С упорством, достойным лучшего применения для достижения более разумных целей, секретариат президента твердит о возможности отмены безвизового режима для граждан стран Европейского Союза. То один, то другой клерк канцелярии главы государства, начхав на отечественное законодательство, согласно которому внешнеполитические вопросы в Украине имеют право комментировать только три должностных лица — президент, премьер и министр иностранных дел, спешит пригрозить европейцам введением виз или как минимум взиманием консульского сбора при въезде в нашу страну.
Такую воинственность еще можно было объяснить прошлым летом (когда, собственно, с Банковой и прозвучали первые угрозы по этому поводу). Тогда, спустя всего полгода после начала действия Соглашения между Украиной и ЕС об упрощении оформления виз, к европейцам в самом деле была масса претензий по существу — положения документа выполнялись кое-как или не выполнялись вообще. Об этом свидетельствовало хотя бы огромное количество звонков возмущенных украинцев в наше Министерство иностранных дел. Об этой проблеме постоянно говорили эксперты из отечественных неправительственных организаций. Об этом украинский МИД, который ввел регулярный мониторинг выполнения Соглашения, все время информировал Еврокомиссию и вносил свои предложения по улучшению практики выдачи шенгенских виз гражданам Украины.
Но с тех пор ситуация заметно изменилась. И сегодня, когда наконец-то наметились реальные сдвиги в лучшую сторону (и сам президент не далее как в минувший понедельник на встрече с главой Европарламента отметил «определенный прогресс в либерализации визовых отношений»), можно только теряться в догадках, почему вдруг секретариат снова начал «наезжать» на Евросоюз. То ли это просто очередные проявления непрофессионализма его чиновников. То ли, как поговаривают, европейцы обидели, обделив визой кого-то из закарпатских друзей Виктора Балоги. То ли глава секретариата, готовясь сменить кресло на депутатское, торит путь к сердцам западноукраинских избирателей, обещая отомстить пихатим европейцам за унижения и злоключения земляков в европейских посольствах. То ли накануне президентских выборов роль мужественного защитника интересов «маленьких украинцев» готовится для самого Виктора Ющенко. Ведь рейтинг у главы государства — ниже некуда, а такой шаг как возвращение визового режима для граждан Евросоюза, без сомнения, будет встречен на ура очень многими нашими согражданами, причем не только натерпевшимися от хождения по визовым мукам, но и теми, кому за державу обидно.
Обидно. Мы покривим душой, если будем утверждать, что на сегодня в визовых отношениях с ЕС у нас полный ажур. Проблем еще много, и они будут возникать все время, пока для украинцев существует визовый режим. Но можно обижаться, рассказывать, что «Европа нас не хочет», и при этом ничего не делать, чтобы она нас захотела, а можно настойчиво продвигаться к поставленной цели, пусть и маленькими шагами. И тогда, однажды оглянувшись, мы вдруг обнаружим, что пройдено немало.
Разве могли мы еще несколько лет назад всерьез говорить о безвизовом режиме с ЕС? В преамбуле Соглашения об упрощении оформления виз, подписанного в июне 2007 года, о безвизовом режиме говорится как о долгосрочной перспективе. А в феврале нынешнего года вице-президент Еврокомиссии немец Гюнтер Ферхойген, ранее в числе горячих симпатиков Украины не замеченный, находясь с визитом в Киеве, заявил о возможности введения безвизового режима для нашей страны в краткосрочной перспективе: «Возможно, в следующем году, хотя это слишком оптимистический сценарий, скорее, через два года». У Балоги об этом не слышали? Господа, лед тронулся! На Банковой этого не заметили? Могли бы, хотя б для разнообразия и общего развития, поинтересоваться мнением и данными Министерства иностранных дел.
По статистике же МИД, благодаря реализации Соглашения, количество шенгенских виз, полученных нашими согражданами в 2008 г., увеличилось на 25% по сравнению с 2007 г. и составило более одного миллиона. А количество отказов в выдаче сократилось вдвое — с 10% до 5%. Об улучшении ситуации свидетельствует и тот факт, что, по сравнению с предыдущим годом, за три месяца 2009-го в МИД поступило в три раза меньше жалоб от украинских граждан по поводу оформления виз. Правом на бесплатное оформление шенгена сегодня пользуются 14 категорий украинцев. Причем бесплатные визы составили почти половину (!) всех выданных в прошлом году. Постепенно увеличивается число выданных многоразовых виз. Об улучшении ситуации свидетельствуют не только официальные данные, но и результаты мониторинга, проводимого украинскими неправительственными организациями (подробнее с его результатами читатели «ЗН» смогут ознакомиться в одном из наших ближайших номеров).
