Принятый парламентом и подписанный Президентом новый закон о пропорциональных выборах в местные советы — нож в спину большинству нынешних мэров украинских городов. Показательным примером является позиция Александра Омельченко, который выступил с категорической критикой закона. Пропорциональная система сделала твердо стоящего на ногах городского голову Киева уязвимым для его недавно объединившихся врагов.
Сейчас Омельченко выглядит непотопляемым. Выигранная в прошлом году схватка с Виктором Медведчуком в Конституционном суде, который решил, что достижение предельного для госслужащих 65-летнего возраста не мешает Омельченко возглавлять администрацию Киева, ограничила возможности центральных властей его преследовать. Расклад сил в Киевраде с точки зрения мэра блистательный. Омельченко не просто имеет поддержку большинства. У него фактически нет оппозиции. Собранная Валерием Хорошковским в 2002 году фракция «За Единую Украину» развалилась. Ее «осколки» не имеют ни возможностей, ни желания воевать с мэром. Последние исследования, проведенные Институтом социологии в октябре—ноябре прошлого года, зафиксировали, что 74% киевлян готовы снова проголосовать за Омельченко. Его оценка жителями столицы составила 3,5 по пятибалльной шкале.
В такой ситуации сторонники Омельченко считают безоблачными его перспективы на очередных выборах местных властей, которые пройдут через два года. Некоторые даже продолжают вести разговоры об участии Омельченко в осенних выборах президента, хотя большинство полагает, что его «всеукраинский» поезд окончательно ушел в 2002 году, когда «Єдність» не смогла попасть в Верховную Раду.
Но внешнее благополучие его обманчиво. Первым вызовом для мэра столицы станет приход нового президента. Год назад отношения с обоими кандидатами, которые до неудачного голосования за поправки к Конституции считались основными, были распрекрасными. С Виктором Ющенко Омельченко связывают старые симпатии национал-демократов плюс вражда с Медведчуком —лучшая марка цемента в хрупких конструкциях украинской политики. Расчет, что она же объединит его с Виктором Януковичем, был одной из причин, по которой Омельченко приветствовал назначение донецкого губернатора на пост премьер-министра.
Сейчас все не так гладко. Дружба с Ющенко ослабла после того, как лидер «Нашей Украины» не оказал активной поддержки мэру во время попытки Медведчука лишить его портфеля главы горадминистрации. Еще одним ударом стало согласие Ющенко принять в свою фракцию Леонида Черновецкого, одного из личных врагов Омельченко. Отношения самого популярного политика в Украине с самым популярным политиком в Киеве резко ухудшились: Александр Омельченко-младший, который был избран депутатом по спискам «Нашей Украины», приостановил свое членство в «НУ». В ближайшие недели сын столичного мэра вообще собирается выйти из фракции Ющенко.
Отношения Омельченко и Януковича не сложились. Вопреки ожиданиям мэра, премьер стал не врагом, а скорее союзником главы администрации. Во время прошлогодней атаки Медведчука Янукович выдвинул в качестве кандидата на пост главы горадминистрации Владимира Рыбака. Омельченко это запомнил. На осенних выборах он склонен отдать свою поддержку Ющенко, пусть даже по принципу наименьшего из зол.
Но хотя шансы Ющенко выиграть выборы сейчас выглядят предпочтительнее, его победа не гарантирует мэру безопасности. Дело даже не в амбициях членов «Нашей Украины», которых начали опасаться и в мэрии. Настоящей головной болью для Омельченко стала Конституционная реформа, хотя вначале мэр поддерживал ее, рассчитывая, что она укрепит местное самоуправление. Этот вопрос не попал в число приоритетов правящей коалиции и левых, которые борются за изменение Конституции. Зато во вторник они ввели пропорциональные выборы в областные, районные и городские советы, увеличив свои шансы провести в них больше своих депутатов в 2006 году.
Для большинства мэров, включая Омельченко, принятый во вторник закон —большая неприятность. Выигрыш следующих мэрских выборов теперь для них только часть задачи. Положение обязывает их сформировать большинство в местном совете или хотя бы сотрудничать с ним. К чему будут приводить противоположные расклады, хорошо демонстрирует судьба кировоградского городского головы Николая Чигрина. Выиграв выборы-2002 как ставленник Демократической партии, он год отбивался от атак большинства горсовета, сформированного «Трудовой Украиной». Проблема решилась после его перехода во вражеский лагерь.
Введение пропорциональной системы поставило перед мэрами большинства городов сложную дилемму. Чтобы иметь поддержку в совете, они должны принадлежать к партии, которая создаст в нем большинство. Но из-за отсутствия доминирующих партий в 2006 году однопартийное большинство будет избрано в очень небольшой части городов. Это обстоятельство требует от глав городских администраций быть максимально нейтральными, чтобы объединять разделенные на партийные фракции советы.
Омельченко будет трудно использовать любой из двух вариантов. Два года назад его высокий личный рейтинг в Киеве не вытянул «Єдність» в Раду. По данным Института социологии, в ноябре прошлого года доля киевлян, готовых проголосовать за партию на парламентских выборах, равнялась всего 4,7%. Омельченко остается только надеяться, что при голосовании в городской совет киевляне предъявят другие требования к партии мэра, чем на парламентских выборах. Состояние же «Єдності» удручает. Ставшая символом недостатков партии власти Народно-демократическая партия в 1998 году не выглядела такой пассивной и неповоротливой. Как заметил один из советников Омельченко, в партию мэра вступили те, кто должен по службе, и те, кто не подошел другим партиям. Это плохое войско перед выборами через два года.
Зато введение пропорциональных выборов сделало для Омельченко опасными всех оппонентов, представляющих известные партии. К таковым относятся не менее половины созданного в феврале по инициативе СДПУ(о) координационного совета киевских организаций партий. Кроме эсдеков, в него вошли столичные организации НДП, Партии промышленников и предпринимателей, Партии регионов, «Трудовой Украины» и Аграрной партии. Своей целью совет объявил поддержку кандидата от коалиции на президентских выборах, подготовку к совместному участию в выборах-2006 и формирование общественного мнения в городе. По каждому из этих направлений цели мэра и участников объединения расходятся.
Киевская «шестерка» вряд ли может серьезно угрожать Омельченко до выборов. Составившие ее партии не имеют представительства в Киевраде. Доля их депутатов в районных советах исчисляется десятью процентами. Но при умелом использовании статуса оппозиции объединение может к следующим выборам ослабить популярность Омельченко.
Это продемонстрировали эсдеки, набравшие очки на попытке мэрии повысить цену проезда в городском транспорте. Киевская организация СДПУ(о) разослала 150 тыс. обращений к киевлянам с предложением написать мэру протестное письмо с угрозой не голосовать за него на выборах-2006. По утверждению социал-демократов, в мэрию вернулось больше 3 тыс. писем. Еще 100 тыс. человек получили листовки «Позвони мэру» с указанием телефона приемной Омельченко. Его решение отложить повышение легло в копилку голосов СДПУ(о).
Публичные методы борьбы, предложенные главой киевских эсдеков Вадимом Мисюрой, который перешел к Медведчуку от Александра Мороза, могут быть для Омельченко даже опаснее, чем кабинетные интриги лидера СДПУ(о). Они выставляют напоказ жителям города слабые места Омельченко.
Сан Саныча нельзя назвать плохим мэром. К его заслугам можно отнести улучшение городской инфраструктуры, большие социальные программы городского бюджета и отсутствие крупного семейного бизнеса. «В сравнении с другими городами ситуация в Киеве лучше. Никто из бизнесменов не может пожаловаться, что в этом направлении я не могу работать, потому что там интересы мэра», — говорит Лев Парцхаладзе из нелояльной к мэру фракции «Европейская столица» в Киевраде, с которой сейчас пытается установить контакты Анатолий Кинах.
Но при этом Омельченко остается отличной мишенью для атак. Низкая эффективность управления городской собственностью, постоянные скандалы вокруг качества новой архитектуры, застройка исторически или экологически ценных территорий — это только часть слабых мест мэра, привыкшего жить без оппозиции. К выборам 2006 года жители столицы могут от претензий устать.
При таком сценарии Омельченко должен думать о другой проблеме. У него нет преемника, способного продолжить его политику в случае отказа баллотироваться в 2006 году. По оценкам знатоков киевской политики, такого человека возле Омельченко не было, нет и, возможно, не будет. Авторитарный стиль руководства мэра, плохо умеющего делегировать полномочия, окружил его рабочими лошадками. Словом, мэру Киева есть над чем ломать голову после последних решений Рады. Впрочем, почему только мэру Киева?..