Когда власть узаконит новые районы?

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Когда власть узаконит новые районы? © depositphotos/palinchak
Последние рифы админтерреформы

Принятие законопроекта №4298 «О местных государственных администрациях» станет ключевым этапом в реформе территориальной организации публичной власти. Он откроет пути к становлению как местного самоуправления, так и государственной власти в городе Киеве, проведение изменений в секторальных законах, реформирование местного самоуправления.

В этом ракурсе равнозначным по весу, видимо, следует считать введение законодательного регулирования в сфере административно-территориального устройства в Украине. Ведь принятое в июле 2020 постановление Верховной Рады Украины «Об образовании и ликвидации районов» по сути является учредительным актом, которым утверждалось новое административно-территориальное устройство Украины. И как каждый законодательный акт, появлению которого поспособствовали не в последнюю очередь политические мотивы, он подвергается жесткой критике недовольных таким решением. Судебные вердикты в отношении этого акта парламента фактически не имеют перспективы исполнения, поскольку не определен порядок изменений административно-территориального устройства. Поэтому актуальность регулирования в этой сфере становится все критичнее.

Соответствующий законопроект под №4664 правительство добросовестно разработало и зарегистрировало в парламенте еще в январе нынешнего года. И поставило профильный комитет в неудобное положение. С одной стороны, неудобно отвергать разработанный исполнительной властью законопроект. С другой — нормы этого акта ставят под сомнение проведение административно-территориальной реформы. Камнем преткновения стало определение населенных пунктов — города, села, поселка — как административно-территориальных единиц. Такое произвольное трактование нормы статьи 133 Конституции Украины фактически означает, что на самом деле реформа 2015–2020 годов, определившая громаду как административно-территориальную единицу, может пойти коту под хвост. Более того, даже возврат к состоянию 2014 года будет выглядеть противозаконным, поскольку тогдашние 11 тысяч городских, сельских, поселковых рад включали в себя свыше 28 тысяч населенных пунктов, и во всех придется создать орган местного самоуправления.

Обвинения реформаторов в нарушении Основного Закона звучат неоднократно, начиная с 2014 года, но соответствующего решения Конституционного суда нет. И, вероятнее всего, не будет. Поскольку КСУ фактически уже ответил на этот вопрос в Решении №11-рп/2001 от 13 июля 2001 года, давшем определение административной единицы как «компактной части единой территории Украины, которая является пространственной основой для организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления». То есть только в административно-территориальных единицах могут создаваться органы публичной власти. Если бы перечисленные в части 2 статьи 133 города, села, поселки были признаны в то время административно-территориальными единицами, как сегодня их определил Кабинет министров в своем законопроекте, то уже тогда надо было создать сельские рады в каждом селе.

На самом деле Конституционный суд оставил за законодателем обязанность прямо указать, что является административно-территориальными единицами. Из перечня элементов, из которых складывается система админтеррустройства согласно Конституции. Некоторые из них, а именно области, районы, города Киев и Севастополь, полностью удовлетворяющие условию, определенному КСУ, а именно возможности формирования в них органов публичной власти, являются административно-территориальными единицами автоматически. Другие — города, села, поселки — могут стать ими только в определенной конфигурации, которая обеспечивает состоятельность созданных на их основе органов местного самоуправления. Что и является главной идеей административно-территориальной реформы. Опять же, города, села, поселки — понятия градостроительные, законодательство относительно формирования которых ограничивается территорией застройки. В то время как принцип беспрерывности публичной власти как государственного, так и местного самоуправления, предусматривает, что границы административной единицы совпадают с границами другой административно-территориальной единицы этого же уровня.

Может возникнуть вопрос, зачем тогда в Конституции перечислялись эти элементы системы админтеррустройства. Другими словами — почему среди них нет таких типов поселений, как хутора, дачные массивы, военные городки, то есть территориальные образования, которые реально существуют и нуждаются в своем законодательном регулировании. Ответ на этот вопрос опосредованно вытекает из названия 9 раздела Конституции — «Территориальное устройство Украины», а не «Административно-территориальное устройство...» То есть речь идет не только об административно-территориальных единицах, но и о других понятиях, которые можно назвать «территориальные единицы» и именно к которым относятся города, села, поселки. Характерным отличием их от других поселений является то, что в них обязательно создаются объекты, учреждения, предоставляющие социальные услуги: через самоорганизацию населения — церковь, через органы местного самоуправления — клубы, школы, амбулатории и т.п., через территориальные подразделения органов исполнительной власти — полицейские пункты и т.п. В то время как условия формирования других градостроительных единиц — хуторов, дачных массивов, военных городков — ограничиваются самим градостроительным элементом, без социальных обязательств.

