Идет бычок, качается….

Поделиться
Идет бычок, качается….
Законы в Украине - что звезды. Если их принимают, значит, кому-то из НИХ это было нужно. И в нашем случае, как в классическом детективе, надо искать того, кому убийство здравой идеи было выгодно.

Закон о развитии Крыма и особенностях осуществления инвестиционной деятельности на его территории, обещанный автономии президентом В.Януковичем еще в 2010-м, по классике жанра пришлось ждать три года. Закон был внесен в Верховную Раду Украины в 2011 г., еще при жизни его инициатора и главного лоббиста - премьера Василия Джарты. Но после первого чтения он завис в бермудском треугольнике КМ-АП-ВР и только в октябре нынешнего года был принят. При этом из закона почему-то "выпала" концептуальная составляющая, которая базировалась на ранее утвержденной Стратегии развития АРК до 2020 г., поэтому слова "об основах развития" просто выбросили из названия, а из самого закона - все то, ради чего проект и писался. То есть с параметрами того самого особого инвестрежима - налоговые и таможенные льготы для инвесторов, рискнувших вкладывать в приоритетные отрасли экономики Крыма, тоже не церемонились. Из всего перечня приоритетов, выписанных в соответствии со Стратегией развития АРК, в законе сохранили лишь рекреационно-туристическую сферу (оставив за бортом то, что могло бы создавать ей необходимую инфраструктуру и условия развития - реформирование санаторно-курортного комплекса, аграрный сектор, транспорт и охрану окружающей среды) и внедрение энергосберегающих и экологически приемлемых технологий производства.

От крымских мечтаний предоставить инвесторам пятилетние каникулы по НДС и налогу на прибыль, если она в этот же срок будет реинвестирована в проект, и освобождение от ввозного НДС и таможенной пошлины при ввозе технологического оборудования и сырья, необходимого для реализации инвестпроектов в Крыму, осталась только надежда - на внесение изменений в Налоговый и Таможенный кодексы, что видится в отдаленной перспективе. А льготы, предусмотренные сегодня кодексами для инвесторов, определенные для Крыма приоритеты практически не затрагивают.

Парламент и правительство Крыма не получили полномочий на месте, по упрощенной процедуре принимать решения по ключевым для комфортного инвестклимата вопросам: определению приоритетов и утверждению инвестпроектов, предоставлению льгот по местным налогам и кредитов из республиканского бюджета, лицензированию отдельных видов деятельности, а также созданию целевого фонда в бюджете развития с возможностью проведения внутренних займов и привлечения средств международных фондов. Таким образом, Совмин Крыма будет отбирать и регистрировать инвестпроекты, а Кабмин - принимать решение по предоставлению господдержки, но договор об условиях реализации проекта инвестор будет подписывать с правительством АРК. Так что с "единым окном" не получилось, пороги инвесторам придется обивать и в Симферополе, и в Киеве - и не по одному кругу.

Председатель бюджетной комиссии Верховного Совета АРК Виталий Нахлупин, один из авторов законопроекта, говорит, что переговоры по законодательному обеспечению особенностей инвестиционной деятельности в Крыму продолжаются.

"Большинство задаваемых сегодня вопросов - это, все-таки, параметры льгот для инвесторов, которые придут на территорию АР Крым, но они могут быть выписаны только в Налоговом и Таможенном кодексах. Мы приняли закон, однако работу и переговоры с законодателями по количественным параметрам льгот никто не отменял, и они продолжаются. Крыму нужен закон прямого действия, в котором будут предусмотрены все условия и параметры инвестиционной деятельности", - говорит Виталий Нахлупин, вот только сообщить что-либо по срокам этих переговоров по понятным причинам не может.

Льгота, связанная с предоставлением инвестору земельного участка без проведения аукциона (в собственность - по факту успешной реализации проекта), в принятом законе осталась. Но, честно говоря, земельные торги в Крыму, вошедшие в норму при Василии Джарты, - давно уже редкость. В ходу - снова старые схемы выкупа и предоставление наделов в аренду или собственность по договоренности с властями. Так что закон тут ничего нового не добавил, и если в Киеве дадут добро на "господдержку" проекта, то земля в Крыму пойдет пакетом.