На 7 мая намечено очередное заседание совместного визового комитета Украина—ЕС, на котором украинская сторона сможет изложить свои замечания относительно выполнения Соглашения и рассказать о наиболее часто встречающихся претензиях украинцев к процедуре получения виз, в том числе и о посреднических центрах, об излишне большом количестве необходимых документов, о выдаче одноразовых виз вместо положенных, согласно документу, многоразовых и т.д.
Кстати, еще до вышеупомянутого заседания можем порадовать читателей сообщением о том, что в ближайшее время Европарламент должен утвердить Визовый кодекс ЕС, которым, например, будет предусмотрено применение упрощенной процедуры выдачи виз для заявителей с позитивной визовой историей, а также упорядочена деятельность посреднических компаний. В частности, насколько нам известно, документ исключает монополизацию посредниками процедуры оформления виз. Таким образом граждане третьих стран будут имеет возможность выбора, к кому обращаться — напрямую в посольство или же к посредникам. Кроме того, плата за услуги этих посредников будет ограничена 50% от стоимости визы.
На майском заседании совместного визового комитета планируется обсудить уже переданные украинской стороной на рассмотрение Еврокомиссии предложения относительно внесения изменений в Соглашение 2007 года для дальнейшей либерализации визовых отношений. Эти предложения могут значительно раздвинуть рамки действующего документа и заключаются в следующем:
— расширение категорий граждан, которые могли бы воспользоваться визовым упрощением;
— введение режима безвизовых поездок для собственников служебных паспортов;
— отмена визовых сборов для всех категорий граждан Украины.
Понятно, что 8 мая визы бесплатными еще не станут. Нужно делать скидку на пресловутую неповоротливость европейской бюрократии, кроме того, визовые сборы — одна из статей дохода текущих бюджетов европейских стран. Но тактика малых шагов себя оправдывает, и уже, например, есть согласие литовской стороны на выдачу украинцам бесплатных национальных литовских виз, есть надежда на принятие аналогичного официального решения поляками (принципиально они вроде бы уже определились). Глядишь, за литовцами с поляками постепенно и остальные страны подтянутся, а там и Еврокомиссия созреет.
Правда, на все это можно надеяться только в том случае, если разномастные и разнокалиберные «защитники простых украинцев» оставят разговоры о возобновлении визового режима для граждан государств ЕС. (К слову, интересно, а для США, Канады и Японии они тоже визы вернуть собираются?)
Чего добьется Киев, введя визовый режим для стран Евросоюза?
Только совершенно наивный человек или абсолютный профан может всерьез верить, что тем самым Киев ужасно напугает Брюссель и подтолкнет его к скорейшей отмене (или хотя бы значительной либерализации) визового режима. Евросоюз — переговорщик-тяжеловес, и на подобный шантаж однозначно не поддастся.
Отомстить евробюрократам за «поневіряння» тоже не удастся. Те европейские чиновники и дипломаты, от кого зависит принятие визовых решений, в большинстве своем имеют дипломатические паспорта, и, в случае введения Украиной визового режима согласно действующему Соглашению об упрощении оформления виз, будут ездить в нашу страну без оных по принципу взаимности. Таким образом, пострадают лишь ни в чем не повинные европейские туристы, бизнесмены, ученые, студенты и прочие категории граждан, не обладающие диппаспортами. Но, главное, пострадает и сама Украина. Еще больше ухудшится ее и без того не блестящий имидж как в глазах простых, так и власть имущих европейцев. А у скептиков из числа последних (особенно в Берлине, Амстердаме, Мадриде) появятся дополнительные аргументы для торможения каких-либо переговоров с непоследовательной Украиной о дальнейшей либерализации и, тем более, отмене визового режима. Ошибаются и те, кто рассчитывает на серьезное увеличение доходов в украинскую казну от возобновления практики взимания консульских сборов с европейских граждан. Даже без основательных экономических выкладок очевидно, что изрядно подзаработать не удастся. Во-первых, опять же, согласно принципу взаимности и букве визового соглашения, значительная часть европейцев (как и украинцев, примерно половина) будет получать бесплатные визы. Во-вторых, потери Украины от уменьшения количества европейских туристов намного превзойдут заработанные за счет консульских сборов суммы. Потому что среднестатистический европеец, приехав к нам, тратит здесь гораздо больше денег, чем 35 евро, которые он будет платить за визу. А если европейцы станут ездить в Украину реже, следовательно, сократится приток иностранной валюты в украинские банки, пострадает туристическая отрасль и сфера услуг, которые в условиях кризиса и так далеки от процветания.
Почему мы все время пытаемся идти иным путем, причем, как правило, не туда? Давайте посмотрим на другие страны. Вот Хорватия, например, в минувшую среду приняла План действий в сфере туризма на 2009 год, которым, в частности, предусматривается отмена виз для граждан Украины (заметьте, в одностороннем порядке!) на период летнего туристического сезона, т.е. с 1 мая до 30 октября.
Односторонняя отмена визового режима — не украинское ноу-хау, а широко распространенная в мире практика. В частности, некоторые страны Евросоюза, чьи граждане пока что вынуждены оформлять визы для поездки в США, надеясь добиться в будущем со Штатами безвизового режима, отменили визы для американских граждан в одностороннем порядке. Недавно так поступила Греция.
В одностороннем порядке отменяли визы для граждан ЕС и бывшие кандидаты на членство в Евросоюзе. Болгария это сделала в 1996 г., а безвизовый режим с ЕС она получила в 2001-м, членом же Союза стала в 2007-м. Сегодня подобный подход используется другими странами, стремящимися в ЕС — Сербией, Черногорией, Македонией, Албанией, Боснией и Герцеговиной, Молдовой, а также Турцией и Грузией.
Кстати, к нашим визовым отношениям с Евросоюзом присматриваются, а затем делают соответствующие выводы и третьи страны. Так, в одностороннем (!) порядке отменила визы для украинских граждан Гватемала. Конечно, кто-то из скептиков может усмехнуться: «Ну, и сколько у нас желающих отправиться в эту далекую страну наберется?» Но в данном случае интересно совсем другое. На вопрос украинских дипломатов «Чего это вы вдруг?» их гватемальские коллеги пояснили, что ежегодно анализируют визовую политику других стран. Так вот, проделав эту работу относительно Украины, они отметили ее прогресс в либерализации визового режима с ЕС, а также перспективу введения режима безвизового, после чего и приняли свое решение. Видимо, в Гватемале в визовых отношениях Украины и ЕС разбираются лучше, чем некоторые отечественные деятели из секретариата президента, Верховной Рады и правительства…
Так что, пожалуй, вернемся к обсуждению последствий «конструктивных» предложений этих чиновников. Если выполнить рекомендации даже самых миролюбивых из них — сохранить безвизовый режим, но ввести только плату на границе за въезд в Украину, проблем получим больше, чем собранных таким образом средств. Во-первых, опять же нужно будет сразу поставить жирный крест на переговорах с еэсовцами об отмене консульских сборов для всех категорий наших граждан. Уже сегодня Украина выглядит крайне глупо, когда МИД направляет Еврокомиссии такое предложение, а из президентской канцелярии и парламента звучат призывы ввести консульский сбор для европейцев. Во-вторых, кто-нибудь из инициаторов подобного шага отдает себе хоть малейший отчет в том, в какой кошмар в этом случае превратятся пропускные пункты на наших границах? Ведь как в Египте или Турции — взяли деньги, вклеили в паспорт марку и пропустили дальше — не получится. Дело в том, что, напомним, согласно все тому же визовому соглашению 2007 года, 14 категорий украинских граждан имеют право на получение бесплатных шенгенских виз. Следовательно, при введении консульского сбора для европейских граждан по принципу взаимности этим же правом будут пользоваться и 14 категорий европейцев. А теперь представьте, сколько времени потребуется украинским пограничникам, чтобы определить, имеет ли право тот или иной житель Евросоюза въехать в Украину бесплатно, в самом ли деле он является журналистом, студентом, спортсменом, пенсионером, путешествует ли с гуманитарной целью или приехал повидаться с близкими родственниками и т.п.
Самые же воинственные «защитники украинских интересов» вообще предлагают денонсировать подписанное с ЕС соглашение о реадмиссии. Депутат из фракции «НУ—НС» Геннадий Москаль уже даже внес на рассмотрение Рады соответствующий законопроект. В случае его одобрения парламентом придется не только распрощаться с перспективой безвизового режима с Евросоюзом, но и вообще прекратить какие-либо разговоры на визовую тематику. Напомним, что документ о реадмиссии подписывался в пакете с Соглашением об упрощении выдачи виз. Следовательно, денонсация первого повлечет за собой денонсацию второго. То есть будут отменены все существующие сегодня преференции для украинских граждан. Значительно сократится выдача многоразовых годичных и пятилетних виз. Придется забыть о бесплатных. А получение шенгена будет стоить уже не 35 евро, как зафиксировано в соглашении, а 60 евро, которые платят сегодня граждане третьих стран. Или даже больше. Ведь Евросоюз вводит для своих граждан дорогостоящие паспорта с биометрическими данными и собирается повышать консульский сбор, чтобы каким-то образом компенсировать расходы.
