Когда-то в стихах Евгения Евтушенко меня обожгла эта строка. Тогда в кругу моих приятельниц, имевших по два высших образования (гуманитарное и техническое), тех, кто прекрасно обходился без него, посвятив себя, в основном, дому и воспитанию детей, горячо обсуждался вопрос, почему мужчины становятся все более инфантильными, не способными принять четкое решение, замыкаются в рамках только своих интересов. Посетовав «в масштабах кухни» на «сильный пол», «слабый» ради сохранения семьи, боязни остаться одной все большее бремя забот взваливал на свои плечи. «Быть женщиной — самосожжение и самовозрождение из огня», — это сказал уже другой поэт, Андрей Вознесенский...
— Организация Объединенных Наций объявила 1995-й годом женщины. Видимо, не зря? — так началось интервью с двумя знатоками в области «женского вопроса» — доктором наук, заместителем директора Института социологии НАН Украины Юрием Саенко и психологом, социологом, руководителем группы «Гендер-Украина» Элеонорой Плисовской.
Ю.С.: — Давайте начнем с того, что в правительствах таких высокоразвитых, цивилизованных стран, как Норвегия, Швеция, до пятидесяти процентов министров женщины. Это говорит о том, что общество постепенно переходит в новую фазу развития.
Э.П.: — Мужчины завоевывали мир. Агрессивность, жестокая борьба были «в моде» до тех пор, пока царили законы дубинки и кинжала. С развитием технической мысли, компьютеризации, супертехнологий проблему «кто есть кто» можно решить просто: нажатием кнопки. А это доступно и женщине. Но она — тонкое существо. В основе ее видения лежит принцип взаимодействия души и природы. То есть стремление к гармонии. По своей природе, женщина осваивает пространство, которое завоевал мужчина. И не дает его разрушить. Поэтому мир сейчас требует не грубых, жестких форм, а плавного, изящного подхода. В этой связи роль женщины возрастает.
— Условия, в которых живут и работают женщины Запада, весьма отличаются от наших. Стабильное общество снимает массу проблем и создает отличные возможности для самореализации. Большинству женщин постсоветской системы, именуемых ныне и «пани», и «сударыни», и «дамы», приходится крутиться, как белка в колесе, чтобы выжить...
Э.П.: — Женщины Запада, прежде чем добиться определенных социальных льгот, прошли через очень суровую борьбу. Она шла под лозунгом равноправия полов, искоренения дискриминации. Такое мощное философское и политическое движение, как феминизм, имело очень веские причины для своего возникновения. Женщины, участвовавшие в нем, избрали жесткие, мужские методы борьбы. Они дали свои результаты, но многие его участницы забыли о «золотой середине», о том, что надо оставаться «прекрасным полом»...
— С учетом опыта западных подруг, «подсчитав» все плюсы и минусы, наверное, и нашим женщинам скоро придется выйти «на тропу войны»?..
Э.П.: — Украина лишь вступает в рыночные отношения. И те проблемы, которые пережил Запад, к нам только приходят. Но опыт женского движения есть. В Украине отсчет начинается с середины прошлого века. Тогда женщины стали бороться за право получить высшее образование. В 1864 году в Киеве был создан Первый украинский женский союз, а в 1900-м уже работала «Жіноча громада», и «Товариство захисту працюючих жінок». Особенно известной была деятельность Харьковского товарищества, организовавшего детсад, гимназию для девушек и Высшие женские курсы с университетской программой. Просуществовало оно с 1903 по 1919 год. Два львовских товарищества «Клуб русинок» и «Кружок українських дівчат» объединились в 1909 году в «Жіночу громаду», трехступенчатую организацию с филиалами в селах. Движение активно боролось за политические права женщин. В 1917 году в Украинскую Центральную Раду вошло 11 женщин. В сентябре в Киеве состоялся съезд, на котором был основан Украинский женский союз...
— Каждый исторический поворот рождает определенные типы женщин, диктует им стиль поведения. У меня из головы не идет картина, которую недавно совершенно случайно увидела на закрытии выставки в одном маленьком городе: женщина, распятая на кресте. Автор — молодой художник...
Ю.С.: — Мощнейший символ! По этому поводу можно говорить бесконечно. Но мне кажется, что революция, гражданская война, репрессии, начиная с 30-х годов, Великая Отечественная, снова волна сталинских арестов в конце 40-х вывели из строя лучших, мужественных, одаренных мужчин. Я рос в деревне и видел своими глазами, какие разыгрывались трагедии из-за того, что на два-три села осталось «несколько лиц мужского пола», да и то часто калеки... И в городе хватало драматических историй. Кроме того, росло целое поколение сыновей без отцов. Мальчиков воспитывали мамы, бабушки. Они учились в школах, где в основном преподавали женщины. Постепенно формировался тип инфантильного мужчины, потребителя, «мужа-сына», готового переложить на хрупкие плечи все проблемы. Если к тому прибавить все исторические катаклизмы, которыми «щедро одаривала» женщину существовавшая система, то вполне достаточно того, чтобы у художника родился сей образ...
— Выходит, нашим женщинам приходится иметь дело с мужчинами-«середнячками» не в смысле интеллекта, образования, а воспитания души?
Ю.С.: — Увы, да. Век рыцарей кончился. Но уникальность женщины заключается в том, что она, несмотря ни на какие невзгоды, хранит очаг, без которого у мужчины нет полноценной жизни, несет в себе активное начало, смягчает удары. Посмотрите, что сейчас с нами происходит. Мужчины выходят из себя, кричат, ссорятся в парламенте, «повелись» на политике, выплескивая массу отрицательной энергии. А женщины сохраняют целостность натуры, привлекательность, очарование...
— Какова же в зеркале социологии женщина, пережившая и Чернобыль, и развал СССР, и рождение молодого государства?
Ю.С.: — Сначала отмечу: реальная картина общества расходится с официальными статистическими данными. Они приспособлены к старой модели системы, не учитывают многих новаций времени. Три года назад, когда появилось государство Украина, мы «тему женщины» стали рассматривать как наиважнейшую. Наши исследования фрагментарны, не могут влиять на ход исторических событий, но дать ключ к пониманию многих исторических процессов способны. Кроме того, представительство ООН в Украине, зная, какие сложнейшие проблемы обрушились на большую часть граждан страны — а это женщины, — выделило определенные средства на нашу работу. И если начать ответ с первой части вопроса, то влияние конфликтных ситуаций и социальных бедствий сразу же и сильно отражается на «слабом поле». За последний год после чернобыльской аварии девяносто процентов женщин почувствовали себя хуже, из них 87,3 процента не удовлетворены получаемым лечением. Они жалуются, что им все труднее заботиться о здоровье членов своей семьи, собственном, вести хозяйство, работать. Женщины стали больше обращаться к Богу и видеть в нем надежду (51 процент) и очень мало надеяться на себя (только 21 процент). Правда, менее пессимистичны девушки-старшеклассницы: они считают, что через пять лет будут жить несколько лучше (36,3 процента). На вопрос «Что, по вашему мнению, лучше отвлекает человека от плохого настроения и неутешительных мыслей» почти 81 процент женщин ответили: «Семья». Однако данные ООН зафиксировали, что многие молодые женщины, пережившие катастрофу века, решили не иметь детей из-за боязни родить больного ребенка. Уровень выкидышей в загрязненных городах в два раза выше, чем в чистых, а врожденных аномалий в три раза больше.
Э.П.: — На следующую часть вопроса отвечу я. Если сравнить «политическое лицо женщины», то при прежнем режиме в Верховном Совете было свыше 30 процентов «тружениц», как говорили раньше, около пятидесяти — в местных Советах. Однако их деятельность и количество было ограничено официальными квотами. Сейчас в парламенте они составляют всего четыре процента. Нет женщин в Кабинете министров. Всего шесть представительниц «прекрасного пола» — заместители министров. На руководящих постах они наиболее представлены в медицине (33 процента) и среди ученых (29 процентов).