Железная партийная дисциплина и чувство самосохранения, конечно же, вынуждают крымские власти не сетовать на кастрированный закон, а петь хвалебные песни. Официальная пропаганда объявила его историческим, действия президента - мудрыми, а будущее Крыма - процветающим. Но самое интересное, что в середине 2012 г., в период, когда "крымский проект" лежал в глубокой заморозке, Кабинет министров инициировал принятие подозрительно похожего закона - "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики с целью создания новых рабочих мест", предусматривающего государственную поддержку (те самые налоговые и таможенные льготы) инвестпроектам, которые нацелены на создание новых или реконструкцию и модернизацию действующих предприятий с созданием рабочих мест. В августе т.г. в перечень тех самых приоритетных отраслей экономики Кабмин включил объекты курортно-рекреационной сферы. И вот суперновость: Сбербанк России, инвестирующий в реконструкцию санатория "Мрия" в Большой Ялте, первым в Украине воспользуется льготами закона об инвестиционной деятельности. Только ничего не перепутайте! Речь идет не о "крымском" законе, а о том, который с него как будто бы написан - о стимулировании инвестиционной деятельности.

И премьер Анатолий Могилев, лавируя между капельками, подтягивает "свой" закон к радостному событию: "Законы, принятые в Украине, и наш закон об особенностях ведения инвестиционной деятельности дают бизнесу преференции…Эти законы позволяют Крыму быть приоритетной территорией для реализации подобных проектов".

Вы что-нибудь понимаете? Вот приходит инвестор и спрашивает об условиях и гарантиях, при которых он сможет выгодно вкладывать свои деньги в курортную сферу нашего Крыма. А мы ему на стол - сразу четыре закона: об особенностях инвестиционной деятельности, о стимулировании ее же, Налоговый и Таможенный кодексы. Потом, прицепом, - Закон "О туризме", Земельный кодекс и на закуску - перечни приоритетов, пролоббированные различными отраслевыми группами. Ну, чтобы время скоротать в перелетах между Киевом и Симферополем.

Конечно, искать в нашей стране логику, особенно в свете последних внешнеполитических шоп-туров Виктора Януковича, работающего у нас президентом, - дело бесперспективное. Ведь законы в Украине - что звезды. Если их принимают, значит, кому-то из НИХ это было нужно. И в нашем случае, как в классическом детективе, надо искать того, кому убийство здравой идеи было выгодно. Из всего следует, что прозрачный капитал, не сулящий отката и доли, который сдуру может к нам сунуться, польстившись на рассказы об особенном инвестрежиме и его стимуляторах, в Украине власть не ждет. Зачем создавать конкуренцию представителям нашего огосударствленного капитализма? Они и сами инвестируют в свой бизнес. Из госбюджета. В том числе освобождаясь от уплаты налогов с помощью какой-нибудь очередной узаконенной схемы.

Возвращаясь к "крымскому" закону об особенностях инвестиционной деятельности заметим, по большому счету, повод для искренней радости в связи с его принятием есть только у министра курортов и туризма автономии Александра Лиева. Ставки его ведомства взлетели до фантастических высот. Как и объем работы. Пункт 4 Переходных положений закона об инвестиционной деятельности в Крыму вносит в Закон "О туризме" изменения, которыми наделяет Минкурортов Крыма правом установления категории объектам инфраструктуры, расположенным в АРК. К таковым отнесены гостиницы, другие объекты размещения, учреждения питания и курортные учреждения. Причем, говорится далее, предоставлять услуги по размещению без наличия свидетельства об установлении соответствующей категории запрещено. По большому счету, с вступлением "крымского" закона в действие, все гостиницы, санаторно-курортные и оздоровительные учреждения вкупе с курортным общепитом оказались вне закона. Потому что всевозможные порядки и категоризацию еще предстоит разработать, утвердить в Кабмине (замминистра там уже прикомандирован), а затем провести. Александр Лиев настроен оптимистично, говорит, что с этой работой Минкурортов справится в течение следующего года. Оптимизму Лиева можно позавидовать: по его же данным в тени находится 80%(!) объектов размещения.

"Легальных объектов у нас около 800. Из них здравниц - около 300, в том числе 105 санаториев. А 4 500 объектов - непонятно какие. Но закон четко устанавливает запрет на предоставление услуг размещения без наличия категории объекта, потому это возможность вывести из тени 80% курортного бизнеса - мини-отелей, пансионатов, домовладений и объектов курортной инфраструктуры, которые мы видим на набережных", - говорит Александр Лиев.

По словам министра, начиная с пятницы в курортных городах и поселках Крыма специалисты Минкурортов будут проводить общественные слушания с участием представителей бизнеса и местных властей. Александр Лиев признает, что бизнес разделился во мнении о благах категоризации курортных объектов. С одной стороны, предприниматели соглашаются, что это начало процесса детенизации сферы, с другой - есть опасение, что у чиновников появился еще один "доильный аппарат". Поэтому в комиссии по категоризации будут введены представители ассоциаций предпринимателей, - говорит А.Лиев, надеясь, что со временем эту работу можно будет полностью передать общественным объединениям отрасли. Пока же весь процесс, от заявки до решения, будет максимально освещаться на сайте министерства и его аккаунтах в соцсетях.

Теперь о "печке", от которой уже совсем скоро будут танцевать крымские регионалы, говоря об эффективности региональной политики кандидата в президенты В.Януковича, подписавшего закон об особенностях инвестиционной деятельности в АРК. Общий объем прямых иностранных инвестиций в экономику Крыма с 1994 г. составил 1,54 млрд. долл. По словам вице-премьера Рустама Темиргалиева, с 2010 г. было инвестировано 500 млн. долл., но 33% из них - это Кипр. Поэтому, - честно сказал чиновник, - не надо строить иллюзий, все это реинвестиции из Украины и России.

Как сообщила ZN.UA министр экономики Крыма Светлана Верба, по состоянию на начало октября с.г. в Крыму реализуется 96 инвестиционных проектов, общая стоимость каждого из которых превышает 200 тыс. долл. Наиболее крупными и успешными в этом году министерство называет 10 проектов в виноделии, строительстве и ветроэнергетике.

Проследив структуры собственности, можем сказать, что самые крупные инвестиции в этом году в Крым сделали российские олигархи. В частности, к проектам структур основателя НРБ Александра Лебедева относятся строительство винзавода в Бахчисарайском районе в с. Вилино (ООО "Инвест плюс") и индивидуальных вилл в Алуште (вилла "Фуджия", ООО "Миндальная роща").

К активам соучредителей "Лукойла" Вагита Алекперова и Леонида Федуна в Крыму в этом году прибавится вторая очередь гостиничного комплекса "Крымская Ривьера" (Алушта, ООО "Кронос").

Еще один крупный проект российских бизнесменов - реконструкция гостиницы "Ялта-Интурист", новым владельцем которой стал Союз "Маринс Групп", а бенефициарием является Александр Куликов (президент фонда Союза, генерал армии) и советник министра внутренних дел РФ Анатолий Куликов.

Шестую строчку в перечне крупных инвестпроектов 2013 г. занимает строительство цементного завода дочкой донецкого "Альткома" - ООО "Альтцем" на базе Краснопартизанского месторождения известняков в Ленинском районе.

О проектах альтернативной энергетики, к которым крымское правительство было так благосклонно - "солнце Клюевых" и "ветре Близнюка", - в перечне топ-проектов Минэкономики не упоминается. Есть только три ВЭС - крымские дочки французской "Филаса интернасиональ" - Первомайская, Холмогорская и Тургеневская.

Вот, в принципе, что Крым имел до получения выстраданного закона о спецрежиме инвестиционной деятельности, растерявшего по дороге на подпись президенту, по сути, главное. К цивилизованному рынку еще идти и идти, а досточка кончается…

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме