В Украине функционируют 766 общих судов, около восьми тысяч судей. По этим показателям с нами не сравнится ни одна из европейских стран. Казалось бы, такая разветвленная судебная система должна быть действенной и результативной. На самом деле она очень громоздка и малоэффективна в защите прав и свобод человека. Красноречиво свидетельствует об этом огромное количество жалоб на работу судов и недоверие к ним людей.
Суды искусственно перегружены рассмотрением несвойственных им дел. Так, в 2003 году общие местные суды рассмотрели почти 5,6 млн. дел, а в первом полугодии 2005-го — почти 3 млн. Две трети это дела об административных правонарушениях, среди которых больше всего о нарушении правил дорожного движения. Соответственно, почти 4 млн. граждан, то есть каждый шестой взрослый человек, ежегодно привлекаются к уголовной или административной ответственности, что неестественно, и противоречит основным принципам правовых демократических государств.
Суды в уголовных делах остаются, как и в советские времена, органами уголовного преследования. Каждый третий осужденный наказывается лишением свободы. Еще больше админарестов. Случаи применения положений Конституции Украины о верховенстве права единичны, как и случаи оправдания обвиняемых в судах. Прикрывая ошибки, нередко безосновательного, обвинения, суды ежегодно возвращают следователям почти каждое десятое уголовное дело, большинство из которых следователи просто прекращают.
Суды зачастую не выполняют требований Конституции и игнорируют статью 6 Конвенции о защите прав и основных свобод человека, в которой сказано, что каждый человек имеет право на справедливое и открытое рассмотрение его дела независимым и беспристрастным судом в разумный срок. Зато имеем пустившую глубокие корни волокиту и печальную статистику, в соответствии с которой ежегодно в судах остаются без рассмотрения каждое десятое гражданское и каждое пятое уголовное дела.
Проблемы правосудия не решались годами. Они замалчивались и приобретали системный характер. Сформировалась печальная практика, когда высокие государственные должностные лица и чиновники разного уровня, прикрываясь демократическими лозунгами, используют суды для сохранения своей политической власти и личного обогащения.
Для того чтобы суды в Украине были независимыми и справедливыми, на законодательном уровне необходимо сделать следующее:
1) окончательно определиться с системой и структурой судов и их юрисдикцией — распределением дел между общими, хозяйственными и административными судами;
2) ввести конкурсный отбор кадров. Основные критерии соответствия должности судьи — отличное знание профессии и нравственность претендента. Возложить ответственность за отбор кандидатов на должности судей исключительно на конституционные органы — квалификационные комиссии судей и Высший совет юстиции;
3) обеспечить суды надлежащим финансированием, помещениями и оборудованием, установить такой размер заработной платы судей, который бы позволял им непредвзято и независимо исполнять свои служебные обязанности;
4) конкретно определить те нарушения законодательства судьей, за которые он будет нести ответственность, и установить, какую именно ответственность;
5) для проверки нарушений судьями законодательства создать судебные инспекции в Высшем совете юстиции и квалификационных комиссиях судей;
6) наделить Верховный суд Украины правом предоставлять обязательные разъяснения законодательства и толковать применение законов в отдельных делах для обеспечения единства судебной практики;
7) распределять дела между судьями (по алфавиту) в порядке их поступления;
8) передать решение вопросов внутренней деятельности судов органам судейского самоуправления, разработать механизмы независимого финансирования каждого суда;
9) возложить ответственность за разработку предложений по поводу правовой политики в сфере правосудия на Министерство юстиции Украины;
10) принять Кодекс судебной власти Украины.
Система и структура судов и их юрисдикция
Система судов в Украине будет состоять из общих судов, в которых будут рассматриваться гражданские и уголовные дела, и специализированных хозяйственных и административных судов, где будут рассматриваться хозяйственные и административные дела.
Не единичны случаи, когда суды после обращения граждан или предпринимателей в суд не могут определиться, в каком именно суде должно рассматриваться дело. С другой стороны, системный характер приобрела судебная практика, когда одни и те же споры одновременно рассматриваются во многих судах. Это приводит к правовому беспорядку и делает невозможной судебную защиту прав и свобод граждан и предпринимателей.
Чтобы предотвратить одновременное рассмотрение одних и тех же споров в общих, хозяйственных и административных судах, следует четко разграничить их юрисдикции.
В отличие от нынешней четырехуровневой судебной системы (подобного нет ни в одной стране Европы) следует создать трехуровневую систему судов.
Сегодня претендентов на должности судей отбирают не по конкурсу, не прозрачно и не те органы и должностные лица, которые имеют соответствующие полномочия, а фактически председатели судов. Залогом успешного назначения становятся личные, служебные или еще какие-то связи. Чтобы изменить такое положение, необходимо установить новые правила отбора кадров на должности судей. Ввести тестирование, сдачу письменного экзамена; учитывать уровень успешности претендента во время получения высшего юридического образования, обязательно обращать внимание на его дополнительную подготовку, опыт, репутацию.
На законодательном уровне юридическая ответственность за формирование надлежащего кадрового состава кандидатов на должности судей согласно указанным критериям в первом полугодии 2006 года будет возложена исключительно на конституционные органы.
Правила отбора кандидатов на должности судей должны быть установлены Высшим советом юстиции и Министерством юстиции Украины с участием Верховного суда Украины. Это даст возможность реализовать на практике общепринятое в демократических государствах правило — должность судьи является вершиной юридической профессии.
Следует прекратить и позорную практику продвижения судьи по служебной лестнице. Карьерный рост судей часто зависит не от того, как они осуществляют правосудие, а от пожеланий председателя суда. Для исправления такой ситуации на законодательном уровне необходимо установить объективные прозрачные критерии продвижения судей по службе. Такими критериями должны быть достижения в работе, опыт и соответствующие личные качества.
Финансовое
и материально-техническое обеспечение
Независимость и справедливость судебной власти невозможны из-за недостатка финансовых и бюджетных ресурсов. На протяжении 1991—2004 годов судебная власть финансировалась из Государственного бюджета ежегодно в размере 30—40 процентов от реальной минимальной потребности для ее надлежащего функционирования.
В проекте Государственного бюджета Украины на 2006 год Кабинет министров предусмотрел увеличение финансирования судебной власти на 43% по сравнению с 2005 годом.
Отрицательным фактором осуществления правосудия в Украине является неудовлетворительное состояние обеспечения судов помещениями, которые бы соответствовали требованиям осуществления судопроизводства. Это одна из острейших проблем судебной власти, требующая срочного решения.
Состоянием на 1 января 2005 года только 49 судов (6%) имели помещения, полностью отвечавшие этим требованиям. Остальные помещения судов требуют реконструкции, реконструкции с достройкой или нового строительства. Не единичны случаи, когда новообразованные суды, в частности административные, вообще не имеют помещений.
В сентябре 2005 года народные депутаты партии НСНУ внесли на рассмотрение Верховной Рады Украины законопроект об определении размера заработной платы судей в соответствии с должностными окладами, доплатами за выслугу лет и квалификационным классом. Она будет достаточной для того, чтобы судьи независимо и непредвзято выполняли свои служебные обязанности, и исключит возможность давления на судью. Зарплата судей будет составлять в среднем: местного суда — 6 тыс. грн., апелляционного суда — 12 тыс. грн., высшего специализированного и Верховного суда Украины — 18 тыс. грн. Уровень оплаты труда в целом будет достаточный для привлечения и удержания на должности квалифицированных судей, даст им возможность содержать семьи и жить в разумно обеспеченной среде, без необходимости искать другие источники дохода.
Каждый судья будет обеспечен вспомогательным персоналом (помощники, консультанты), его количество определяется необходимостью выполнения таких судейских обязанностей, как ведение документации или проведение юридических исследований.
Устарели действующие правила учета и регистрации дел. Они препятствуют эффективному и оперативному рассмотрению дел, становятся причиной судебной волокиты. Суды не имеют минимально достаточного количества компьютерной техники и другого оборудования, которое бы способствовало оперативности рассмотрения дел.
Нет и доступной системы, способной обеспечить своевременное получение гражданами, предпринимателями и судьями действующего законодательства и прочих правовых актов. Не разработана признанная на общегосударственном уровне универсальная система упорядочения изменений и дополнений к законам — единая государственная система кодификации и унификации законодательства.
Нужно реально обеспечить доступ общественности к судебным заседаниям. Они должны быть открытыми, а залы — приспособленными для граждан и средств массовой информации, за исключением частных случаев, предусмотренных Конституцией Украины, международными договорами, то есть когда открытость заседания вредит интересам общества и нарушает права и свободы человека. Судебные решения, за исключением указанных случаев, должны быть доступны для общественности, публиковаться в средствах массовой информации.
На протяжении 2006 года во всех без исключения судах будет введена электронная и письменная фиксация хода судебного заседания, что предусмотрено действующими нормами судопроизводства.
Ответственность судей
Действующее законодательство не решает проблемы ответственности судей за грубые или умышленные нарушения законодательства при принятии несправедливых и незаконных решений. Судья должен быть уволен с должности или подвергнут иному взысканию, если совершил проступок.
Основаниями для дисциплинарной ответственности судей могут быть: нарушение принципа равенства граждан перед законом и судом, небрежное выполнение служебных обязанностей, незаявление самоотвода тогда, когда этого требует закон. Кроме того, намеренное нарушение процессуальных норм, нарушение тайны суда, неоднократные и необоснованные задержки в рассмотрении дела и принятии решения, явная предубежденность относительно сторон и их представителей, а также других участников процесса, публичное высказывание о своем согласии или несогласии с будущим решением в деле, рассматриваемом другими судами, неоднократное злоупотребление служебным положением с целью извлечения выгоды для себя или других лиц, любое иное поведение, компрометирующее судью и подрывающее доверие к судебной власти.
Для урегулирования таких вопросов, как конфликт интересов, внепроцессуальные контакты со сторонами, несовместимость политической деятельности с должностью судьи, должен использоваться кодекс судебной этики. Судьи обязаны проходить учебный курс для ознакомления с нормами этого кодекса.
Необходимо усовершенствовать процедуру декларирования доходов и имущества судьями и членами их семей. Кроме того, возложить на органы государственной налоговой службы контроль над достоверностью сведений, содержащихся в декларациях о доходах и расходах, определить механизм оценки доходов и расходов.
Судебные инспекции
Действующее законодательство не предусматривает эффективный механизм проверки фактов нарушения законов судьями. Следовательно, необходимо законодательно разработать четкую процедуру проверки таких нарушений и определить должностных лиц, которые будут иметь полномочия ее осуществлять. Решению этой проблемы будет способствовать создание судебных инспекций в Высшем совете юстиции и квалификационных комиссиях судей.
В состав судебной инспекции в Высшем совете юстиции будут входить судьи в отставке и прочие лица с высоким уровнем профессиональных знаний, пользующиеся авторитетом в правоведческих кругах и среди общественности. В полномочия судебной инспекции будет входить проверка заявлений и жалоб граждан на действия судей. Эти проверки они будут осуществлять по доверенности председателя Высшего совета юстиции и его членов. Будет четко определена процедура проверки, права и обязанности членов инспекции, а также граждан, подавших заявления или жалобы на действия судей. Материалы проверки обязательно будут рассматриваться на заседаниях Высшего совета юстиции.
В состав судебных инспекций в квалификационных комиссиях судей в областях, городах Киеве и Севастополе будут входить судьи, избранные органами судейского самоуправления. На время проверки они будут освобождаться от выполнения своих служебных обязанностей. Эти судебные инспекции будут рассматривать жалобы на действия судей местных судов. Материалы проверки будут заслушиваться на заседаниях квалификационных комиссий. Если гражданин не согласится с выводом квалификационной комиссии судей, он может обжаловать его в Высшем совете юстиции.
Равенство перед законом
Равенство граждан перед законом и судом является одним из краеугольных принципов верховенства права. Реально в судебной системе сложилась ситуация, когда судьи не только судов разных юрисдикций — гражданского, хозяйственного, административного и уголовного, но и в одних и тех же судах по-разному, нарушая букву и дух закона, толкуют и применяют один и тот же закон. Практически это привело к правовому хаосу и беспорядку, не имеющему ничего общего со справедливым правосудием и ставшему одной из причин безответственности судей.
Для обеспечения единства судебной практики — одинакового применения положений одного и того же закона к разным лицам — законодательно будет определено право Верховного суда Украины предоставлять судам разъяснения практики применения законодательства. Такие разъяснения будут иметь обязательный характер.
Кроме того, Верховному суду Украины предоставят право толковать законодательство при рассмотрении отдельных дел, которое будет иметь обязательный характер для всех судов общей юрисдикции.
За нарушение принципа равенства граждан перед законом и судом для судей будет предусмотрена дисциплинарная ответственность.
На протяжении десятилетий в судах сложилась ошибочная практика распределения дел между судьями. Председатели судов делают это по собственному усмотрению. Процедура распределения дел не определена никакими объективными критериями и отрицательно сказывается на непредвзятости и беспристрастности судей. Поэтому на законодательном уровне будет введено положение о независимом от председателей судов, судей и работников судов компьютерном распределении дел в соответствии с алфавитным списком в порядке очередности их поступления в суд. Такая практика издавна применяется в европейских странах и оправдала себя. Она положит конец так называемым судьям на заказ и делам на заказ.
В соответствии с Конституцией Украины вопрос внутренней деятельности судов относится к компетенции органов судейского самоуправления. Согласно действующему законодательству, такие вопросы внутренней деятельности судов, как финансирование, обеспечение судов помещениями и оборудованием, организация работы аппаратов судов, возложены на Государственную судебную администрацию (ГСА), находящуюся в системе исполнительной власти. Как засвидетельствовал опыт, это себя не оправдало. С одной стороны, ГСА является инструментом административного воздействия исполнительной власти на судебную, а с другой — она фактически неподконтрольна органам судейского самоуправления.
Государственная судебная администрация не выполняет возложенные на нее обязанности надлежащего финансирования и обеспечения деятельности судов и судей. Финансирование и обеспечение судов оборудованием осуществляется ею в ручном режиме, вследствие чего суды и судьи постоянно находятся в зависимом положении. Кроме того, она взяла на себя не присущие ей функции участия в формировании судейского корпуса.
Государственная судебная администрация будет подчинена органам судейского самоуправления, подконтрольна и подотчетна им. С этой целью законодательно будет определено место судебной администрации в системе органов судебной власти.
Законодательно предусматривается принципиально новый порядок финансирования судов, что освободит их от полной зависимости от исполнительной власти и Государственной судебной администрации. Каждый суд будет финансироваться, в соответствии с Законом Украины «О Государственном бюджете Украины», отдельно и автоматически, на основании смет и ежемесячных росписей расходов, утвержденных для Верховного суда Украины председателем Верховного суда Украины, для высшего специализированного суда — председателем высшего специализированного суда. Для каждого апелляционного и местного суда — Государственной судебной администрацией Украины, по согласованию с председателями и советами судей соответствующих судов один раз в год.
Органы судейского самоуправления, состоящие преимущественно из председателей судов и реализующие делегированные им государством полномочия в части организации судебной власти, зависят от руководителей судебной власти и фактически не в состоянии защищать интересы судей и судебной системы в целом. Поэтому для защиты судей от противоправного влияния и для представительства интересов судебной системы необходимо активизировать работу Ассоциации независимых судей Украины, являющейся членом Международной ассоциации судей.
Сегодня на политическом и государственном уровнях нет единого института, который бы отвечал за подготовку и внесение предложений по поводу формирования политики в области правосудия, характеризовался бы системностью, целостностью и эффективностью, своевременно определял проблемы в деятельности судебной системы и находил законодательные и организационные пути их решения. В европейских странах исторически эта функция возложена на министерства юстиции. В Украине тоже должно быть законодательно определено, что за правовое обеспечение правосудия отвечает Министерство юстиции. Для этого оно осуществляет мероприятия, направленные на изучение и анализ правоприменительной практики судов в области гражданского, хозяйственного, уголовного и административного судопроизводства, а также правоприменительной практики в областях судоустройства, статуса судей, деятельности органов судейского самоуправления и квалификационных комиссий судей.
В первом полугодии 2006 года нужно отказаться от Кодекса об административных правонарушениях, перевести часть административных правонарушений в категорию малозначимых уголовно-правовых проступков, существенным образом уменьшить их количество. Рассматривать такие правонарушения должны не суды, а другие органы.
Важно коренным образом пересмотреть законодательство и карательную политику в области уголовного судопроизводства, которые остались неизменными с советских времен. Они требуют гуманизации и введения новых форм уголовной ответственности за совершенные преступления. Это позволит уменьшить в три раза количество как приговоренных к лишению свободы, так и исправительно-трудовых учреждений, что будет соответствовать европейским стандартам по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.
Крайне актуальным является реформирование процедуры досудебного расследования преступлений. Преимущество будет предоставляться дознанию, а досудебное следствие будет осуществляться лишь тогда, когда совершены тяжкие и особо тяжкие преступления. Реформа органов досудебного расследования будет проведена после реформирования процедуры досудебного расследования.
Необходимо реформировать адвокатуру, создав независимую самоуправляющую профессиональную ассоциацию, с одной стороны — для повышения требований к профессиональным качествам адвоката, а с другой — дабы иметь достаточно большое количество ответственных адвокатов, что даст возможность перейти от монополизации этой деятельности к созданию свободной конкурентной среды в сфере предоставления адвокатских услуг. Адвокат не может отказаться от участия в суде для защиты интересов граждан, когда это участие, согласно правилам судопроизводства, является обязательным. С этой целью Кабинет министров Украины разработал и представит на рассмотрение Верховной Раде новый проект закона «Об адвокатуре».
Чтобы выполнить конституционные требования о безвозмездной правовой помощи социально незащищенным слоям населения для реального доступа человека к суду Кабинет министров Украины разработал и представит на рассмотрение Верховной Раде проект закона «О порядке предоставления безвозмездной правовой помощи».
Для дальнейшего развития судебной системы и судопроизводства, с учетом практики реализации Кодекса судебной власти Украины и Гражданского процессуального кодекса Украины, Хозяйственного процессуального кодекса Украины, Кодекса административного судопроизводства Украины и Уголовно-процессуального кодекса Украины, нужно провести работу по унификации судопроизводства.
Важно учитывать новейшие достижения теории и практики отечественного и зарубежного судоустройства и судопроизводства, в частности отдавать предпочтение процедурам досудебного разрешения споров путем примирения сторон, образованию квазисудов (арбитражей) в системе исполнительной власти, как это принято в развитых демократических странах, что позволит без ущерба для правосудия уменьшить нагрузки на административные суды.
Перечисленные меры позволяют судебной власти не на словах, а на деле быть надежным инструментом защиты прав и свобод граждан на принципах верховенства права — законности и справедливости.