Когда на семинаре по иудаике в августе 1995 г. директор Киевского международного института социологии профессор
В. Паниото сообщил, что 25 процентов опрошенных не хотят, чтобы евреи были гражданами Украины, на это не обратили особого внимания. Однако уровень антисемитизма заставляет требовать экстренных мер.
Антисемитское заявление заместителя председателя Конгресса украинских националистов (КУН), который ранее не допускал подобных проявлений, и переход на откровенно черносотенные позиции «Вечирнего Киева» стали симптоматичными. Зампред КУНа Богдан Павлив заявил, что евреи, хоть и живут в Украине веками, «но никогда не были на стороне порабощенного украинского народа, а служили его оккупантам и поработителям и сегодня не выступают за укрепление Украинского государства, продолжая распространять московское влияние через государственное телевидение». («Шлях Перемоги», 02.12.95 г.).
Шовинистическая кампания, развязанная «Вечирним Киевом», беспокоит прежде всего потому, что его главный редактор Виталий Карпенко поставлен во главе столичной организации Конгресса украинской интеллигенции, которым руководит известный украинский писатель-демократ Иван Драч. Несмотря на то, что Президент Украины Леонид Кучма в интервью «Новому русскому слову» (27.02.96 г.) назвал статью «Программа ликвидации украинской нации?» («Вечирний Киев», 10.10.
95 г.), «откровенно фашистского толка», Министерство по делам прессы и информации включило эту газету в перечень изданий, которым оказывается государственная поддержка.
Такое реагирование министерства на эскалацию шовинизма побудило Ассоциацию «За межнациональный мир и согласие в Украине» и управление Киевской госадминистрации провести «круглый стол» «Этика освещения межнациональных отношений в прессе Украины», который состоялся 21 марта в рамках международной недели действий против расизма.
Председатель Ассоциации Юрий Огульчанский сообщил о проблемах в сфере межнациональных отношений и пассивной позиции государственных и общественных структур в отношении публикаций, провоцирующих межнациональные конфликты. Позицию управления изложил его начальник Василий Гажеман. Он обратил внимание на выпады отдельных изданий, которые представляют интересы определенных политических сил и порождают предвзятое отношение к известным явлениям в обществе. Наш «круглый стол», на который приглашены ведущие ученые страны, подчеркнул он, призван помочь гуманизации процесса формирования нашей страны, предотвратить негативные проявления в межэтнических отношениях.
Мирослав Попович (член-корреспондент, заведующий отделом Института философии НАН Украины): Проще всего было бы сделать беглый обзор публикаций, но по причинам, которые позднее станут ясны, я делать этого не стану, а ограничусь тем, что подчеркну свое нежелание рассматривать эти публикации как материал для дискуссии. Ведь спорить с Виталием Карпенко или Григорием Мусиенко (обозреватель газеты «Вечирний Киев») о том, полезны или вредны евреи, было бы таким же безумием, как и писать статьи, которые они публикуют. Я хотел бы рассматривать эти явления как социальную клинику.
Хочу высказать свое мнение об этом. Мне приходилось жить на оккупированной территории и видеть живых полицаев. До самой смерти я буду помнить беседу трех полицаев, которые только что вернулись после расстрела евреев. Я не могу повторить то, что они говорили, но я узнаю их интонации и фразеологию, когда читаю газету «Вечирний Киев», не говоря уже о других публикациях. В то же время я с радостью могу отметить, что общаюсь со многими представителями украинской интеллигенции, в среде которых быть антисемитом считается делом недостойным. В советское время такое отношение было утрачено. Наоборот, считалось нормальным шепнуть нечто о жидах. Сейчас такое отношение восстанавливается, и это создает определенный психологический климат в отношениях между людьми.
Виктор Гусев (кандидат исторических наук, доцент Киевского университета): Вопрос, вынесенный на обсуждение «круглого стола», актуален и заслуживает широкого и обстоятельного обсуждения. О чем может узнать читатель-обыватель, не знакомый с еврейским вопросом, после знакомства с материалами газет «Нэскорэна нация», «За вильну Украину», «Слово», «Шлях пэрэмогы» и им подобных? Прежде всего о том, что написанные в конце XIX - начале XX века сотрудниками царской охранки «Протоколы сионских мудрецов» и состряпанный более чем через 50 лет «Катехизис жида в СССР» - не фальшивки, «идентичные по составу и мировосприятию», а являются программой действий евреев для завоевания мирового господства и установления своей диктатуры над другими народами. Их мало, но при «их солидарности, зоологической ненависти ко всем народам, с одной стороны, и пассивности и гуманизме гоев, особенно украинцев, с другой стороны, жиды достигают успехов так же, как небольшая, но хорошо организованная банда может терроризировать большой город» («Нэскорэна нация», №8, 1995 г.).
Авторов статей в названных газетах беспокоит судьба всех наций и народностей, которых может подчинить мировое еврейство. Правда, в оценке его встречаются и несуразности. Одни утверждают, что евреи ни на что не способны, и можно лишь удивляться немцам, которые терпели засилье евреев в их экономике до 1933 года, пока «не на словах, а на деле доказали, что они высшая по сравнению с жидами раса» («Слово», №4, 1995 г.). Другие утверждают, что еврейский капитал предоставлял «поддержку приходу к власти нацистам в Германии», финансировал их в период Второй мировой войны.
Для разъяснения украинцам опасности, которая исходит от «богоизбранных лиц», используются тенденциозно подобранные примеры из истории «колонизации украинского народа жидовским народом», вообще неукраинцами.
В некоторых материалах утверждается, что остается актуальной тема «жидовского фашизма». Оказывается, что в страшные 1932-1933 годы, «когда матери резали своих детей, чтобы те не умирали в муках голодной смерти», основным виновником был Лев Троцкий. Возможно, автор статьи забыл, что «демон революции» в то время уже был заклеймен сталинским режимом как международный шпион.
Владимир Сергийчук (доктор исторических наук, профессор Киевского университета): Мне представляется, что в период становления независимой Украины, наши недоброжелатели пытаются разжечь рознь внутри страны. Одним из направлений этой деятельности является культивирование вражды между евреями и украинцами.
Такие попытки были и в прошлом. Вспомним, как во время развития украинского национального движения был инспирирован процесс Бейлиса. Не случайно после создания Украинской Народной Республики и провозглашения Третьего универсала в стране начались еврейские погромы. Первые погромы творила российская армия, части которой возвращались с фронта. Пока Скоропадский был лоялен к русским шовинистам, в Украине было относительно спокойно. Когда же Директория свергла Скоропадского и провозгласила своей целью создание независимой Украины, уже в начале января 1919 года в Житомире и Бердичеве произошли жесточайшие погромы, в которых было задействовано и украинское войско. После этого руководители Директории и правительства, принимая делегации евреев Бердичева и еврейских партий, осудили погромы, а
В. Винниченко сообщил, что военная часть, участвовавшая в погроме, расформирована, а зачинщики - расстреляны.
Я прочел публикации, в частности, Мусиенко о том, за кем стоит еврейская мафия, когда выбирают президента. Это, очевидно, какие-то домыслы. В то же время наши правительственные структуры (не знаю, насколько в этом задействованы представители еврейских обществ), когда готовили эту программу поддержки еврейской культуры, то заложили, по моему мнению, мину замедленного действия, которая может привести к конфликтам в нашем обществе. Я согласен с большинством пунктов этой программы. Безусловно, евреям, как и другим национальным меньшинствам, нужно вернуть здания, которые им ранее принадлежали. Но предложение о признании участниками войны тех, кто спасал евреев (только евреев) во время фашистской оккупации, может в определенной степени вызвать антиеврейские настроения. А если спасали красноармейцев или цыган? Разве эти люди рисковали меньше?
Мойсей Шейнкман (член-корреспондент НАН Украины, президент киевской организации «Бнай-Брит»): Я был в редакции «Вечирнего Киева», говорил с В. Карпенко и Г. Мусиенко, но не буду излагать свои впечатления, как и того, что публикации этой газеты привносят в Украину. Об этом уже было сказано. Отмечу эволюцию в деятельности редакции. Сначала были преимущественно статьи Мусиенко. Он назвал Эсфирь, героиню Библии, почитаемой христианами и иудеями, проституткой. Он позволил так оскорбить религиозные чувства людей. Были и другие оскорбления евреев, которые исходили от редакции.