Скорее всего, можно будет распрощаться и с соглашениями о местном приграничном движении. Подобные документы, подписанные со Словакией и Венгрией, уже вступили в действие. Вот-вот должно заработать аналогичное соглашение с Польшей, практически готово к подписанию — с Румынией. Благодаря этим соглашениям жители 30-километровых зон по обе стороны от границы имеют право на многоразовые поездки на территорию другой договорной стороны, получив лишь разрешение на упрощенное пересечение границы.
И, разумеется, на долгие годы будет оборван едва начавшийся безвизовый диалог с Евросоюзом. После саммита Украина — ЕС в октябре прошлого года он направил наши чаяния в совершенно конкретное русло. Созданы четыре рабочие группы: по безопасности документов, миграционным вопросам, поддержанию общественного порядка и внешним отношениям. Каждая из них по своему направлению должна выработать конкретные и четкие критерии и задания, выполнение которых позволит Украине добиться для своих граждан безвизового режима с ЕС. Наши дипломаты планируют до июня согласовать с европейской стороной проект дорожной карты, содержащей все эти условия, а до конца года, во время председательствования в ЕС Швеции, утвердить этот документ (скорее всего, на саммите). В этом случае, считают эксперты, безвизовый режим с Евросоюзом имеет шансы из долгосрочной перспективы превратиться пусть и не в краткосрочную, как нафантазировал г-н Ферхойген, но хотя бы в среднесрочную.
И тут снова возникает масса вопросов. Будут ли в Украине выборы в октябре? Если да, то, очевидно, что саммита со шведами у нас не получится. Допустим, дорожную карту можно будет утвердить и не на саммите (хотя если начнется избирательная кампания, всем уже будет не до визовых вопросов). Однако насколько активно, быстро и слаженно готовы работать над реализацией этой дорожной карты исполнительная и законодательная власть? Увы, удручающий ответ очевиден. Отстаивание прав «маленьких украинцев» на свободу передвижения на деле обычно ограничивается обвинениями Европы перед телекамерами в том, что «она нас не хочет». А вот вам свежайший пример конкретной работы радетелей за народные интересы. В прошлую среду, 1 апреля, в парламенте провалили два взаимодополняющих законопроекта — правительственный и депутатский — о Концепции государственной миграционной политики и об основных положениях государственной миграционной политики Украины. При том что и профильный комитет их благословил, и во время короткого обсуждения никаких возражений не прозвучало — только слова одобрения. Просто не хватило голосов. Просто кто-то вышел покурить или решил позвонить по мобильному. Зато решение о праздновании 90-летия комсомола в тот день приняли. Вот вам и наглядная демонстрация приоритетов…
Сколько лет ведутся дискуссии о едином миграционном органе, создание и эффективная работа которого являются одним из основных условий Евросоюза для введения безвизового режима! Но два украинских министерства — МВД и Минюст — никак не могут договориться, под чьим патронатом будет находиться это новое ведомство. Интересно, как они собираются заключать соглашения и плодотворно сотрудничать с Европолом и Евроюстом, что тоже входит в перечень условий для безвизового режима с ЕС?
Как идет подготовка к выполнению соглашения с Евросоюзом о реадмиссии, которое вступит в действие с 1 января следующего года? На переговорах по его подготовке украинская сторона выцарапала у европейских партнеров обязательство предоставлять Украине по 30 млн. евро в год (не кредитов, а грантов!) на реадмиссионный менеджмент. Но эти деньги нашими ведомствами не осваиваются. Нужны предложения конкретных проектов, а их нет.
Иногда, правда, какие-то предложения в недрах различных украинских ведомств рождаются, но подчас они, мягко говоря, вызывают недоумение. Вот, например, после преодоления массы препятствий Украина и Молдова, наконец-то, вроде бы договорились начать демаркацию приднестровского участка госграницы между нашими странами. А Евросоюз, пускай и неохотно, пускай и после настойчивых просьб украинской стороны таки согласился выделить какую-то сумму на эти цели. И, разумеется, поинтересовался, в чем Украина испытывает нужду, чего ей не хватает для проведения демаркационных работ и повышения технического уровня обеспечения охраны украино-молдовского кордона. Знаете, что включили в свои пожелания наши пограничники? Пару десятков крутейших внедорожников…
Этот список вопросов и печальных ответов на них можно продолжать еще очень долго. Но, думается, и так вполне понятно, почему же Европа «нас не хочет». Гораздо важнее, наконец, понять: необходимо начать что-то делать, чтобы нас захотели.