Бывает и так: школьный год не заканчивается вместе с традиционным последним звонком, а по желанию ребят продолжается… целое лето. Такое возможно только у романтиков и «небожителей» — у тех, кто в вечернем небе ищет звезду Сириус, описывает ее светоизлучение, наблюдает, как она изменяется при приближении к горизонту. В заочной аэрокосмической школе учатся познавать космос — светлую мечту человечества, как писали раньше в газетах.
Десять лет назад из школьных программ вывели астрономию, предмет, который развивает образное мышление, помогает глубже проникнуться физикой, химией, географией. Более того — его отсутствие может повлиять даже на социальную адаптацию студентов: несоответствие их знаний требованиям некоторых вузовских программ, если не удается быстро восполнить пробел, сказывается не только на успеваемости.
За десять лет резко сократилось и количество учителей, открывающих девчонкам и мальчишкам небо. Но свято место пусто не бывает: в 1991 году энтузиасты создают Украинское молодежное аэрокосмическое объединение «Сузір’я». Эта общественная организация взяла на себя львиную долю аэрокосмического просвещения подрастающего поколения конца XX века. Ныне «Сузір’я» объединяет 14 тысяч подростков из разных регионов. Открытие заочной аэрокосмической школы (ЗАКШ) в рамках объединения — знаменательное событие в его многогранной деятельности. Тот, кто становится учеником ЗАКШ и в течение года четко и творчески выполняет задания, имеет шанс поехать на летних каникулах в знаменитый Артек на аэрокосмический фестиваль и познакомиться с космонавтами и учеными. Есть стимул и другого рода: получение рекомендации для сдачи экзаменов в физико-математический лицей при Киевском национальном университете.
Программу занятий ЗАКШ разработали люди опытные, много проработавшие с молодежью в Малой академии наук, рождение которой связано с центрами научно-технического творчества в бывших дворцах пионеров. Научные сотрудники Астрономической обсерватории Киевского национального университета супруги Козицкие (у них трое собственных детей), составили анкеты-задания так, что полученные ответы дают возможность многое узнать о будущем ученике. Например, бывал ли он в туристических походах, дружит ли со спортом, что умеет отремонтировать из домашней техники, кем хочет стать. Такая информация более полно создает образ ребенка, помогает психологически лучше его понять.
Главная задача педагогов — выявление талантливой молодежи, особенно в провинции, где нет такого технического оснащения, как в городе. Сейчас в заочной школе обучаются 300 человек. Многие ее нашли благодаря радиопередачам «Школяда», «Сузір’я-лидер», «Лидер-перспектива», радиовикторине «Робинзоны космоса».
Несколько раз в год ребята получают задания, которые оцениваются по 40-балльной шкале. Затем педагоги сообщают каждому об их успехах за семестр. Ребятам, живущим в сельской местности, даются специальные задания с целью подтянуть их знания до определенного уровня. Ученики 6—8 классов начинают с астрономии, а старшеклассники получают возможность изучать курс «Космическая физика и экология». Именно последний предмет помогает познавать мир объемно, целостно. Примечательно, что в ЗАКШ подростки ведут не только наблюдательные работы, но и «грызут гранит» физико-математических дисциплин.
Заочной аэрокосмической школе всего два года, но ее значимость уже успели оценить как крупные города, так и глубинка. Определились лидеры, ставшие опорой киевских педагогов. Отделения ЗАКШ с помощью энтузиастов открылись в Охтырке Сумской области, в Сваляве, Семеновке Черниговской области, в запорожской Физико-математической гимназии №28 и т.д. А на базе Коропской средней школы Черниговской области — родине Николая Кибальчича, который еще в начале 80-х годов XIX века разработал проект реактивного летательного аппарата, — построена скрытая экспериментальная площадка, на которой во время летних и весенних каникул проводятся турниры. Нужно отметить, что учителя сельских и районных школ, преподающие физику и химию, результативнее работают с классами, где есть «космические» заочники. Эти книгочеи влияют и на работу местных библиотек, добиваясь нужных книг и учебников.
Огромное подспорье в работе ЗАКШ — большой турнир. Он впервые в этом году прошел в Днепропетровске и сразу выявил слабое звено. Оказалось, не все школьники, без проблем «щелкающие» заочные задачки, делают это самостоятельно. Отсутствие «руки» мам и пап, бабушек и дедушек сразу почувствовалось при выполнении ребятами контрольных заданий. Педагогам Козицким пришлось серьезно поговорить со своими учениками о самом главном — умении рассчитывать только на собственные силы. И не менее ответственно — с учителями физики и химии: киевские педагоги объяснили типичные ошибки в олимпиадных работах, появившиеся только из-за недостатка знаний по этим предметам. Встреча с глазу на глаз помогла улучшить и программу ЗАКШ на следующий учебный год.
«Если звезды зажигаются, значит, это кому-нибудь нужно», писал поэт-классик. Растить молодежь, для которой интеллектуальный труд станет смыслом жизни, очень непросто в сложных рыночных отношениях, но возможно, считает председатель правления УМКО «Сузір’я», физик по образованию Олег Петров.