Проведение периодических выборов в представительные органы государственной власти и местного самоуправления является гарантией прав граждан на участие в управлении делами государства и местных общин. Периодическое переизбрание представительных органов государственной власти и местного самоуправления позволяет обновлять их состав согласно воле избирателей. При этом дается оценка избирателями политическим партиям, движениям, отдельным политикам, которым на предыдущих выборах было оказано доверие согражданами. В этом проявляется политическая и правовая зависимость депутатов от избирателей.
Выборы проводятся в установленные Конституцией и специальными законами Украины сроки через определенный промежуток времени. Конституцией Украины (ст.77) предусмотрено проведение очередных выборов Верховной Рады Украины в последнее воскресенье марта четвертого года полномочий парламента. Очередные выборы президента Украины проводятся в последнее воскресенье октября пятого года полномочий президента. Выборы органов власти Автономной Республики Крым (АРК) и в органы местного самоуправления синхронизированы по срокам с выборами в парламент Украины.
В контексте заявленной политической реформы Президент Украины предложил «развести» выборы парламента, Верховной Рады АРК, органов местного самоуправления и президента Украины в пределах одного календарного года. Очередные выборы народных депутатов Украины предложено проводить в последнее воскресенье марта; очередные выборы депутатов сельских, поселковых и городских советов, депутатов Верховной Рады АРК — во второе воскресенье сентября; очередные выборы президента Украины — в первое воскресенье декабря. Исходя из этого предложено увеличить срок полномочий Верховной Рады Украины, органов власти АРК, органов местного самоуправления до пяти лет. Концептуальная идея — проведя «праздник демократии» в течение одного года, избавить «народ-электорат» на последующие четыре года от политического ажиотажа.
Это предложение заслуживает рассмотрения с нескольких сторон. Действительно, есть серьезная проблема, связанная с существующим сегодня совмещением в одно время выборов в Верховную Раду Украины, органы власти АРК и органы местного самоуправления. Так, политические силы, участвующие в выборах, не в состоянии качественно организовать и провести, по существу, несколько избирательных кампаний одновременно. Поэтому мы могли наблюдать провалы на местных выборах ряда серьезных политических сил. Кстати, и Центральная избирательная комиссия предлагала парламенту еще до мартовских выборов 2002 года внести изменения в действующее избирательное законодательство с целью проведения парламентских и местных выборов в разное время. У ЦИК масса собственных резонов: десятки тысяч кандидатов, до двухсот миллионов бюллетеней, организационное и материальное обеспечение избирательного процесса и т.п. Чего стоит только один завершающий день избирательной компании с десятками миллионов избирателей, голосующих по шести разным бюллетеням. В конечном счете страдала от этого не только ЦИК. Есть немало и других аргументов в пользу предложения о «разведении» выборов в парламент, органы власти АРК и местных выборов.
На фоне изложенного может показаться вполне приемлемым предложение о проведении выборов в разные периоды, но в течение одного года. Однако при системной, а не буквальной оценке этого предложения становится очевидной его, мягко говоря, абсолютная непродуктивность.
Идея парламентско-президентской республики предполагает повышенную политическую и правовую ответственность парламента за стабильность «парламентского большинства», за формирование эффективного правительства, качественную законодательную деятельность. В действующем парламенте практически все серьезные политические силы не возражают против внесения в Конституцию Украины положений о возможности досрочного прекращения полномочий Верховной Рады Украины Президентом Украины в случае:
— если в течение 30 дней очередной сессии пленарные заседания Верховной Рады Украины не могут начаться (что может свидетельствовать только лишь об отсутствии «парламентского большинства»);
— если в течение 60 дней после сложения полномочий (отставки) Кабинета министров Украины Верховная Рада Украины не утвердит новый состав Кабинета министров Украины.
Президент предлагает дополнить основания досрочного прекращения полномочий парламента (у него — нижней палаты — Государственного собрания) еще одним: если до 1 декабря не утвержден Государственный бюджет Украины на следующий календарный год. Это предложение еще будет обсуждаться, но принцип ясен — возможность досрочного прекращения полномочий парламента абсолютно реальна при наличии названных оснований.
Что будет происходить в случае досрочного прекращения полномочий парламента? Внеочередные выборы нового состава парламента, причем на полный четырех- или пятилетний срок. А следующие очередные выборы парламента будут брать отсчет от момента окончания срока полномочий парламента, избранного на внеочередных выборах. Если представить, что в парламенте две палаты, ситуация становится еще интереснее: после роспуска нижней палаты и внеочередных выборов в Государственное собрание верхняя палата, не подлежащая роспуску вместе с нижней палатой (по проекту Президента), продолжит исполнение своих полномочий до окончания пятилетнего срока и будет избираться на очередных выборах в сроки, не совпадающие со сроками выборов в нижнюю палату. Не исключено, что в Конституции будут предусмотрены реальные механизмы импичмента президента. Это повлечет «подвижки» в сроках избрания следующего президента. Реальная возможность разбалансировки сроков выборов — налицо.
Сегодня не предусматривается изменение или отмена п.28 ст.85 Конституции Украины, которая относит к полномочиям Верховной Рады Украины право досрочного прекращения полномочий Верховной Рады АРК при наличии вывода Конституционного суда Украины или законов Украины, а также назначение внеочередных выборов в Верховную Раду АРК.
Для полноты картины напомню, что в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» (ст. 78, 79) возможно досрочное прекращение полномочий местных советов и полномочий сельского, поселкового, городского головы. Соответственно проводятся внеочередные выборы. Таким образом, «избирательный винегрет» возможен будет не только в рамках одного года, но и в продолжение нескольких лет. Сбой в предложенном порядке организации и проведения выборов может случиться в любой момент, и тогда все «благие» пожелания синхронизации выборов в органы государственной власти, органы власти АРК и органы местного самоуправления пойдут прахом. И в этом нет ничего страшного: эти сбои в избирательном процессе есть свидетельство реальной демократии. Если лишить народ права «подправлять» своих избранников, причем в любое время, когда они этого заслуживают, мы быстро скатимся к тому, от чего стремимся уйти стремительно и необратимо.
На фоне изложенного абсолютно неуместной игрой воображения будут рассуждения о возможном механизме и целях введения в действие одновременных (в течение одного календарного кода) выборов: путем соответствующего продления срока полномочий президента до срока истечения полномочий действующего парламента или путем сокращения срока полномочий парламента до наступления срока выборов нового президента.
Очевидно, что выборы президента должны состояться (и состоятся!) в сроки, определенные действующей Конституцией Украины, и менять их нет смысла. Что касается возможного продления сроков полномочий парламента, органов власти АРК и органов местного самоуправления до пяти лет, это положение должно будет распространяться уже на будущие составы таких органов.