Под шум и грохот языковых баталий в середине июня был зарегистрирован интереснейший, но практически незамеченный широкой общественностью законопроект. Назывался он «О государственной службе правопорядка». Авторы, Василий Грицак и Валерий Коновалюк, 21 июня презентовали его прессе. Суть законопроекта - превращение Внутренних войск в Государственную службу правопорядка с несколько иными - и заметно расширенными - функциями и полномочиями. По словам самого Коновалюка, этот документ - лишь один из этапов грядущей реформы правоохранительных органов. Согласно пояснительной записке, он должен приблизить украинские правоохранительные органы к евростандартам, создав в Украине аналог европейских «полицейских структур в статусе военного учреждения». Проще говоря, французской жандармерии и итальянских карабинеров.
Однако даже беглый взгляд на новый законопроект показывает: фактически нардепы-регионалы готовятся подарить президенту возможность создать если не опричнину, то как минимум послушную и надежную личную гвардию, помощнее и позубастее нынешних Внутренних войск, не говоря уже об Управлении госохраны.
Сейчас во Внутренних войсках служат 33 тыс. человек. Их статус и задачи регулируются законом «О Внутренних войсках МВД Украины». Если не принимать во внимание поправки, то ему уже двадцать лет. Что же предлагают изменить Грицак и Коновалюк?
Для начала о самом предназначении ВВ. Сравните скромное нынешнее «охрана государственных объектов, охрана гражданского порядка, борьба с преступностью» и расширенное «охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, прав и интересов юридических лиц, интересов государства, ее конституционного порядка, суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности от преступных и иных противоправных посягательств». Это из статьи 1 обоих законов.
К охране стратегических объектов, конвоированию заключенных и прочим привычным задачам военнослужащих ВВ новый законопроект добавляет «участие в обеспечении защиты конституционного строя от попыток его изменения и свержения, защиту государственной власти от попытки ее захвата насильственным путем, а также от иных противоправных посягательств». А также, помимо прочего, «участие в осуществлении мероприятий» в рамках режима военного или чрезвычайного положения, противодействие массовым беспорядкам и пресечение деятельности незаконных военизированных формирований.
Однако это не исчерпывающий список. Ведь в новом законопроекте куда-то делась концовка второй статьи предыдущего - «Запрещается использование Внутренних войск для исполнения задач, не предусмотренных этим законом». Выходит, что уже не запрещается.
То есть видно - задачи перед новой организацией ставятся более широкие. Но и полномочия расширяются под стать им. Так, например, военнослужащие ГСП смогут оцеплять и блокировать территории и помещения во время розыска личностей, принимавших участие в массовых беспорядках или совершавших преступления. Для сравнения: в аналогичном пункте в действующем законе сотрудникам ВВ разрешаются подобные действия лишь для задержания личностей, совершивших побег из-под стражи. Разница тонкая, но ощутимая, если предполагается использовать ГСП для пресечения массовых протестов. Также военнослужащим ГСП планируется дать право «в рамках своей компетентности временно ограничивать доступ граждан» на какие-либо территории с целью обеспечения общественного порядка и безопасности. К праву военнослужащих ВВ заходить на любые объекты и территории при преследовании преступников, сбежавших из-под конвоя или совершивших нападение на охраняемый объект, предлагается добавить право на аналогичный проход «в неотложных случаях, связанных со спасением жизни людей и имущества» (сохранена стилистика оригинала).
По новому закону, при необходимости обеспечения безопасности Украины, охраны общественного порядка, жизни, здоровья, защиты прав и законных интересов физических лиц, прав и интересов юридических лиц военнослужащие ГСП в праве ограничивать права и свободы граждан - в порядке, установленном законом. Также ГСП предусматривается дать право проводить мероприятия разведывательного характера - чего у ВВ на данный момент нет.
Изменяется и структура подчинения. Ранее уставы и численность ВВ устанавливал Кабмин, подчинялись войска министру внутренних дел, фактическое руководство осуществлял их собственный главнокомандующий. В 2007-2008 годах между президентом Виктором Ющенко и МВД развернулось целое сражение за право контроля над внутренними войсками и возможость отдавать приказы их главкому, завершившееся победой президента. По новому же закону численность ГСП утверждается Верховной Радой, а вот утверждение уставов и программных документов, равно как и назначение руководства, включая заместителей главкома, - уже компетенция президента Украины.
Что мы имеем на выходе? В случае принятия законопроекта в его нынешнем виде президент получает подконтрольную себе военную структуру с широчайшими полномочиями и обязанностью, помимо всего прочего, пресекать гражданские беспорядки и акции протеста в случае выхода последних за рамки законности. Насколько у нас нечетки рамки законности в отношении права на мирные собрания хорошо известно всем, кто следил за делом о повреждении плитки на Майдане.
Чтобы осознать привлекательность такой структуры для руководства страны, представим, что бы было, если бы она уже существовала на момент известного митинга афганцев? Осенью прошлого года президента не слишком удовлетворила позиция тогдашнего министра внутренних дел Анатолия Могилева. На заседании Кабмина на вопрос «Сможет ли милиция обеспечить принятие (вызвавшего протест) закона?», под которым подразумевалось «Станет ли милиция драться с афганцами, защищая депутатов?», глава МВД честно ответил что-то в духе «Сможем обеспечить порядок на 44% - так, как финансируется сама милиция». Упомянув вдобавок, что и среди самих милицейских начальников есть бывшие афганцы. Возможно, это в конечном итоге стало одним из аргументов в пользу смены Анатолием Могилевым должности и отправки его в Крым: для Виктора Федоровича, должно быть, спокойнее видеть возле себя силовиков, всегда готовых в рамках «защиты конституционного строя» пресечь новый Майдан в любом из его проявлений.
Другое дело, что доселе Внутренние войска тоже жаловались на критическое недофинансирование. Так, в январе 2012 года Счетная палата заявила, что несмотря на предоставленные ВВ в 2010 и 2011 годах финансовые средства в размере 2,2 млрд. гривен, в стране так и не было создано мобильное и оптимальное по численности воинское формирование. «Ситуация с обеспечением внутренних войск вещевым имуществом критическая. Личный состав ежедневно выходит на патрулирование, обеспечивает общественный порядок, охраняет особо важные объекты, осуществляет конвоирование подсудимых и осужденных, должного обмундирования не имеет », - сообщала тогда пресс-служба Счетной палаты.
Однако кто знает, возможно, эта проблема будет вскоре решена? Во всяком случае, Виктор Янукович уделает Внутренним войскам серьезное внимание уже сейчас. Свидетельством тому стремительная карьера экс-замглавы УГО Станислава Шуляка, 30 марта ставшего первым замом командующего ВВ, а уже 1 июня возглавившего структуру. Шуляк довольно близок к своему экс-начальнику по УГО Игорю Калинину, а тот, в свою очередь, небезосновательно считается журналистами одним из наиболее лояльных президенту силовиков. В таких условиях следует рассчитывать, что на обеспечение внутренних войск (как бы они ни назывались) всем необходимым средства найдутся. А в качестве приятного довесочка и дополнительной гарантии лояльности рядовых бойцов закон «О ГСП» предполагает длинный и развернутый список льгот и социальных гарантий для личного состава. Так что в сохранении нынешнего строя и порядка, а также в предотвращении возможных попыток его поколебать у бойцов новой структуры будет и личная заинтересованность.