Собственно, больших новостей от совещания по стратегическому развитию Крыма во главе с президентом Виктором Януковичем не ожидалось. Мало ли таких хозпартактивов уже проводилось — с проектами и прожектами, жесткими обещаниями навести порядок с землей и покончить с коррупцией, реформировать и модернизировать, привлечь инвестиции и догнать-перегнать соседей по Черноморскому региону. Однако у совещания, которое прошло в Симферополе на этой неделе, есть любопытная отличительная черта. Оно рубежное в определении, с одной стороны, реалистичности усиления экономической самостоятельности автономии, с другой — способности всех отрядов президента Януковича работать над выполнением его программы. Так складывается, что Крымский проект премьера Василия Джарты будет лакмусовой бумажкой способности этих отрядов — Кабмина, парламентской коалиции, администрации президента, разных групп влияния и бизнеса — работать в одной команде. Причем не для победы на выборах, а для решения задач экономических.
Первый экзамен назначен на начало сентября — когда Кабмин, по словам вице-премьера А.Клюева, подаст проект закона «О развитии АРК» в парламент с расчетом, что к концу октября — началу ноября он уже будет принят. То есть следующий год автономия должна начать с совершенно иными полномочиями и особым инвестиционным режимом. Совещание позволило очертить горизонты аппетитов автономии. Они впечатляют, поэтому неудивительно, что в Киеве не все в восторге от любимой игрушки президента, который, похоже, решил самолично участвовать в выращивании «жемчужины Украины». Говорят, довольно категорично Крымский проект критикует куратор президентских экономических реформ Ирина Акимова, а состыковка смежных вопросов с многочисленными министерствами и ведомствами проходит не без скрипа. Итак…
Чего хочет Крым?
Оценка нынешнего состояния автономии, данная Василием Джарты, довольно безрадостная, особенно для самой Партии регионов, учитывая, в чьих руках Крым находится уже десятилетие: отставание от соседей причерноморского бассейна на 15 лет, «критическая точка», «крайняя коррумпированность», «деградация региона». Задача ставится амбициозная: «Через пять лет Крым должен войти в число лидеров страны по объему и качеству вложенных инвестиций, а через 10 лет — в тройку лидеров Черноморского региона по развитию экономики и уровню жизни населения».
Особый экономический режим, который предоставит комплексный закон «О развитии АРК», предполагает «создание максимально благоприятных условий для инвесторов, либерализацию и дерегуляцию ведения бизнеса». Тут, какие слова ни подбирай, а речь должна идти о льготах в налогообложении — и это главный камень преткновения, который выпадает из нового Налогового кодекса. Поэтому решено было не увязывать Крымский проект с известным творением Кабмина Н.Азарова, а готовить отдельный закон по Крыму. Но налоговые льготы и преференции для инвесторов в крымскую экономику — еще не все. Крымский премьер просит президента оставлять в бюджете Крыма автономии весь налог на прибыль и плату за землю. Кроме того, Джарты посягает на крымские активы украинских министерств и ведомств: «Законом необходимо определить механизмы контроля за рациональным использованием и развитием санаторно-курортного комплекса, сегодня находящегося в управлении разных ведомств. Такую систему контроля предлагается распространить и на другие государственные предприятия на территории автономии». При этом правительство автономии просит у центра финансирования «как минимум трех ключевых госпрограмм — Вода, Транспортная инфраструктура и Экологическая безопасность Крыма», без реализации которых невозможны масштабные инвестпроекты. Дополнительное увеличение осадков «золотого дождя» над Крымом предлагают и вице-премьеры Андрей Клюев и Борис Колесников — участие НАК «Нафтогаз Украины» в газификации полуострова, финансирование «Черноморнефтегаза» для увеличения добычи углеводородов на шельфе, освобождение гостиниц от уплаты налога на прибыль до 2022 года и компенсация по банковским кредитам их строительства, создание в Крыму современных спортивных баз.