После нашего обращения в прокуратуру и моего посещения редакции ее работники почти прекратили высказываться по еврейскому вопросу. Редакция газеты перешла к форме «диалога», который «содействует» утверждению украинской национальной идеи, межнациональному согласию, что в конечном счете «укрепляет» духовную основу украинской государственности. Под этим высказыванием опубликовано письмо читателя, который утверждает, что евреи «организовали октябрьский переворот в империи, работали в ВЧК-КГБ, разрушали нашу веру, уничтожали мораль общества с тысячелетней историей» («Вечирний Киев», 16.02.1996 г.). Так редакция понимает национальный диалог, оскорбляя не отдельных евреев, а целый народ. Это типичный криминальный антисемитизм, который должен стать предметом уголовного расследования.
Общаясь с украинской интеллигенцией, я ощущаю, что подобные публикации их также оскорбляют, но они молчат. Молчит правительство, Верховный Совет и прокуратура, у которых еще нет определенного отношения к этим публикациям. Мне представляется необходимым создание института экспертизы, который будет квалифицировать подобные материалы с точки зрения их соответствия украинскому законодательству.
Мирослав Попович: Проблема правого экстремизма, - а то, что мы рассматриваем, относится именно к этой категории, - беспокоит благополучную Европу не меньше, чем нас. Наша ситуация относительно менее острая, поскольку у нас нет терроризма. В Европе это - серьезная проблема. Однако явления, о которых мы говорим, могут стать питательной средой и для выстрелов, и для взрывов. Во время своей недавней работы в Женевском университете я имел возможность изучить соответствующие материалы. В Швейцарии под руководством главы федерального департамента юстиции Арнольда Коллера группа специалистов исследовала распространение правого экстремизма с 1980 по 1995 год. В Швейцарии нет экстремистских партий, взрывов либо антисемитских выступлений в прессе. Однако комиссия выявила 22 правоэкстремистских, в том числе антисемитских организации. Их членами были около 400 человек.
Для нас это мелкое, не заслуживающее внимания явление. Но швейцарцы провели детальное исследование, выявив, что непосредственно за представителей этих организаций никто не голосовал, они нигде открыто не выступают, но влияние правоэкстремистских элементов, по оценкам специалистов, существенно сказывается на 25 процентах электората страны. Аналогичная ситуация во Франции, где есть движение под руководством Ле Пена. За это движение голосует 10-20 процентов избирателей, но сочувствующих им значительно больше, что может проявиться в критической ситуации. Среди сторонников Ле Пена 27 процентов крупных бизнесменов, 25 процентов рабочих, 24 процента пенсионеров.
В благополучной Австрии адвокат нацизма Габер собирает 20 процентов голосов. Таково положение в Европе, которая как бы не имеет причин для беспокойства. Поэтому я предлагаю, чтобы руководители нашей страны организовали авторитетную комиссию, в которую вошли бы руководители правозащитных органов, ученые и общественные деятели. Комиссия должна, как это делается в цивилизованных странах, изучить ситуацию и оценить реальный уровень существующей опасности. Люди, поддерживающие крайних экстремистов, сейчас, как правило, сочувствуют или являются членами правых партий. Они могут активно не проявлять своих симпатий, но это тот фашизм, который тлеет в пыли повседневной политической жизни. У нас есть такой фашизм, и мы должны его изучить, сделать необходимые прогнозы, разработать рекомендации.
Виктор Гусев: Обращаю ваше внимание на оригинальное освещение темы «Ленин, Сталин и еврейский фашизм». Утверждается, что Сталин был введен в состав Политбюро ЦК РКП(б), «чтобы не говорили, что там одни жиды». Оказывается, Троцкий был настолько влиятельным, что как только Ленин решил потеснить его, «то сразу же получил две пули от жидовки Каплан». И у Сталина «не было сил что-либо сделать с Троцким». Почему-то автор статьи не захотел рассказать, как Троцкого вытолкнули из СССР и как он погиб.