Но вернемся к законопроекту №4664. Профильный комитет утвердил соломоново решение — повторное первое чтение. То есть законопроект должен быть переписан на площадке самого комитета. Это открывает перспективы не только для урегулирования принципиального вопроса определения административно-территориальных единиц и порядка урегулирования вопросов админтеррустройства, как это предусмотрено зарегистрированным законопроектом, но и для определения концептуальных принципов формирования эффективного административно-территориального устройства. В этом ракурсе целесообразно даже заменить название законопроекта на «О территориальном устройстве». Это позволит выполнить конституционную норму статьи 92, согласно которой территориальное устройство устанавливается именно законом. Что Конституционный суд в уже упомянутом решении трактует как: «Вопрос территориального устройства Украины, в частности определения содержания этого понятия, правового статуса и видов административно-территориальных единиц, полномочия органов относительно решения вопросов административно-территориального устройства Украины являются вопросами общегосударственного значения и регулируются только законом».

Верховная Рада

Таким образом, можно определить критерии формирования как административно-территориальных единиц, так и территориальных единиц. В конце концов, нормы относительно последних можно вынести в отдельный закон или внести изменения в уже существующие, чтобы основной, касающийся именно административно-территориального устройства, не пал жертвой несогласования позиций между центрами влияния о критериях предоставления статуса городов, сел или поселков.

Важный вопрос, нуждающийся в регулировании, — основания для изменений админтеррустройства. Они возникают прежде всего вследствие применения принципа состоятельности органов публичной власти исполнять установленные законом полномочия. Неопровержимые основания должны касаться конфигурации админтеррединиц. Не допускаются анклавы и эксклавы. Нелогична также ситуация, когда для получения услуг в центре своей громады жители должны проезжать центр другой. Остальные условия состоятельности должны быть выработаны правительством. Кроме того, должны приниматься во внимание показатели доступности и эффективности. Первые весомые для громад, вторые — для органов исполнительной власти в районах. И, наконец, основанием для изменений в админтеррустройстве могут быть соображения государственной безопасности. Субъектом принятия решений должен быть парламент по представлению правительства. При этом с органами местного самоуправления должны проводиться консультации, но они не могут блокировать процесс принятия решений: право на осуществление публичной власти может предоставляться только законодательным органом государства.

В законе должен быть определен не только порядок инициирования изменений в административно-территориальном устройстве, но и порядок введения в действие соответствующих решений, вопрос правопреемственности, порядка передачи бюджетных учреждений, другие особенности действий органов исполнительной власти и местного самоуправления, которых касаются эти изменения.

Также нуждается в четком регулировании понятие границ административно-территориальных единиц и порядок их установления. На сегодняшний день границы устанавливаются через заказ проекта землеустройства, что нелогично, неоправданно дорого и часто не нужно. Здесь следует взять за аналогию порядок установления границ страны. Сначала — политическое решение через согласование между странами карты — делимитация границы, потом — в пределах, определяемых мерилом утвержденной карты, — демаркация, то есть описание границы и установление межевых знаков на территории.

Что касается установления границ громад как базовых административно-территориальных единиц, предлагается сначала утверждение границ на карте или правительством, или парламентом. Лучше — именно Верховной Радой по представлению Кабинета министров, поскольку это — политический акт. А потом, если из-за необходимости уточнения плательщиков земельного налога и их налоговых обязательств понадобится более точное определение границ, чем то, которое, с погрешностью 200 м, определяется мерилом карты, — осуществляется описание границы между соседними громадами. Обычно это перечень поворотных точек, согласованных радами соседних громад. Координировать проведение таких согласований должен представитель государства в лице районной государственной администрации. Логично, что границы районов определяются по внешней границе громад, а области — за внешней границей районов.

Определение правового поля по вопросам административно-территориального устройства — непростая и в целом новая сфера для законодателей. Но и пользоваться в дальнейшем нормативным актом президиума Верховной Рады УССР 1981 года на четвертом десятилетии независимости Украины становится уже неприлично. Реформа должна двигаться вперед.

Больше статей Юрия Ганущака читайте по ссылке.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме