Обрубить щупальца властному "спруту" безответственности

19 июля, 2013, 16:35 Распечатать Выпуск №27, 19 июля-9 августа

Для того чтобы создать новую систему сдерживания и противовесов между обществом и государством, необходимы институты отзыва выборных лиц и вотума недоверия к тем, кто назначается по вертикали власти.

Ситуация в Украине может измениться только при условии формирования ответственного общества и ответственной власти. Граждане изменят свое отношение к политике и власти и возьмут на себя ответственность, когда в их руках будут более реальные и действенные инструменты влияния на власть, чем выборы раз в пять лет и стихийные бунты. Для того чтобы создать новую систему сдерживания и противовесов между обществом и государством, необходимы институты отзыва выборных лиц и вотума недоверия к тем, кто назначается по вертикали власти.

Недавно Юлия Мостовая статье "SOS, или Лисапетная моя Украина" предложила обсудить будущее Украины. Статья задела нас, неравнодушных граждан, уже длительное время ищущих причины "всех бед украинцев" и нашей страны. Изначально эти дискуссии проходили между разрозненными группами людей и вдохновлялись, в частности, такими публикациями, как интервью Мирослава Мариновича Радио "Свобода". Материал Юлии Мостовой породил еще более оживленные дискуссии среди нас. И нужно согласиться с Ю.Мостовой, что
"...если сохранится нынешний уровень интеллектуальной и моральной ответственности... авангарда страны", то Украину фактически ожидает крах!

Закон как дышло

По нашему мнению, чтобы не допустить краха демократии и украинского государства, следует начинать с ответственности власти. И не только нынешней, но и будущей. Сегодня украинский политикум похож на театр абсурда, в котором не существует таких понятий, как ответственность, мораль, логика и здравый смысл. При этом никто из нынешних чиновников или оппозиционеров (которые стремятся стать такими же чиновниками) не хочет менять систему власти, к которой они так стремятся. Задумаемся, почему мудрые и опытные люди (бизнесмены, правоведы, руководители отраслей, министры) пишут такие сложные и трудные для выполнения законы? Вся проблема в том, что они пишут их не для себя, а для нас. Они живут в другом правовом поле. Поэтому у нас действуют не законы, а политическая целесообразность или собственные интересы политиков и чиновников. То есть "закон — что дышло, куда повернет — туда и вышло".

Но ведь основополагающим принципом правосудия является неотвратимость наказания: преступник должен быть наказан. В Украине все наоборот. Совершивших преступление, не наказывают. Ну, разве что тех, кто совершил мелкое преступление или не имеет влиятельных покровителей, родственников или денег. Тех, кто ворует и уничтожает по-крупному, не трогают, потому что это уважаемые люди... или они действуют "законно".

Проблемы страны — в безответственности политиков, чиновников
и судей

Заглянем в недалекое прошлое. Украинскую промышленность распродавали долями, комплексами, заводами, даже целые области отдавали в управление отдельным людям. За бесценок! Кто-то ответил за бездумную и бешеную приватизацию? Нет!

Реформы. В Украине пытались проводить политическую, военную, медицинскую, образовательную, налоговую, пенсионную, судебную, административную, избирательную, снова проводят образовательную, налоговую, пенсионную, судебную реформы. Но они не только не улучшили, а наоборот, ухудшили положение человека и страны в целом. Кто-то ответил за проваленные и неэффективные реформы? Нет!

Выборы. Выборы в Украине — это целая история настоящей, не политической, борьбы. Грязь, криминал, скандалы, ложь, коррупция, подкуп, обман, подтасовки, изменения избирательных правил за неделю до выборов — это все о выборах в Украине. Политики, которые лгали избирателям, меняли округа и фракции, ответили? Нет! Лица, которых мир признал причастными к фальсификации результатов выборов, ответили? Нет!

Кадровая политика. Не секрет — для того, чтобы получить должность в органах милиции, прокуратуры, судах, налоговой, на таможне с месячным окладом 3 тыс. грн, нужно дать взятку в сотни тысяч гривен. Взятки берут от самого отдаленного района Украины до улицы Банковой. Кто-то ответил за такой кадровый подбор? Нет!