Желание центра оперативно обеспечить законодательную поддержку всем новшествам должна была продемонстрировать идея, озвученная спикером ВР Украины Владимиром Литвином, уже обсудившим ее с президентом. Речь идет о создании специального комитета парламента: «Условно и предварительно можно назвать так: комитет по делам Крыма, который бы сосредоточил разработку и доведение до логического завершения всех тех предложений и наработок, которые уже сделаны на сегодняшний день по распоряжению Президента Украины и по инициативе руководства Крыма».
Кто и как будет обустраивать Крым?
Даже если половина из того, что заявляется сегодня, будет выполнена, впору спросить: это сон или фантастика? Реальное пробуждение центра для решения проблем в самом сложном регионе страны, причем рычагами политики экономической, или попросту мы наблюдаем попытку создания крымской офшорки для своих людей, как опасаются некоторые местные бизнесмены, уже успевшие почувствовать тяжелую руку новой власти? О реалистичности проекта, конечно же, можно было судить, зная цену вопроса. Но расчеты пока не оглашаются. В том числе и то, в какую сумму недоимки для госбюджета выльются налоговые льготы и сколько нужно будет изыскать, чтобы удовлетворить все идеи, просьбы и пожелания крымского правительства. Замечу также, что на самом совещании не было ни одного критического выступления, как не было на нем и тех, кто с ними мог бы выступить. Так, легкая корректировка некоторых «мечт» премьера Джарты. Министр транспорта и связи Украины Ефименко, к примеру, достаточно четко заявил, что реализация проекта строительства моста через Керченский пролив возможна только в случае, если он войдет в международный проект кольцевой дороги вокруг Черного моря — идеи, с которой Россия уже третий год не получает поддержки соседей.
Кроме проекта комплексного закона, закрепленного за А.Клюевым, специально созданный Советом министров Крыма координационный совет, в который вошли виднейшие ученые-экономисты Украины, России, а также представители программ ООН и ЕС в Крыму, разрабатывает Стратегию развития автономии до 2020 года. К слову, СМИ абсолютно незаслуженно наделили российского академика и политика Сергея Глазьева руководящей ролью в этом процессе. Он «один из» — и не более, а тот, кто слышал его выступление на совещании, и вовсе недоумевает. Основные предложения не что иное, как продвижение разработок российских ученых в различных отраслях — медицине, образовании, водном хозяйстве и т.д. Говорят, что в Крым С.Глазьев «зашел» через одного из крымских вице-премьеров, и будет интересно наблюдать, кто и с чем зайдет следом за ним. А Стратегию развития, по словам Василия Джарты, правительство будет дорабатывать совместно с Национальным институтом стратегических исследований (который, как известно, с мая возглавляет политолог А.Ермолаев).
Андрей Клименко, заслуженный экономист АРК и член Координационного совета по стратегическому развитию Крыма, согласился предоставить «ЗН» свое критическое видение реалистичности Крымского проекта.
Первое, на что обращает внимание эксперт, это разность процессов в Крыму и Украине в целом. «Из логики крымского премьера вытекает, что Крыму нужна масштабная либерализация и прозрачность экономики в целом и инвестиционных механизмов в частности. И не только в том, что касается крупных инвестиционных проектов, но и всей крымской бизнес-среды, включая малый бизнес. Иначе не будет никаких рывков, — говорит Андрей Клименко. — Однако это входит в противоречие с идеологией проекта нового Налогового кодекса, которая, если сохранится в неприкосновенности, больше похожа на тотальный административный «зажим».
Иными словами, в случае принятия Налогового кодекса в версии команды Н.Азарова и одновременно закона о развитии АРК, получится , что предприниматели в Крыму будут поделены на «белых» и «черных». Первые, получив статус субъекта специального режима, смогут пользоваться значительными льготами, вторые — а это мелкий и средний местный бизнес — мучительно выживать в новых жестких условиях. При этом надо понимать, что все эти годы Крым курортный и рекреационный развивался в основном за счет собственного инвестора — среднего бизнеса. Это он, частник, сегодня принимает четыре из пяти миллионов курортников в год. Но до планки, установленной объемом инвестиций для входа в «клуб инвесторов», в массе своей он не дотянет.
Вторая проблема, говорит Андрей Клименко, это сам крымский «политический класс», развращенный годами легкой наживы на теневом рынке земли и строительства «жилья у моря», который является главным противником реформ. «Большая его часть — однопартийцы крымского премьера, чувствующие себя надежно защищенными из-за «деловых связей» с влиятельными «товарищами по партии». Любой голова южнобережного поссовета без труда назовет два-три десятка фамилий из украинского истеблишмента, которым он «решал вопросы». Земельные, естественно. Таким образом, если новое крымское руководство действительно хочет модернизировать Крым, оно столкнется с необходимостью переломить привычки и рефлексы своей же организации, многие представители которой все эти годы привыкли действовать в Крыму как мародеры на оккупированной территории», — считает А.Клименко.
Да, прежде чем звать инвестора, надо зачистить коррупцию. Вот и президент призывает тех, кто незаконно получил землю, добровольно вернуть ее назад, обещая не называть фамилий. Мы рискнем, назовем только несколько из тех, кто упоминался в протестах и исках прокуратуры и журналистских расследованиях. Очень интересно, кто первым откроет «месячник» добровольной сдачи участков у моря: братья Бондики, на аппетиты которых В.Януковичу публично жаловались ливадийские однопартийцы, Антон Пригодский, запомнившийся
идеей построить элитный гольф-клуб на лавандовом поле с прирезкой села, или крымский спикер — владелец строительной компании Владимир Константинов, признавшийся, что давал взятки за выделение земли, коей у «Консоли» теперь хватит на 15 лет работы?
С другой стороны, какой инвестор потянется в Крым, видя, как жестко давится сегодня бизнес политических конкурентов регионалов, в первую очередь бютовцев. Единственная в Крыму яхтенная марина такого класса «Золотой символ» в Балаклаве, отключена от энергоснабжения по письму местного начальника СБУ «в связи с оперативной необходимостью». Какой?!
В общем, если в Крыму не будет жизни по принципу «закон для всех один», народонаселение (то есть целевая группа проекта) в него не поверит и не поддержит.
По мнению Андрея Клименко, для масштабной модернизации Крыма «нужен соответствующий настрой самих «полуостровитян». Нужна креативная среда, свобода слова и дискуссий».
Добавлю: союзниками правительства должны стать все этнические группы, а в этом плане, если говорить о самой особенной — крымских татарах в лице меджлиса, — то здесь пока почти тупиковая ситуация, что в очередной раз подтвердил скандал во время совещания. Суть ее коротко в следующем. Президент обещал встречу с Советом представителей крымскотатарского народа (он состоит из 33 членов меджлиса), а накануне совещания формат поменяли — кроме шести выдвиженцев меджлиса пригласили столько же их оппонентов из разных организаций, имена и названия которых мало кому за пределами Крыма известны. Лидеры меджлиса обиделись и не пришли. Президент огорчился — посчитал, что это нежелание участвовать в совещании о развитии Крыма, и что-то там о маргиналах упомянул. При этом, вопреки ожиданиям некоторых своих товарищей в Крыму и Киеве взял да и подписал распоряжение о назначении главой Бахчисарайской РГГА члена меджлиса Ильми Умерова. Теперь лидеры меджлиса публично сожалеют, что встреча не состоялась, и просят президента назначить новую.
Автор намеренно не цитирует здесь героев истории — слова уже не имеют значения. Как и то, кто в какую игру в АП играл. Важно то, как теперь будут развиваться взаимоотношения меджлис—власть и как долго будет обижаться президент, а его соратники утверждать, что с ними — с крымскими татарами — договариваться бесполезно. И как всем, кто живет в Крыму, сохранить все, что было наработано в предыдущие годы. До Крымского проекта, жизненность которого еще предстоит доказать.