Информационная сфера никогда не была украинским «коньком». Все PR- кампании Украина бездарно проваливала, а информационные войны позорно проигрывала. Не делая для себя никаких выводов и лишь на словах заботясь о собственном имидже.
Однако в нынешней информационной войне на кону уже даже не международный имидж Украины. Потому что это война на уничтожение. Уничтожение европейского будущего нашей страны.
Россия, как и все, что она делает в последнее время, ведет ее жестко, агрессивно, методично, профессионально и комплексно. Как свидетельствуют западные дипломаты, российские высокопоставленные эмиссары объездили европейские столицы, донося российскую позицию в газовом конфликте с Украиной до руководства стран Евросоюза. По всей Европе наняты профи из известных PR-компаний, которые отлично отрабатывают щедро оплаченные контракты, обхаживая европейских политиков, дипломатов и журналистов.
Об украинских СМИ тоже не забывают. Я, вот, например, в последнее время стала получать по электронной почте от разных российских агентств в помощь моей журналистской работе (причем, замечу, без каких-либо соответствующих просьб с моей стороны и совершенно безвозмездно) подборки уже готовых экспертных комментариев по самым разным аспектам газового конфликта. Правда, на комментарий одного украинского специалиста в этих подборках приходится, как правило, пять-десять российских.
Или еще один занятный примерчик. В первых числах нового года все желающие подсобрать информацию из Интернета по украинско-российскому газовому спору, обратившись к помощи поисковиков — тех же Google или Yahoo, и набрав ключевые слова (скажем, Naftogaz Ukrainy или gas dispute), среди множества «вывалившихся» ссылок первым получали адрес www.gazpromukrainefacts.com . Это такой специальный сайт, поддерживаемый «Газпромом», и, насколько мы можем судить, созданный еще где-то в октябре. На этом сайте на прекрасном английском языке оперативно излагаются все новости газового конфликта с позиции, понятное дело, «Газпрома». И не только новости. Хотите бэкграунд? Пожалуйста — кратко, четко и понятно. Что еще нужно западному корреспонденту в условиях вечного журналистского цейтнота и вала информации в быстро меняющихся условиях? Да такая подача материала пригодится не только журналистам, но и всем, кто интересуется этой тематикой — экспертам, дипломатам, чиновникам и просто любопытствующим обывателям. В последнее время, правда, этот сайтик уже в топ не попадает: видимо, оплаченный Газпромом срок истек (не секрет, что на поисковиках первыми высвечиваются проплаченные линки). Но, думается, пристраститься к нему уже успели многие. Как и к сайту правительства России с избранными «хамфоризмами» Владимира Путина.
А что же наши родные «Нафтогаз Украины» или Минтопэнерго? Как они защищают честь мундира и страны в информационной сфере? Прямо скажем, хреново. Что интересного может почерпнуть для себя иностранный журналист с их сайтов? С минэнерговского — ничего. Нам, во всяком случае, так и не удалось обнаружить его англоязычную версию. Может ли обогатить новыми знаниями сайт НАКа? Совсем мало, да и то, если будет время и желание разобраться, где искать нужную информацию. Самой же информации совсем немного, оперативного реагирования (я уже молчу об упреждении) на множественные российские обвинения вы тут не найдете. Хотя бы стенограммы брифингов Дубины, что ли, вывешивали. Мы, было, обрадовались, обнаружив в среду 14 января информацию с пресс-конференции главы НАКа (да и то только на украинской версии сайта). Радость была недолгой. Потому что, зайдя по ссылке, мы обнаружили, что это информация с пресс-конференции, состоявшейся 14 октября… Может, кто-то очень настойчивый и не теряющий надежду подробно ознакомиться с украинской позицией по всем нюансам газового противостояния надеется обнаружить информационный Клондайк на сайтах украинских посольств? Ага, щас. На большинстве просмотренных нами (приятное исключение — веб-странички украинских диппредставительств в Болгарии и при Евросоюзе) в лучшем случае торжественно вывешено заявление президента Ющенко, сделанное на его пресс-конференции 13 января. До этого у посольств, видимо, никакой другой информации по этой теме не было… Особенно порадовали нас сайты посольств Украины в Великобритании и во Франции. Вчера на первом из них последняя новость была за 22 ноября — обращение президента Ющенко к мировому сообществу по поводу 75-й годовщины Голодомора. На втором — поздравление министром Огрызко мирового украинства с Рождеством Христовым от 7 января.
Думаю, что даже после этих нескольких примеров задаваться вопросом, а существует ли какой-то специальный украинский web-ресурс, посвященный газовому конфликту с Россией, просто смешно.
Почему мы столько внимания уделяем Интернету? Да потому что весь цивилизованный мир сидит в нем. И получает из него большую часть информации. Потому что там уже недоуменно пожимают плечами, когда вы просите прислать какую-то информацию по факсу. Но что там Интернет, наши деятели даже телевидение толком использовать не могут.
А ведь в недрах даже того же «Нафтогаза», насколько нам известно, еще до Нового года, когда в воздухе только-только запахло газом, были разработаны рекомендации относительно информационной кампании. И что, ими кто-то воспользовался? Руководство НАКа до недавнего времени и близко к себе не подпускало не только журналистов, но и сотрудников собственной пресс-службы, настойчиво пытавшихся доказать необходимость широкого привлечения СМИ, в первую очередь, телевидения. И лишь в минувшую среду они получили возможность начать делать хоть что-то.
Что имеем в результате? Почти две недели даже отечественные телеканалы давали российскую картинку и весьма скудный текст. О каком формировании проукраинского общественного мнения в Европе мы можем заикаться, если на сегодняшний день значительная часть даже самих украинцев убеждена (в том числе благодаря и высказываниям части украинского политикума), что в украинско-российском газовом конфликте во всем виновата Украина? Например, опрос жителей Симферополя, проведенный центром «Имидж-контроль» 10 января, показал, что более половины из них в газовых проблемах винят исключительно Киев.
Совершенно очевидно, что Украина была абсолютно не готова к очередной информационной войне. Но даже когда пожар газового конфликта разгорелся вовсю и уже перекинулся на Европу, адекватной украинской реакции не последовало.
Россия, как обычно, очень удачно выбрала время: Европа уже вышла из рождественских каникул, зачехлила лыжи, включила телевизоры и компьютеры, и россияне могли трудиться над ее информпространством, не успевая вытирать пот со лба. Зато Украина в это время САМОЗАБВЕННО отдыхала. Отдыхали телевизионщики, гоня в эфир информационную халтуру (при том, что информагентство «Интерфакс-Украина», не позволившее себе уйти на каникулы, в сотрудничестве с «Нафтогазом» давало по 70 новостей в сутки). Отдыхали чиновники, не продуцируя информацию. Отдыхали дипломаты, не донося ее до граждан стран пребывания.
Кстати, на работе (или отдыхе?) нашего внешнеполитического ведомства в это мультикризисное время хочется остановиться особо. Ведь МИД так настойчиво боролся за возвращение в его парафию имиджевой программы Украины. Но вот борьбы за имидж страны в столь сложный и опасный для ее будущего период мы что-то не увидели. (Неужели все силы и креатив были растрачены на Голодомор?)
Глава «Нафтогаза» Дубина был весьма неприятно удивлен, когда 8 января, срочно прибыв на сложные переговоры в Брюссель, не обнаружил среди встречавших ни посла Украины в Бельгии, ни представителя Украины при Европейском Союзе. Говорят, послы были в отпуске… Мы все понимаем, дипломаты — тоже люди. Но люди особой профессии. Дипломаты, как и военные, не могут быть в отпуске, когда идет война.
По нашей информации, лишь 14 января, после того как накануне 13-го президент провел длительную пресс-конференцию, посвященную газовому конфликту, МИД зашевелился, и в посольства пошли распоряжения начать информационную работу.
А до того нам звонили соотечественники с замерзающих Балкан: «Ребята, российские послы даже в Рождество не вылезают из телевизора. Мы слышим только российскую точку зрения. Где же украинская позиция?» При встречах недоумевали западные дипломаты, в том числе и из ключевых стран ЕС: «Почему не слышно и не видно ваших посольств? Почему они до сих пор молчат?» Западные дипломаты отлично понимают, что мало донести информацию до руководства страны пребывания. Не менее (а, пожалуй, даже более) важно донести ее до избирателей этого руководства. Потому что даже если это руководство симпатизирует Украине, ему будет очень тяжело в будущем без риска для собственной политической карьеры пояснить своим согражданам — избирателям и налогоплательщикам, почему он поддерживает такую непредсказуемую и безответственную страну, которая заморозила их холодной зимой 2009-го.
Возвращаясь к нашим дипломатам, ради справедливости заметим, что, безусловно, весьма проблематично разъяснять позицию государства под аккомпанемент взаимных обвинений президента и премьера родной страны в провале газовых переговоров с Россией.
Но пока одни грызутся, а другие осторожно помалкивают («как бы лишнего не ляпнуть!»), выжидая, кто же кого загрызет, россияне планомерно, ковровыми бомбардировками, уничтожают остатки доверия международного сообщества к Украине, а на пепелище сеют уверенность в несостоятельности нашего государства. И уже даже от симпатиков нашей страны доводится слышать: «Мы, в общем-то, на вашей стороне, но информационный напор россиян таков, что мы начинаем им верить».
Сегодня уже можно утверждать, что большинство граждан европейских стран уверены: Украина не платит за газ, Украина ворует газ, Украина не пускает российский газ в Европу, Украине доверять нельзя.
Наша страна должна срочно спасать остатки своей репутации. И если государство бездарно и беспомощно, то, может, этим благородным делом займутся те, кому известно, насколько важно понятие «репутация» по сфере бизнеса? Займутся, если не из чувства патриотизма, то хотя бы из чувства самосохранения? Ведь это их бизнес несет колоссальные потери от газового кризиса. Ведь сообща вложиться в масштабную пиар-кампанию будет куда дешевле, чем потерять не только бизнес, но и страну. Ведь находились же деньги на дорогостоящих первоклассных западных пиарщиков и во время выборов, и для продвижения собственных брендов на западный рынок. И если кто-то позиционирует себя защитником имиджа страны или промоутером идеи ее европейской интеграции, то, может, вместо Йоуллупукки или заграничных певцов и художников, в ближайшее время стоит привезти в Украину массированный десант западных журналистов и влиятельных европейских опинион-мейкеров? Ведь в противном случае проводить очередной соцопрос среди граждан европейских стран, интересуясь, поддерживают ли они европейское будущее Украины, скорее всего, будет совершенно бессмысленно.