу того, о чем мы все же что-то знаем. 

"Я б тебе не бачив, якби ти не прийшов…"

Несправедливо было бы говорить, что среди нас нет героев, которыми можно и нужно гордиться. Мы иногда говорим о них, или открываем их для себя в историческом и ежедневном измерениях. "Исторические" становятся темой для спорадичных вспышек обсуждений, в частности в рамках телевизионных ток-шоу. Современные нам простые граждане регулярно становятся "героями-на-час" в рамках церемоний награждения национальными премиями имени украинских благодетелей. Спасая кому-то жизнь физически, они, как правило, исчезают для нас в свою жизнь бытовую. 

Временами все это носит легкий привкус "показухи". Но дело не только в этом. Для нас все это — констатация проявления таланта или мужества отдельных лиц, индивидуумов. Думать о них как о кирпичиках, из которых выстраивается персонально национальная гордость десятков миллионов граждан Украины, для нас непривычно и как-то неестественно.

Поскольку принадлежность к этнически-культурно-территориально (казалось бы) общей нам территории не является предпосылкой мгновенной солидаризации, общей идентификации или братания. Яркая иллюстрация тому — наше поведение в отношении друг к другу за рубежом. В отличие от наших "северных" соседей, когда мы (безошибочно кстати) узнаем соотечественников, то в большинстве своем, друг другу в объятия не бросаемся. Общее гражданство, верхняя одежда, навязчиво раскрашенная в национальные цвета, не побуждают нас мгновенно подумать-сказать на любом языке: "Эй, я тоже из Украины — это же круто".

"Не тягніть, куме — все одно потону…"

Вопрос "почему так?" — и риторический, и не очень. Как общество мы — апофеоз затертого фольклором до дыр феномена кумовства. "Со старта" доверять кому-то, уважать кого-то и совместно чем-то гордиться с кем-то, кто не является "кумом", для нас — системный вызов. Наш мир — крепостная стена вокруг семейного очага. Какая уж там, разделенная с нелюбимым незнакомцем, гордость за призрачное, мало понятное, и откровенно дискуссионное. 

Да и вторгаемся мы здесь на территорию мучительную. Потому что "гордость" — безотносительно сопровождающих ее прилагательных — один из тех предметов роскоши, в которых мы часто сознательно и бессовестно решаем себя "ограничить". Часто вроде бы на благо семьи, в т.ч. дорогих кумовьев, застенчиво ковыряющих печь, "потому как оно им и не так, чтобы надо было...". Мы "вынуждены" ползать, кривить душой, врать себе — а все это вряд ли является достойным гумусом для формирования ростков некрикливой, вдумчивой и настоящей гражданской гордости за страну, в которой мы живем. Кумовство, бесхребетность и душевная леность, обнявшись, могут стать трехсвечником на тризне по нашей национальной гордости.

Не важно, является нашей бедой или нашей виной то, что мир гордых, толерантных и современных "украинцев" — этнических, политических, ментальных, культурных и т.д. — кажется несбыточной мечтой. Важен честный ответ на другой вопрос — нужна ли нам гордость? Если таки "да" — давайте отбросим то, по поводу чего никогда не договоримся друг с другом. Какой смысл выцарапывать друг другу глаза по поводу вопросов "религиозных", т.е. позиций, в которые мы верим свято, давно и непреклонно? Давайте находить сферы, где то, чем гордится сосед по улице (селу, городу, области, региону) не вызывает у нас скрытого или агрессивного сопротивления.

* * *

Нет, мы не можем мыслить одинаково — нас очень много, и мы слишком разные. Но национальная, региональная, этническая, культурная, философская, какая там еще гордость — наш способ поверить в то, что мы сможем сделать что-либо: а) не только за деньги; б) не только с "кумом". Вместе. И гордиться тем, что мы вместене вопреки, а именно благодаря тому, что мы — разные. 

Надпись-На-Заборе

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 13
  • Yaraya Slava Yaraya Slava 22 лютого, 17:30 В 2007-2008 рр. на українському телебаченні тривав проект "100 великих українців". То була дуже познавальна та повчальна програма, що, на мою думку, об'єднала аудиторію телеглядачів. Результатом проекту стало розкриття того, що нам, українцям, дійсно є чим пишатися. Такою багатою та цікавою історичною спадщиною можуть пишатися дуже мало країн світу. Одного разу я вів розмову зі студентом з одієї африканської країни, який дуже захопливо розповідав про історію своєї країни. На моє питання, скільки років пишеться історія його країни, він з гордістю відповів, що цей термін - близько 50 років. Після цього я скромно всміхнувся і подумав, що в порівнянні з нашою історією, - це крапля в морі. А, отже, виходить, нам дійсно є чим пишатися. І якщо розглядати українців в контексті почуття гідності та об'єднуючої сили, то я б вибрав для цього приклад розвитку країни часів Ярослава Мудрого. Особисто я голосував тоді за нього як за самого Великого українця з понад 14 тис. осіб, що претендували на це звання! Моя порада ведучим ток-шоу: культивувати та пропагандувати почуття гідності за нашу країну та пам'ятати, що ми нащадки великих людей світової історії! согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться Yaraya Slava Yaraya Slava 22 лютого, 17:39 Країна, пам'ятай своїх героїв! http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D1%96_%D1%83%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%97%D0%BD%D1%86%D1%96 согласен 0 не согласен 0 Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №47, 8 декабря-14 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно