Практика государственного и социально-экономического развития Украины после обретения ею независимости поставила нас перед необходимостью принятия на законодательном уровне Основ внутренней и внешней политики Украины на 2003—2010 годы, что предусмотрено Конституцией Украины.
Разработка и принятие этих основ обусловлены необходимостью решения таких актуальных проблем:
Во-первых, установления гармоничных и сбалансированных отношений между ветвями власти в государстве и между ними и Президентом Украины; такой системы сдержек и противовесов между ними, которая бы обеспечивала эффективное функционирование каждой ветви власти. Несбалансированность отношений между ветвями власти объективно заставила Конституционный суд Украины быть, в сущности, политико-юридическим арбитром в решении политических споров между ветвями власти, вместо выполнения им своей основной функции — быть органом конституционной юрисдикции, прежде всего в решении вопросов соблюдения конституционных прав и свобод человека и гражданина, как это наблюдаем в других странах.
Во-вторых, гармонизации отношений между политическими силами в нашем обществе, для чего прежде всего нужно принять закон, который бы защищал права политической оппозиции как в парламенте, так и за его пределами. В демократических обществах нет «партий власти», такие были только в странах с «коммунистическими» режимами. Партии не должны быть политическим товаром отдельных узких групп амбициозных личностей, который они пытаются продать народу на выборах, чтобы получить за это политическую власть. Не стоит рассчитывать на то, что часть владельцев большого капитала, завоевав власть на выборах в парламент, будет защищать не собственные интересы с целью дальнейшего обогащения, а интересы других слоев нашего общества. Профессия политика, да еще и законодателя в парламенте, если он настоящий политик, и профессия бизнесмена, с точки зрения рода занятий и знаний, не говоря уж об объективно различных материальных интересах, — вещи далеко не одинаковые.
В-третьих, определения и проведения государственной правовой политики с целью создания эффективного законодательного поля рыночной экономики в Украине и интеграции ее в ЕС и прочие международные политические и экономические структуры. Продолжается, без глубокого изучения обобщений реальных общественных отношений и использования последних достижений науки, волюнтаристская практика субъективного законотворчества как и в советские времена, вместо субъективно-объективной формализации существующих в жизни прогрессивных общественных отношений, что приводит к объективному торможению развития последних «армией чиновников». В одной из своих работ К.Маркс справедливо указал, что мудрый законодатель не создает законов, а формулирует их. О правовой неразберихе и отсутствии государственной правовой политики, в частности, свидетельствует то, что много сфер общественной жизни, которые, в соответствии с Конституцией Украины, должны регулироваться исключительно законами, продолжают регулироваться в значительной мере, а то и преимущественно подзаконными актами. Возьмем хотя бы налоговое законодательство, да и не только его.
Отношения наемных работников с работодателями все еще регулируются Кодексом законов о труде, принятым в давние советские времена плановой экономики, который, естественно, не действует, и никто на государственном уровне не поднял этой самой важной политической проблемы, тогда как в РФ новый закон для рыночных отношений принят в 2001 году. В трудовых отношениях, и это не секрет, царит полный беспредел.
Никто серьезно не задумывается о реформе судопроизводства. Система досудебного следствия в условиях недееспособного законодательства об уголовном судопроизводстве, принятого в начале
60-х годов, вынуждена пропускать через следственные изоляторы и места кратковременного задержания до 100 тысяч наших граждан ежегодно, содержать одновременно до 40 тысяч обвиняемых и подсудимых и около 200 тысяч осужденных судами в местах лишения свободы. Этот показатель в 4—5 раз хуже, чем в странах Европы, в том числе посткоммунистических государствах Восточной и Центральной Европы.
Десятки миллионов наших граждан, находящихся за чертой бедности, лишены возможности получать юридическую помощь. Созданная в начале 90-х годов система свободной адвокатуры не оставляет им шанса. Гражданин лишен реальной возможности получить защиту в суде. По сей день не принят закон о безвозмездной юридической помощи тем категориям граждан, которые не в состоянии ее оплатить, что предусмотрено Конституцией Украины. Почему до сих пор не созданы муниципальные адвокатуры?
Кстати, мы имеем реальную возможность в нынешнем году доработать и принять Верховной Радой Украины новые Уголовно-процессуальный, Гражданский процессуальный, Административно-процессуальный и Хозяйственный процессуальный кодексы Украины. На сегодня проект Уголовно-процессуального кодекса Украины практически консервирует устаревшие формы уголовного судопроизводства, а проект Гражданского процессуального кодекса Украины «опережает» гражданское процессуальное законодательство развитых европейских стран на десятки лет. Но это можно исправить: первый — с учетом опыта европейского судопроизводства, а второй — несколько приблизить к реальной жизни.
А что мы сделали с благотворительностью, цель которой — учреждение и содержание больниц, домов для беспризорных и улучшение условий жизни социально незащищенной части населения на постоянной основе? Подменили ее спонсорством, разовыми подачками, только создающими видимость решения проблемы и, в сущности, являющимися прикрытием личных материальных и других интересов «благодетелей».
В-четвертых, проведения судебной, административной реформы и реформы органов местного самоуправления.
Скажу откровенно: направления судебной реформы, определенные в новом законе «О судебном устройстве», не решат имеющихся у правосудия проблем. По моему мнению, является неконституционным предусмотренное этим законом создание Кассационного суда Украины и Апелляционного суда Украины, определение подсудности рассмотрения в первой инстанции некоторых категорий дел апелляционными судами, функция которых определена в Конституции Украины исключительно как осуществление апелляции. На мой взгляд, следует срочно внести соответствующие изменения в упомянутый закон. И вообще, как можно провести судебную реформу при старом судопроизводстве советских времен, которое в очередной раз планируется перелатать по латаному?
Уже на протяжении длительного времени никак не сдвинем с места административную реформу и реформу органов местного самоуправления. В этом есть вина законодателя, который вместо того, чтобы принимать законы о правительстве, министерствах и прочих органах центральной власти, обращался в Конституционный суд Украины, чтобы блокировать шаги Президента Украины в этих направлениях.
Разве это нормально, что до сих пор суды отменяют нормативно-правовые акты правительства, хотя, в соответствии с Конституцией Украины, компетенция судов распространяется только на все правоотношения в государстве, да и то за исключением специальных случаев, предусмотренных в Конституции? Нормативно-правовые акты и правоотношения — вещи совсем разные, это известно первокурсникам-юристам. Более года назад возглавляемая мной рабочая группа правительства подготовила в новой редакции проекты законов «О местных государственных администрациях», «Об органах местного самоуправления», два года назад — «О Кабинете министров Автономной Республики Крым», и их одобрило правительство. Возникает вопрос: где они? А где извлеченный мною из пятилетнего «болота» проект Административного кодекса Украины, изуродованный моими последователями?
В-пятых, создания условий для проведения в комплексе рыночных реформ в области экономики и финансов, пенсионного и страхового обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства, а также военной реформы. Понятно, что без создания реального фондового рынка мы обречены на ручное управление и никогда не создадим реальную, а не фрагментарную рыночную экономику и инвестиционный климат. Фондовый рынок — это высокоэффективный и реально действующий по рыночным законам механизм, он — основной способ инвестирования, а другие формы — лишь вспомогательные средства. В РФ еще год назад приняли новый Налоговый кодекс и уже в нынешнем году дополняют его изменениями, предусматривающими создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса. А мы уже несколько лет топчемся на месте, а потом утверждаем закон оптом, второпях, как Гражданский кодекс Украины, который можно было принять еще несколько лет назад.
Неотложным вопросом стратегического значения является создание пока отсутствующих максимально благоприятных законодательных условий для свободного и динамичного развития малого и среднего предпринимательства. Малый и средний бизнес является экономической основой среднего класса и, соответственно, гражданского общества.
Очень важный и актуальный вопрос — принятие нового Кодекса законов о труде, а также ряда законов, необходимых после принятия нового Земельного кодекса Украины для дальнейшего осуществления земельной реформы.
В-шестых, определения внешней политики Украины — вступление в ЕС и прочие международные политические и экономические организации. Самой важной проблемой является адаптация законодательства. В Польше для этого создали отдельное министерство, а в других странах Восточной и Центральной Европы — мощные департаменты во всех министерствах со специально назначенными для руководства этой работой заместителями министров или заместителями государственных секретарей, которые под эгидой министерств юстиции уже на протяжении 5—7 лет упорно работают над этими вопросами. А мы даже не отдаем себе отчет, насколько это большой и объемный труд. Это в сотни раз больший объем работы, чем приведение законодательства Украины в соответствие с Конституцией Украины, чего мы еще не сделали.
В Основах внутренней и внешней политики Украины на 2003—2010 годы должно быть отражено ядро законов, с определением сроков и форм их реализации во времени в наиболее важных сферах дальнейшего развития государства: конституционного строя, административной реформы и реформы органов местного самоуправления, судебной реформы, реформы политических и других общественных институтов нашего общества, проведение экономической и промышленной политики, аграрной политики, государственной правовой политики, жилищной политики, трудовой политики, политики в области обороны и национальной безопасности, социально-экономической политики, финансовой политики, внешней политики и в других важнейших сферах жизни общества и государства.
Основы должны быть приняты Верховной Радой Украины как закон Украины в 2002 году. Полагаю, по законодательной инициативе Президента Украины, определяющего политику в государстве.
Этот закон консолидирует парламент, создаст крепкий политико-правовой фундамент для постоянно действующего парламентского большинства на перспективу до 2010 года, станет основанием для подготовки и принятия программ правительства, независимо от возможных изменений в нем, создаст условия для прогрессивной правопреемственности правительств, сузит сферу случайности и возникновения условий для ситуативного большинства в парламенте при принятии им решений и будет предотвращать возникновение конфликтов между ветвями власти, другие антагонистические конфликты между политическими силами в обществе. Закон позволит обществу избавиться от угрозы олигархизации государства, создаст условия для предсказуемости и перспективного развития нашей страны, развития и укрепления позиций Украины в европейском и мировом сообществе.
Закон создаст условия для прозрачности в деятельности политических партий, повысит их ответственность перед избирателями. Политические партии и их депутатские группы в своей деятельности должны будут придерживаться содержания и правил политической игры, четко определенных в Основах внутренней и внешней политики Украины на 2003 — 2010 годы. Закон создаст условия для искоренения клановости и узкой корпоративности при принятии законов, которые, как показала жизнь, нередко противоречат интересам общества и государства.
На политической арене останутся лишь те политические партии, которые не на словах, а на деле будут принимать участие в реализации Основ внутренней и внешней политики Украины до 2010 года в интересах построения крепкого, высокоразвитого государства Украина; а те, которые, прикрываясь лозунгами, руководствуются узкокорыстными интересами небольших группок людей, уйдут со сцены.
То, что происходит у нас, — слияние экономики, бизнеса и политики в единое целое, уничтожает и бизнес, и политику, не дает родиться по-настоящему и существовать ни первому, ни второму. Слияние их в единое целое приводит к олигархизации государства. Это засвидетельствовали и недавние выборы в парламент, когда определенные политические силы отдельных представителей большого бизнеса старались завоевать место в парламенте за счет массовой рекламы на телевидении, по сути и форме не отличающейся от коммерческой рекламы. К чему это может привести — красноречиво доказывает опыт развития части стран Латинской Америки, стартовые позиции которых в начале ХХ столетия были одинаковые с Соединенными Штатами.
Этот закон станет фундаментом для подготовки программ деятельности правительств, в которых будут сконцентрированы прерогативы государственной политики, а посему у этих документов появятся значительно более весомые политические перспективы для утверждения их Верховной Радой Украины и для последующего их законодательного обеспечения. Это будет способствовать большей стабильности и исполнительной власти во главе с правительством. В итоге принятие и реализация Основ внутренней и внешней политики Украины на 2003 — 2010 годы помогут установлению гармоничных отношений между ветвями власти.
Разумеется, подготовка проекта Основ внутренней и внешней Украины на 2003—2010 годы — дело очень непростое. Если на начальном этапе привлечь к этому политические партии, представителей всех ветвей власти, как это было при подготовке проекта новой Конституции в начале 90-х годов, мы с места не сдвинемся.
Проект Основ внутренней и внешней политики Украины на 2003—2010 годы должен быть подготовлен многопрофильной компактной энергичной командой высококвалифицированных специалистов под эгидой Президента Украины, как это было сделано, по моему предложению, в августе 1995 года, когда подготовку рабочего варианта проекта Конституции Украины поручили небольшой группе наиболее выдающихся украинских ученых в области конституционного права, часть которых со временем стали судьями Конституционного суда Украины. Это предложение, внесенное мной В.Горбулину, тогдашнему секретарю Совета безопасности и обороны, поддержал Президент Украины Л.Кучма, с принятым, по моему предложению, сроком подготовки проекта — два месяца.
С середины сентября до середины ноября 1995 года эта группа подготовила проект новой Конституции Украины, который в ноябре 1995 года одобрила Комиссия по подготовке проекта новой Конституции Украины и который сдвинул с места дело, не решаемое с 1991 года. Этот проект после доработки его специальной рабочей группой из представителей всех ветвей власти, согласованный Комиссией Верховной Рады Украины и по сути значительно измененный, но с учетом предыдущего проекта, и стал впоследствии Конституцией Украины.
Представители ветвей власти могут быть привлечены к доработке проекта Основ на втором этапе, а представители партий и их фракций в парламенте — на третьем.