— Богу — Богово, а кесарю — кесарево... К активной жизненной позиции еще надо прийти, «дозреть». Слишком велико напряжение переходного периода... Вчера мне в отчаянии позвонила знакомая, доктор экономических наук, умница, преподает в нескольких вузах, а там зарплату не платят третий месяц. У нее на руках дочь, мать и новый счет на оплату квартиры...
Э.П.: — Сейчас происходит очень сильное расслоение общества по уровню обеспеченности, мировоззрению, системе ценностей. В социальном плане огромная часть женщин сползает к черте бедности, нищеты. Это в основном одинокие матери, пенсионерки, старше сорока лет «инженерши», служащие, представительницы гуманитарных профессий, попавшие под сокращение. Уровень безработицы в Украине с начала 1993 года стал понемногу повышаться. Число потерявших «право на труд» выросло в три раза по сравнению с 91-м. Из них семьдесят процентов пришлось на женщин. «Ноги, муж и суперквалификация» — только эти условия дают возможность на безбедную жизнь.
— Страшноватая картина получается... Но какой-то выход для «среднестатистической женщины» должен же быть?..
Ю.С.: — При всех проблемах, невзгодах, которыми «обложена» женщина, у нее есть одно историческое преимущество, свойственное только украинской ментальности. Напомню, ибо этот феномен не встречается ни в одном славянском этносе. Еще во времена казачества, когда муж долго отсутствовал, женщина становилась полноправной хозяйкой дома. И когда он возвращался, ее роль не менялась. Муж помогал воспитывать детей, ему отводилось место работника-исполнителя. Мало того, женщина в те времена имела право на развод. Если она приходила на казачий круг и жаловалась на мужа, как сейчас говорят, «с фактами в руках», то получала развод. Для казака это было великим позором. Женщина имела право участвовать в общественной жизни. Этот обычай выработал в ней ответственность, работоспособность, чувство собственного достоинства. Ощутить себя хозяйкой, утвердиться в этой роли не только в глазах родных, но и села было для нее чрезвычайно важно.
— Не поможет ли это качество — стремление быть лидером, как теперь говорят, — прийти в бизнес? Сейчас многие стремятся в коммерцию, только каждый понимает это по-своему...
Э.П.: — Вхождение в предпринимательство — вынужденный шаг для многих женщин. Эта сфера деятельности сугубо мужская. Но в последнее время в мире, в том числе и в странах СНГ, начал активно развиваться женский малый бизнес. Устоять в нем украинским женщинам помогают те качества, о которых говорилось выше. Они становятся владелицами небольших торговых точек, кафе, мастерских. В ближайшее время 56 процентов собираются расширить свою предпринимательскую деятельность. Обзавелись они своим делом, придя из здравоохранения, культуры, науки, торговли. Надо отметить, что среди женщин-предпринимательниц много не состоявших в браке, но, в основном, люди семейные — 71 процент. Женщины тяжелее переносят физические и психологические перегрузки, свойственные бизнесу. На них гораздо сильнее, чем на мужчин, влияет то, что часто приходится иметь дело с нечестными людьми. На это указало 42 процента женщин. Действие мафиозных структур и рэкет для них являются большим препятствием, чем для мужчин. Но именно женщины в большей степени выразили желание вкладывать капитал, кроме основного оборота, в производство товаров народного потребления, образование, культуру, науку. И они наиболее активно отвечали на вопрос о необходимости помогать социально незащищенному населению. «Женщина думает сердцем, а мужчина и любит умом», — замечал когда-то В.Белинский...
— На столь высокой ноте и этим точным наблюдением закончим нашу беседу. «Тема женщины» — это айсберг. Ясно одно: на нее вся надежда. Ведь говорят, красота спасет мир. А синоним ей — женщина...