На страницах некоторых газет Украины можно ознакомиться и с другими материалами, которые подчеркивают опасность еврейского наступления на человечество. Авторы подобных публикаций утверждают, что «жиды, москали и другие народы только тогда будут считаться с нами, когда почувствуют нашу силу. Позвольте украинцам на украинской земле строить Украинское государство, а не слушать указаний москалей и жидов». («Нэскорэна нация», №8, 1995 г.).
Действительно, необходимо строить Украинское государство. Но к этому процессу не может не быть причастным каждый четвертый гражданин - неукраинец, который живет в нашей стране. Именно об этом, кажется, забывают авторы некоторых публикаций по еврейскому вопросу.
Владимир Сергейчук: Если мы найдем общий язык, как на Всеукраинском межнациональном конгрессе в Одессе (ноябрь, 1991 г.), можно разработать программу развития всех национальных меньшинств Украины. Тогда никто не будет обделен и не будет вопросов, почему одни программы есть, а других нет. Шагом к межнациональному согласию могло бы стать ознаменование годовщины Всеукраинского интернационального конгресса, который состоялся в апреле 1917 г. Тогда представители еврейских, польских и других организаций вместе с другими участниками конгресса избрали Центральную Раду, вместе с украинцами высказались за построение нового Украинского государства. Мы могли бы собраться и обсудить проблемы межнациональных отношений в стране. Это станет ступенью к достижению межнационального согласия.
* * *
За несколько дней до заседания «круглого стола» некоторые газеты во Львове и Киеве растиражировали письмо некоей пани Тур из США о том, что не было никакого Бабьего Яра. Для понимания образа мыслей и стиля автора приведу лишь один пассаж (цитирую по «Вечирнему Киеву» за 16 марта с.г.):
«... Впервые после войны «Нью-Йорк таймс», владельцами которого является жидовская семья Сульзбегеров из Стемфорда, решил вспомнить о Бабьем Яре через 27 лет после того, так сказать, страшного события. Разбуженная этим жидовская диаспора начала интенсивно раздувать эту легенду, и то не сразу, а в начале семидесятых годов. Пропаганда Востока и Запада постепенно преобразовала это выдуманное событие Второй мировой войны в величайшее злодеяние в целой истории человечества, а Бабий Яр преобразовался в место поклонения мирового жидовства. То-то не удивительно, что два последних президента Америки, веря, что это правда, почтили место надуманной трагедии жидов своим присутствием и своими молитвами на склонах Бабьего Яра в ермолках и под менорой (иудейским подсвечником)». Подобные размышления нуждаются, скорее всего, не в комментариях, а в диагнозе...
Участники «круглого стола» приняли следующее заявление:
«Становление украинского государства происходит в сложных социально-политических условиях. Нерешенные проблемы накладываются одна на другую, что может вызвать напряжение в обществе. В этих условиях Украина демонстрирует высокий уровень толерантности в межнациональных отношениях. Вместе с тем нарушение равновесия в этих вопросах может вызвать явления разрушительного характера с непредсказуемыми последствиями. Для сохранения межнационального мира необходимо создать механизм противодействия шовинизму со стороны любых политических сил. Отсутствие эффективного противодействия проявлениям национал-экстремизма ведет к их ползучей эскалации.
Обеспокоенные этой ситуацией, 30 представителей партий и общественных организаций в апреле 1995 года обратились к вице-премьер-министру И.Курасу с предложением создать постоянно действующую комиссию при Кабинете министров, которая могла бы исполнять консультативно-рекомендательные функции по вопросам противодействия негативным проявлениям в межнациональных отношениях. Публикации, которые оскорбляют национальные чувства и достоинства граждан Украины, продолжают появляться в печатных средствах массовой информации, а проблема противодействия проявлениям национал-экстремизма не решается.
Осознавая необходимость создания в Украине государственно-общественного механизма поддержания межнационального мира и противодействия шовинизму, мы поддерживаем предложение о создании при Кабинете министров такой межведомственной комиссии для рассмотрения фактов проявлений нетерпимости в межнациональных отношениях и разработки мер для адекватного реагирования».