Глава профильного подкомитета Виталий Безгин: «Все бремя по восстановлению тотально разрушенных громад должно брать на себя государство»

ZN.UA Эксклюзив Опрос читателей
Поделиться
Глава профильного подкомитета Виталий Безгин: «Все бремя по восстановлению тотально разрушенных громад должно брать на себя государство»
О ликвидированных субвенциях, роли военных администраций и коррекции админтерустройства после войны

Из-за полномасштабной войны России в Украине уничтожены многие города, а в уцелевших значительно повреждена инфраструктура. Сохраненные после административно-территориальной реформы анклавы серьезно усложнили работу военных администраций (ВА). Например, Славутич, который должны были присоединить к Черниговщине, оккупанты на какое-то время окружили, и с военными Киевщины координация была существенно затруднена.

Чтобы понять, как в дальнейшем государство планирует менять административно-территориальное устройство страны, по какому принципу будут проходить восстановление страны и развитие громад и будет ли Украина перестроена в военное государство наподобие Израиля, «Рух ЧЕСНО» пообщался с главой подкомитета Верховной Рады по вопросам админтеррустройства в рамках спецпроекта с ZN.UA.

 

Виталий, проведенная недавно административно-территориальная реформа не касалась областей — их количества и границ. Границы каких областей, с учетом уже известной информации о разрушениях, могут быть изменены после победы, чтобы усилить регион?

— Такая коррекция возможна, но только после военной фазы, то есть пока не будет одержана победа в войне, пока Россия не прекратит существовать как страна, которая несет исключительно агрессию. Это будет ящик Пандоры, которым может воспользоваться агрессор. Что касается процедуры, то она не настолько проста. Для понимания, для простого переименования советского названия Кировоградской области понадобятся две сессии парламента и 300 голосов.

Забегая вперед, скажу больше. Когда марионетки Кремля из «ДНР/ЛНР» начали делать до 24 февраля заявления о признании их Россией в пределах Донетчины и Луганщины, была мысль у некоторых коллег изменить границы областей, переведя подконтрольные Украине территории в состав, условно, Харьковской или Днепропетровской области. Но когда есть бездумный агрессор, мы понимаем, что ему наплевать на такие решения, и он не будет это соблюдать.

На самом деле там, где наибольшие разрушения, — в Донецкой, Луганской, Харьковской областях, надо корректировать громады, а не границы областей. А о границах областей можем говорить, когда есть какие-то вкрапления — анклавы или эксклавы.

Ирпень после
Ирпень после
facebook/Misha Djos

— По анклавам ситуацию действительно надо решать. Было ли удобно в Славутиче — части Киевщины, вкрапленной в Черниговщину, координировать свои действия с военной администрацией? Я помню, что в ходе обсуждений в 2020 году стоял вопрос о присоединении Славутича к Черниговской области.

— Это именно тот вопиющий пример, с которым было связано много предостережений. Громаду Славутича, по сути, сразу отрезали российские войска. Хорошо, что там были запасы воды, муки и другого продовольствия, и громада смогла продержаться.

Славутич в перспективе надо будет отводить к Черниговской области во избежание таких рисков в будущем. Этому кейсу надо уделить большое количество времени, наработать механизмы, чтобы не было экономико-социальных проблем у громады. После этого найти консенсус между двумя областями.

Если будет понимание, что военным администрациям было неудобно работать в такой конфигурации, то это может быть предметом для изменения. Но районные пробелы есть и в регионах тыловых.

— На самом деле есть жалобы со стороны жителей анклава Коцюбинское. Там территориальная оборона должна была координироваться через Киев с Ирпенем. Знаю также, что при формировании районов была борьба местных кланов, и количество районов в итоге стало большим, чем ожидалось. Что будет с районированием?

— Система районного уровня, на мой взгляд, несовершенна. То, что есть сейчас, — это та история, в поддержку которой были голоса в парламенте. Там есть где-то политические уступки. В той ситуации невозможно было сделать лучше. С существующими пробелами придется что-то делать. Я считаю, что в той же Киевской области один район лишний.

— Была дискуссия о том, что райрады нам вообще не нужны, как и райгосадминистрации. Что скажете в новых условиях, оправданы ли эти инструменты?

— С точки зрения функций управления райрадой, то если она была минимизирована в мирное время, то сейчас ее просто нет. Мы приняли законопроект №7153 (он, к сожалению, еще не подписан), согласно которому все управление переходит к военным районным администрациям. Необходимо быстро принимать решения без какой-либо политики на местах, которая, к величайшему сожалению, рождается. Принятие решений должно быть централизованным на всех уровнях.

Больше полномочий должны получить ВА и главы громад. И когда мы говорим о главах громад, то имеем в виду всю территорию Украины, а не только те области, где продолжаются боевые действия. Нет места для политических дискуссий или ожидания кворума на сессии в решении вопроса, должна быть персональная ответственность. Главы на западе Украины должны решать вопрос с переселенцами, оперативно направлять средства на Вооруженные силы Украины.

Исключением стали только областные рады. Облрады функционируют и не передают свои полномочия ВА до момента (и пусть такое никогда не случится) окружения областного центра. Это было обусловлено ситуацией на Херсонщине. Там депутаты облрады не дали провозгласить ХНР и приняли жесткое проукраинское решение. Но мы понимаем, что люди себя физически подвергают опасности, и тут лучше, чтобы все полномочия были у ВА.

— По какому принципу и когда будет корректироваться административно-территориальное устройство?

— У нас большое количество внутренних переселенцев. Где-то около трех миллионов переселенцев находятся за границей. И пока мы не видим, что ситуация с расселением граждан стабилизировалась, перепланировать устройство рано.

УНИАН

Надо понимать, вернутся ли наши граждане туда, где жили, или выберут, например, для дальнейшей жизни более безопасные территории. Также важно понимать, кто переселился, например, в западные области и планирует там оставаться, — это рабочий класс или пенсионеры. Все это влияет на состоятельность территории в вопросах управления.

И домашнюю работу надо начинать уже сейчас. Но по срокам, когда будут приняты эти решения, я бы пока ничего не говорил. Мы не знаем, сколько продлится горячая фаза войны. Мы не знаем, каким будет политический горизонт. Но в течение года после войны эти решения вполне осуществимы.

Как государство может систематизировать потребности населения в жилье, работе?

Надеюсь, что вице-премьер Михаил Федоров поможет сделать своеобразную перепись населения благодаря приложению «Дія». Но эта перепись должна быть более детализированной. Например, житель востока переехал на запад страны с семьей и решил, что он уже не вернется. Мы знаем, что он переехал с женой и двумя детьми, которые должны посещать садик и школу. Знаем профессию этого гражданина и его жены. Все эти данные нужны для того, чтобы оценить ситуацию. Я надеюсь, что такой опрос можно будет провести весной, и эти данные помогут и развитию громад, и наработке государственных политик.

— Когда может быть принят уточненный войной закон об административно-территориальном устройстве? Ведь сегодня реформа действует в рамках постановления Верховной Рады Украины.

Я предпочитал бы не смешивать эти вопросы. Само административно-территориальное устройство утверждено. Когда мы говорим о законе об админтеррустройстве, то имеется в виду правительственный законопроект о решении вопросов административно-территориального устройства №4664, он должен быть принят в первые месяцы после войны, потому что будет новой основой основ.

Правительство уже выделило первый транш на восстановление ряда областей. Больше всего получили Киевщина, Черниговщина, Сумщина. По какому принципу эти средства распределяются, и кто эти процессы контролирует?

— В парламенте выступал представитель Польши, который подчеркнул: «Мы вместе восстановим то, что разрушили москали, — еще более современно и красиво, чем было». Конечную сумму потерь для инфраструктуры сейчас никто не скажет, пока продолжается война.

Но недавно был выделен первый миллиард из бюджета. Это точно небольшие средства с учетом масштабов разрушений. Они будут направлены на восстановление поврежденных электросетей. Некоторые территории остались без водоснабжения и отопления.

Коцюбинское, Киевоблгаз запускает подачу газа
Коцюбинское, Киевоблгаз запускает подачу газа
Елена Сокотюк

Эти сети надо ремонтировать, чтобы люди могли вернуться, если жилье не повреждено. А затем можно говорить о системной оценке и восстановлении жилого и нежилого фонда.

Контролируют использование средств военные администрации. Сейчас это ключевая структура на территории каждой области и района. Если говорить о таких громадах, как Буча, Гостомель, Ирпень, то там все бремя по восстановлению должно брать на себя государство.

— Когда целесообразно начинать восстановление населенных пунктов, чтобы снова их не разрушили во время возможного следующего нападения?

— То, что есть и будет, и что инвесторы хотят больше инвестировать в западные регионы Украины, еще не означает, что не надо восстанавливать Левобережье. Мы понимаем: не факт, что все переселившиеся жители вернутся, но восстановление планируется. Здесь есть свои предостережения. Просто построение там жилья не решит проблем, если не будет рабочих мест и производства. При отсутствии этих составляющих отстроенные коробки рискуют превратиться в гетто.

Для того чтобы понимать, что можно восстановить, надо посещать эти территории и проводить анализ. Например, на прошлой неделе мы посетили Тростянецкую громаду, где местная власть соответствующим анализом уже занимается.

Виталий Безгин, мэр Тростянца Юрий Бова
Виталий Безгин, мэр Тростянца Юрий Бова

По моей субъективной оценке, эту громаду вполне реально восстановить и вернуть к нормальной жизни менее чем за год, но все упирается в перезапуск производств. Некоторые из них на территориях громады серьезно повреждены.

Фото Виталия Безгина в больнице в г. Тростянец
Фото Виталия Безгина в больнице в г. Тростянец

Есть громады, где жилищный фонд уцелел, а райцентр нет. Кто и когда будет информировать, в какой громаде будут предоставляться услуги скорой помощи, кто будет координировать запуск транспортного сообщения в областях, доступ к полиции, судам?

— Ключевым коммуникатором везде являются военные администрации, владеющие информацией о том, что происходит на их территории. Если вдруг провисает по тем или иным причинам реагирование со стороны ВА, у которой могут быть серьезные неотложные задачи, то есть депутаты-мажоритарщики, есть депутаты соответствующих комитетов — дергайте нас. Будем включаться.

— Какие проблемы могут возникнуть или уже возникли у местной власти с наполнением бюджета на Киевщине, Черниговщине, Сумщине, Житомирщине? Как эти проблемы решать? Насколько в целом налажена коммуникация с местными органами власти, бюджеты которых на сегодняшний день несут основную нагрузку?

— На Левобережье в принципе не было экономической активности, потому что велись активные боевые действия, поэтому о наполнении местных бюджетов там речь не идет. И даже если мы говорим о регионах условно опорных или тыловых, имеющих перевыполнение в бюджете в марте, то понимаем, что здесь есть несколько причин. Часть бизнеса заплатила налоги наперед, также выросла активность за счет переселенцев и как-то экономика работает. Но бюджеты уже в мае начнут проседать даже тут.

Местное самоуправление может содействовать тому, чтобы предприятия приезжали в их громады и запускались. Создавать условия проживания для приехавших специалистов.

Затем появляется какая проблема? У нас до войны существовала система выравнивания. У более зажиточных громад забирали часть прибыли и давали тем, кто беднее.

Понятно, что сейчас система по такому принципу работать не будет. Вполне естественно, что сейчас регионы запада Украины будут дотировать регионы востока Украины. Но надо дать возможность тем громадам, которые приняли переселенцев и имеют перевыполнение бюджета, тратить эти избыточные средства для ремонта общежитий.

— Что будет с дотациями и субвенциями, которые государство предоставляло громадам? В каком объеме они останутся? Возможно, есть смысл вернуть территориальным громадам субвенцию на развитие инфраструктуры, существовавшую для всех объединенных территориальных громад в 2016–2019 годах?

— Надо отметить, что и на 2022 год была предусмотрена инфраструктурная субвенция, в пять-шесть раз превышавшая размеры пятилетней давности. Но война все изменила. Безусловно, старых подходов к массовым субвенциям громадам теперь не будет, но будет новое масштабное инфраструктурное восстановление.

— Сейчас есть понимание, что наши территории от Волынской до Херсонской области граничат со странами-врагами. Предполагается ли введение какого-то специального режима (правового) для таких территорий?

Мы год назад принимали стратегию развития страны до 2027 года, и там была типология территорий. Мне кажется, что этот документ утратил свою актуальность.

Типология территорий сейчас должна опираться на компонент безопасности, а не на географический или логистический. Тогда у нас вполне органично получаются четыре типа территорий. Это временно оккупированные территории, где проходят боевые действия, территории условно опорные — это, скажем, Ровненская и Житомирская область либо Черниговская область, освобожденная от оккупантов. Если мы говорим о северных территориях, то это опорные территории. Здесь инвесторы будут выбирать юг для инвестиций, понимая, что существует граница с Беларусью.

И территории тыла — это, например, Львовщина. Такие территории, куда переехали внутренние переселенцы, релокировались предприятия. То есть здесь ожидают большей экономической активности. Это та типология, которую мы планируем внедрить на уровне законодательства в ближайшие недели как изменения в Закон «О региональной политике».

Ну и, конечно, сейчас есть временно оккупированные территории.

Будет ли Украина перестраиваться в военное государство по типу Израиля?

— Соседей не выбирают. Так случилось, что рядом с нами был и есть неадекватный сосед. Поэтому Украина должна быть готова прежде всего с точки зрения скорости реагирования и переориентироваться на оборону.

Все статьи Ирины Федорив читайте по ссылке

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме