«Упрощенный» закон о предоставлении гражданства этническим венграм, проживающим в других странах, был одобрен парламентом Венгрии в мае прошлого года почти единогласно (344 голоса «за», три - «против», пять - воздержались) и вступил в силу с первого января нынешнего года. Цель закона, как утверждают в Венгрии, - моральная поддержка своих этнических групп, которые по разным причинам оказались за пределами исторической родины. Впрочем, с такой трактовкой согласны не все соседи Венгрии...
«Деликатная тема»
Как известно, по результатам двух мировых войн Венгрия потеряла около двух третей территории, на которой в настоящее время проживает примерно три миллиона венгров. Самая многочисленная венгерская диаспора - в Румынии (около 1,4 миллиона человек, или 6,6% от общего количества населения), Словакии (около 520 тысяч человек, или 9,7% общего количества населения) и Сербии (около 290 тысяч, или 4% населения). В условиях отсутствия границ (Сербия фактически находится на финишной прямой к евроинтеграции) принятие закона действительно можно воспринимать как символический жест. Однако для венгров Закарпатья (которых около
150 тысяч) гражданство страны Евросоюза с возможностью передвижения и трудоустройства в ЕС - не только моральное, но и очень серьезное материальное преимущество.
И именно среди членов ЕС «моральная поддержка» Венгрией своих этнических групп вызвала бурную реакцию. Словакия расценила этот шаг как угрозу национальной безопасности и даже на некоторое время отозвала из Будапешта своего посла. После чего молниеносно внесла поправки в свое законодательство, согласно которым ее жители в случае обретения венгерского гражданства будут лишены гражданства словацкого (сейчас между двумя странами ведутся переговоры по этому деликатному вопросу). Резкие заявления о вмешательстве Венгрии во внутренние дела соседей звучат и в Румынии, при том, что эта страна также приняла аналогичный закон в отношении зарубежных румын (об этом немного ниже).
В чем суть нового закона о венгерском гражданстве? Отныне процедура его получения очень упрощена: претендент должен предоставить справку о несудимости, доказать свое венгерское происхождение (предъявить архивную выписку, что кто-нибудь из ближайших родственников родился на территории бывшей Венгрии) и продемонстрировать базовые знания венгерского языка. По замыслу авторов закона, новые граждане Венгрии и в дальнейшем будут оставаться постоянными жителями и гражданами своих стран, их статус не предусматривает права на бесплатную медицину, пенсию или социальные выплаты в Венгрии. Право голоса для зарубежных граждан на территории Венгрии в законе пока не выписано, решение по этому принципиальному вопросу должно быть принято на протяжении года.
Возможность документально подтвердить связь с исторической родиной для закарпатских венгров не является чем-то принципиально новым. До сих пор они активно получали статус зарубежного венгра, который давал право на определенные льготы в Венгрии. Соответствующие удостоверения (в народе - «зеленые паспорта») выдавали венгерские национально-культурные общества Закарпатья, однако в прошлом году эту функцию стали выполнять генеральные консульства. После чего выдача «зеленых паспортов» фактически прекратилась, зато с января нынешнего года начался прием заявлений на гражданство. Сам факт вступления в силу закона, хотя и был ожидаемым, вызвал немалый резонанс в СМИ. Масла в огонь подлили и некоторые венгерские политики. Так, депутат Европарламента от Венгрии Бейло Ковач, открывший свое представительство в закарпатском Берегове, заявил, что в течение января заявления на получение гражданства подали пять-семь тысяч закарпатцев. Откуда взяты эти цифры, неизвестно. Другие официальные представители Венгрии (генконсул в Ужгороде Йожеф Бачкаи и госсекретарь Минюста Ласло Сасфолви) поспешили заявить, что эти данные неправдивые, однако никаких уточняющих цифр не привели. Согласно закону, заявления на получение гражданства принимают не только генконсульства или посольства, но и любой населенный пункт Венгрии, который имеет орган местного самоуправления. Поскольку значительная часть Закарпатья подпадает под действие малого пограничного движения с Венгрией, можно предположить, что подача заявлений носит массовый характер. Однако обнародовать точные цифры Венгрия не планирует. Официальные представители этой страны пытаются уходить от конкретных ответов на вопросы, касающиеся закона о гражданстве, считая это «очень деликатной темой». Поэтому корреспонденту ZN.UA, обратившемуся в Генконсульство Венгрии в Ужгороде, в комментарии вежливо отказали. Сегодня с уверенностью можно утверждать только одно: процедура получения гражданства продолжается как минимум три месяца и никто из закарпатских венгров ее пока не прошел...
Вызовы и угрозы
Несет ли венгерский закон о гражданстве потенциальные угрозы для Украины? Проживающая в Закарпатье венгерская этническая группа, хотя и незначительная по количеству в масштабах Украины, однако очень консолидирована и четко ориентирована на историческую родину. В пограничных районах есть села, жители которых не владеют ни украинским, ни русским, смотрят венгерские телеканалы, пользуются венгерской мобильной связью, ездят в Венгрию на работу и т.д. Предоставление гражданства вряд ли существенно изменит обычный уклад их жизни. Нельзя исключать, что с получением многими закарпатскими венграми гражданства соседней страны усилятся голоса о создании в крае венгерской территориальной автономии (время от времени они звучали и прежде). Вместе с тем трудно представить, что в нынешних условиях Венгрия «с целью защиты прав своих граждан» выдвинет Украине территориальные или какие-либо другие претензии. Серьезных оснований считать, что новый закон о гражданстве внесет кардинальные изменения в настроения венгерского этнического меньшинства или в отношения между двумя странами, вроде бы и нет. Однако есть один важный юридический нюанс: двойное гражданство в Украине законом о гражданстве запрещено. Ответственность за нарушение закона четко не выписана, потому в этой сфере царит полная неразбериха.
В Закарпатье двойным гражданством никого не удивишь, де-факто оно бытует давно, ведь многие этнические венгры, эмигрировав на историческую родину, от украинского паспорта не отказались. Похожая ситуация в Черновицкой области и нескольких районах Закарпатья, граничащих с Румынией. Эта страна также приняла закон о предоставлении гражданства зарубежным румынам. При этом он даже мягче, чем венгерский, поскольку не требует обязательного знания румынского языка. Как утверждают СМИ, параллельное румынское гражданство уже успели получить около пятидесяти тысяч жителей Черновицкой области (правда, официально эти данные также никто не подтвердил). С одной стороны, людей, которые не могут реализовать себя дома и вынуждены использовать любую возможность попасть в Европу, понять можно. С другой, если предположить, что украинское законодательство в сфере гражданства когда-нибудь все же заработает, все они окажутся в достаточно сложной ситуации.
Впрочем, это простые люди, а что официальная Украина? Ее позиция не может не удивлять. Несмотря на очевидность того факта, что предоставление иностранного гражданства противоречит отечественному законодательству, в ходе двусторонних встреч или переговоров с Венгрией Украина этот вопрос не поднимала ни разу. Наши официальные лица делают вид, что проблемы вообще нет. Возможно, срабатывает фактор сдерживания из-за аналогичной ситуации с российскими паспортами в Крыму и нежелании вступать в дебаты с большой восточной соседкой? Однако назвать такую позицию оправданной и дальновидной язык не поворачивается.
По оценкам международных экспертов, украинское законодательство в сфере межэтнических отношений одно из самых демократичных в мире. И этнические меньшинства пользуются этим, причем не всегда учитывая мнение соседей. Можно не возражать против возвращения населенным пунктам Закарпатья венгерских названий (хотя в отдельных случаях возникают вопросы), «дипломатично молчать», когда местные венгерские лидеры в своих заявлениях называют Украину вражеской крепостью; не обращать внимание, что венгерские партии в областном совете всегда голосуют в унисон с русинами, и даже «не замечать», что на сельских советах венгроязычных сел рядом с украинским флагом пестрят венгерские государственные триколоры (при этом представить аналогичную ситуацию с украинскими флагами в Венгрии маловероятно).
Однако, когда соседнее государство без каких-либо переговоров или консультаций принимает закон, действие которого распространяется на территорию другой страны, а ее официальные представительства активно принимают заявления на получение гражданства, зная, что это запрещено местным законодательством, то со стороны такая ситуация выглядит, мягко говоря, странно...
Большинство венгерских политиков до сих пор живут с ностальгией по «Великой Венгрии», и это время от времени проявляется в действиях, которые вызывают неоднозначную реакцию соседей. Один из последних примеров - презентация символического ковра в честь начала председательства Венгрии в ЕС. В центре этого творения площадью более 200 квадратных метров изображена географическая карта Венгрии, охватывающая территории по состоянию на 1848 г. Принятие закона о гражданстве для этнических венгров следует воспринимать именно в контексте ностальгии по «Великой Венгрии». Это своеобразный пробный шар в сторону соседних стран, который хотя и не способен дать результаты в нынешних условиях, однако может сыграть свою роль в перспективе, если ситуация изменится. И реакция Украины (точнее, ее отсутствие) является сигналом о возможности более активных действий в этом направлении.