Почему так? "Потому что такие законы", — скажут нам политики и юристы. Но это все последствия безнаказанности!

Ответственное общество — ответственная власть

Мирослав Маринович отмечает, что общество должно быть ответственным. И есть примеры, когда граждане давили на власть и заставляли ее выполнять закон: оранжевая революция, тюрьма для "мажористых водителей-убийц", ситуация во Врадиевке, Святошино. Но это исключения! Общество станет таким, как мы хотим, тогда, когда чиновник не будет требовать денег у бизнесмена, решившего построить завод, а будет думать, как привлечь инвестиции в развитие края; когда правоохранители не будут заниматься вымогательством и прикрытием преступлений, а будут раскрывать преступления; когда суды не будут "отмазывать" богатых и влиятельных, а будут устанавливать справедливость, когда во власть будут идти не зарабатывать деньги, а служить государству. Тогда и общество станет ответственным. 

Граждане должны получить больше инструментов прямой демократии. По нашему мнению, позитивные изменения в государстве и ответственность власти перед обществом будут тогда, когда в Украине заработает механизм отзыва гражданами депутатов, чиновников и судей. Когда чиновник не будет выполнять откровенно преступные приказы своего руководителя, а будет выполнять закон, ведь в противном случае его "уволит" громада. Нужно ввести институты отзыва для депутатов и чиновников, которых избирает громада, и вотума недоверия для тех, кого назначают ВР, правительство и президент.

План действий

Мы разработали проект закона "О власти в Украине", который преследует цель усилить влияние граждан на политиков и отдельных должностных лиц. Концептуальными положениями этого законопроекта являются: отсутствие необходимости вносить изменения в Конституцию, определение и закрепление на длительное время избирательной системы в Украине, отсутствие разночтений, наличие четких квалификационных признаков преступления за невыполнение этого закона, перечня должностей, к которым применяется механизм отзыва мандата или вотум недоверия, что влечет за собой освобождение от должности, установление механизма освобождения должностных лиц, назначенных на должность, и отзыв мандата избранных громадами лиц; гарантии продолжительности действия и неизменность закона.

Законопроект предусматривает отзыв депутатов всех уровней, а также городских, поселковых и сельских голов. Вотум недоверия предполагается применять к следующим чиновникам: начальнику районного (городского) отдела МВД, городскому (районному, межрайонному) прокурору, начальникам отделов юстиции, местным судьям, начальникам отделов образования, главам райгосадминистраций. Однако окончательный перечень должностей, которые будут подвергаться общественной оценке, будет определен в ходе обсуждения законопроекта. 

Законопроектом предусмотрен механизм начала инициативы отзыва или недоверия к конкретному чиновнику, сбор подписей граждан и механизм реализации воли громады. Количество подписей, необходимых для отзыва политика или применения вотума недоверия чиновнику, будет утвержден после широкого обсуждения громадами. Законопроект запрещает государственным служащим, государственным и местным органам власти вмешиваться или препятствовать процессу инициирования и осуществления процедур по инициированию и сбору подписей об отзыве или недоверии конкретному чиновнику.

Для того чтобы обеспечить выполнение закона, бездеятельность в вопросе увольнения чиновника высшим руководителем в течение месяца после выражения ему громадой вотума недоверия квалифицируется законопроектом как "узурпация власти". Такая квалификация следует из положений ст. 5 Конституции Украины и решения Конституционного суда Украины (дело №1-5/2005 от 5 октября 2005 № 6-рп/2005), в котором, в частности, указано: положение части второй статьи 5 Конституции Украины (254к/96-ВР) "носителем суверенитета и единственным источником власти в Украине является народ" нужно понимать так, что в Украине вся власть принадлежит народу. Власть народа является первичной, единой и неотчуждаемой и осуществляется народом путем свободного волеизъявления через выборы, референдум, иные формы непосредственной демократии в порядке, определенном Конституцией (254к/96-ВР) и законами Украины, через органы государственной власти и органы местного самоуправления, сформированные в соответствии с Конституцией и законами Украины... Положение части четвертой статьи 5 Конституции Украины (254к/96-ВР) "никто не может узурпировать государственную власть" следует понимать как "запрет захвата государственной власти путем насилия или другим неконституционным или незаконным способом органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами, гражданами или их объединениями".

Невыполнение решений громады об отзыве депутатов и судей Верховной Радой или неувольнение президентом Украины с должностей лиц, которым выражен вотум недоверия, квалифицируется законопроектом в соответствии с нормами Конституции и специальными законами, действующими в Украине.

Введение в действие закона "О власти в Украине" позволит громадам законно и оперативно реагировать на произвол и бездействие чиновников, невыполнение предвыборных обещаний политиков, не дожидаясь выборов, не захватывая райотделы милиции и не устраивая самосуд над судьями.

Только так мы отрубим безответственному чиновничьему "спруту" преступные щупальца, которыми он грабит и уничтожает граждан Украины.

Законопроект в ближайшее время обсудят эксперты и общественные деятели, после чего он будет представлен широкой публике.

Призываем присоединиться к обсуждению законопроекта без "профессиональных" политиков, политической целесообразности и правовой казуистики. Надеемся, что "Зеркало недели. Украина" станет одной из площадок для такого обсуждения. Это и будет первым шагом к очищению и установлению ответственной власти. Шагом к ответственному обществу и богатой стране.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 50
  • Pravdavsem Pravdavsem 3 березня, 11:49 Нам опять предлагают самим разбираться с последствиями недобросовестности и безответственности депутатов. Авторы почему-то считают, что те непорядочные люди, которые идут во власть за своей корыстью, будут бояться это делать из-за того, что срок, в течение которого они планировали злоупотреблять своей должностью, может быть сокращен по какой-либо процедуре. Но существующая система БЕЗОТВЕТСТВЕННОЙ власти поощряет в депутатах низменные инстинкты, развращает их вседозволенностью и способствует их духовной и нравственной деградации. Вот если бы в случае досрочного отзыва депутата его ожидало примерное наказание, тогда бы многие кандидаты задумались: для чего мне идти во власть, если в случае моей плохой работы или воровства есть реальный риск попасть в тюрьму? Это бы удержало многих депутатов не только от преступных действий, но и безнравственных поступков. Но для того, чтобы поставить вознаграждение (или наказание) депутатов в зависимость от результатов их деятельности есть более простой путь. Достаточно, чтобы при выборах нового состава депутатов, избиратели одновременно проставляли в специальных бюллетенях оценку предыдущему составу (наказать, наградить, отпустить с миром). Такая всенародная оценка (а не мнение некоторой инициативной группы, которая может преследовать свои цели или банально быть куплена) будет объективной и иметь прямые правовые последствия для депутатов в соответствии с Конституцией, как непосредственное волеизъявление народа - источника власти в государстве. Непосредственно по результатам этой оценки депутаты могут быть либо награждены (льготами, деньгами, званиями и т.д.), либо наказаны (например, отсидкой в тюрьме в течение такого же срока, в течение которого они злоупотребляли доверием народа), либо отпущены с миром. Никаких дополнительных разбирательств не нужно, содержать дополнительные "контролирующие и проверяющие" структуры не нужно. А чтобы депутаты не ушли от ответственности - такой закон нужно принять на всенародном референдуме, чтобы никакой президент и ВР не могли его отменить/изменить. Наказание за уклонение от исполнения решения народа должно быть максимальным – это наиболее опасное преступление, преступление против всего народа. Вот тогда мозги у депутатов начнут думать, как служить НАРОДУ а не СЕБЕ или своим ХОЗЯЕВАМ и система власти будет ориентирована на всенародное благо, а не на удовлетворение интересов правящих кланов. согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №42-43, 10 ноября-16 ноября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно