Почувствуйте парадоксальность новости: «Инспектора «Укртрансбезопасности», находясь в авто патрульной полиции, попали в ДТП». Авария произошла в г. Пологи Запорожской области, как раз когда инспектора выехали на проверку соблюдения габаритно-весовых норм грузовиками. Вероятно, это был своеобразный мастер-класс от госоргана, который должен заботиться о безопасности на дорогах, потому что не каждый водитель может похвастаться аварией с переворачиванием автомобиля на крышу, да еще и остаться живым после такого кульбита.
Если такое допускают на дороге инспектора «Укртрансбезопасности» (УТБ) или полицейские в их присутствии, то стоит ли удивляться поведению других водителей и перевозчиков? Кажется, в погоне за доходом от штрафования перегруженных фур УТБ начисто упустила из поля зрения менее прибыльный, но от этого не менее важный пассажирский транспорт.
Яркое тому подтверждение — недавние ДТП при участии украинских автобусов в Польше. Всего за три недели, 6 и 22 марта, — две аварии почти на одном и том же месте в Подкарпатском воеводстве. В первом случае погибли пять украинцев, 35 получили травмы разной степени тяжести. Во втором — один человек погиб, пятеро госпитализированы.
Да, УТБ объявила о внеплановой проверке перевозчиков (транспортные средства которых попали в ДТП), но как по поводу профилактических мероприятий? Ведь заботиться о безопасности желательно до того, как халатность забрала человеческие жизни.
«Белых» перевозчиков, как и жесткую борьбу с перегруженными фурами нынешний руководитель «Укртрансбезопасности» Егор Прокопчук обещал в интервью «Лига.Бизнес» сразу же после своего назначения. Впрочем, до сих пор нет даже автоматических фиксаций нарушений на грузовом транспорте, а сотни автобусов ежедневно забирают пассажиров из-под мостов и на обочинах дорог.
Вероятно, Прокопчуку банально не хватает компетенции для проведения обещанных реформ. На должность главы УТБ его назначили 25 сентября 2020-го — вне конкурса. Именно ему пригодился утвержденный Кабмином особый порядок назначения на должности госслужбы на период карантина, разрешивший назначать руководителей без проведения конкурса. Вследствие этого руководителем органа, который осуществляет контроль на наземном транспорте, выдает разрешения на грузовые и пассажирские перевозки, ведет реестр лицензионного транспорта и проводит техническое расследование ДТП при участии пассажирского транспорта, стал человек, до сих пор не имевший никакого отношения к транспортной безопасности.
Раньше Прокопчук был директором ГПП «Кривбасспромводоснабжение» и за два года управления предприятием достиг больших успехов: предприятие задолжало 30 млн грн облэнерго и уволило 800 работников, а собственное состояние директора улучшилось на внедорожник за полмиллиона.
Очевидно, и на новой должности Прокопчук продолжает заниматься обещаниями. Когда, наконец, осуществится обещанное — «менять законодательство: четко выписать понятие «контрольные закупки» и усилить штрафы» для перевозчиков-нелегалов?
До сих пор немалое количество нелегальных перевозчиков отправляются не с автостанций, а со стихийных остановок под мостами и на трассах. Хотя хорошо знают, что «отправление или прибытие автобусов пригородных, междугородных и международных автобусных маршрутов общего пользования осуществляется только с автостанций, а в случае их отсутствия — с остановок, предусмотренных расписанием движения» (статья 32 Закона Украины «Об автомобильном транспорте»).
Они избегают налогов, а их пассажиры остаются без какой-либо защиты: ответственность за их жизнь и здоровье никто не несет. О законных льготах или соблюдении карантинных ограничений речь вообще не идет, как и о соблюдении норм работы водителей. Последствия очевидны — описанные выше ДТП, и это только за три недели и лишь то, что получило огласку.
Предотвращать это должна «Укртрансбезопасность». Тем более что Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрены санкции как за осуществление регулярных перевозок пассажиров на постоянных маршрутах без заключения договора и без паспорта маршрута, так и за отклонения от определенного маршрута движения или незаезд на автостанцию (статья 133-1).
Более того, уже более года УТБ из-за отмены 9.01.2020 года указа №700 «Об утверждении Порядка регулирования деятельности автостанций» не имеет возможности проверять автостанции. В результате рынок живет своей жизнью и никак не регулируется, а УТБ ничего не инициирует, фактически подыгрывая перевозчикам-нелегалам своей бездеятельностью.
Расписываясь в собственной беспомощности, «Укртрансбезопасность» даже санкции не применяет к «серым» перевозчикам, которых не волнует ни получение разрешений, ни согласование маршрутов, и они отправляются со стихийных остановок. Вишенка на торте — комментарий Прокопчука, покоривший Интернет: «На сегодняшний день все может быть автостанцией, даже будка с шаурмой, если об этом сообщили местной власти».
Это вместо обещанной реформы законодательства, которая должна была урегулировать работу автостанций и покончить с нелегальными перевозчиками?
Больше статей Андрея Калюжного читайте по ссылке.