Извечная проблема взаимоотношений отцов и детей, вырастая за рамки ячейки общества — семьи, в конечном итоге трансформируется в проблему «государство и молодежь». Но если на семейном уровне регуляция взаимоотношений между поколениями и воспитательные процессы зиждятся на тысячелетних традициях, то на общегосударственном — «правила игры» создаются заново каждый раз, когда страна переходит от одного качественного состояния к другому. Именно на таком переходном этапе пребывает сейчас Украина. Старый мир разрушен, новый создается в мучительных потугах, многое приходится начинать с нуля, что-то перестраивать, приспосабливать к нынешним реалиям.
О современной молодежной политике нашего государства корреспонденту «ЗН» рассказывает народный депутат Украины, председатель Комитета Верховной Рады по вопросам молодежной политики, физической культуры, спорта и туризма Валерий БОРЗОВ.
— Валерий Филиппович, в чем, собственно, состоит молодежная политика государства и как работают механизмы ее осуществления?
— В 1992 году Верховной Радой Украины принята «Декларация об общих началах государственной молодежной политики», которой определена системная деятельность государства во взаимоотношениях с молодежью, молодежным движением. Эта деятельность обеспечивается на уровне законодательной и исполнительной власти, сетью молодежных организаций, конкретными акциями, мероприятиями, системой информации, интеграцией молодежного движения в соответствующие европейские и мировые структуры. В итоге осуществляется всеобъемлющая работа по закладке основ государственной молодежной политики, направлению усилий законодательной власти на ее поэтапное развитие.
Принят ряд законодательных актов, направленных на трудоустройство молодежи, организацию молодежного жилищного строительства, создание социальных служб, на весь комплекс вопросов, связанных со взаимодействием молодежных организаций. На реализацию этих актов задействуются серьезные и перспективные программы с непосредственным выходом на молодых людей, молодые семьи.
В свое время в Кабмине была задумана, а сейчас уже в значительной степени реализована зонтиковая структура, во главе которой поставлен Госкомитет по молодежной политике, спорту и туризму, на уровне общественных организаций — Украинский национальный комитет молодежных организаций, государственных — социальные службы для молодежи. Расширяясь и разветвляясь сверху вниз, она охватывает все регионы страны.
Пожалуй, уже можно утверждать, что основы государственной молодежной политики и механизмы ее осуществления в основном сформированы, и единственным тормозом, сдерживающим пока процесс реализации принятых законодательных актов и программ, является недостаток финансирования. Поэтому остается немало вопросов, требующих более активной работы Кабинета министров и государственных структур. Например, обеспечение права молодых людей на первое рабочее место. Ведь это напрямую выходит на социальную защиту тех, кто, получив образование, квалификацию, должен иметь гарантию от государства на последующее трудоустройство. Безработица среди молодежи стала, к сожалению, суровой реальностью, следовательно, нельзя медлить и с активизацией работы бирж по трудоустройству юношей и девушек.
Сравнивая положение дел в области государственной молодежной политики Украины с другими постсоветскими государствами, хочу отметить, что во многом мы значительно опережаем своих соседей. Стоит хотя бы вспомнить ежегодные парламентские чтения и ежегодные доклады Президенту Украины о положении молодежи в стране. А создание при Президенте Украины Координационного совета по проблемам молодежи еще одно свидетельство того, что судьба молодого поколения государству далеко не безразлична.
Молодежь — наиболее активная часть общества, и государство обязано считаться с этим обстоятельством, если хочет, чтобы ее активность стала созидательной силой. Одной из главных задач молодежной политики является структуризация молодежной среды. Речь идет о создании в рамках действующего законодательства организаций, которые бы удовлетворяли потребности молодых людей, их неформальные интересы. Необходима широкая сеть молодежных объединений по интересам — творческим, научным, спортивным, экологическим, туристическим, развлекательным и т. д. Сегодня процесс их создания еще далек от завершения, но чем скорее они появятся в достаточном количестве и разнообразии, тем лучше. А это требует многих усилий как законодательной, так и исполнительной власти, особенно местных органов. Структуризация молодежной среды позволит организовать молодежь, создать условия, при которых она будет более предсказуема, управляема, информирована, что в свою очередь позволит успешнее решать вопросы, связанные с профилактикой правонарушений, противостоять таким явлениям, как нигилизм, аполитичность, отсутствие гражданской позиции.
— Ваша биография свидетельствует о том, что вы не случайный человек на посту председателя именно этого комитета Верховной Рады. У вас накоплен богатый опыт работы в сфере молодежной политики, непререкаемый авторитет, собственное видение решения приоритетных проблем. Как это проявляется в вашей нынешней работе?
— Работая министром по делам молодежи и спорта на заре, скажем так, становления нашего независимого государства, я прошел все перипетии сотрудничества с молодежными лидерами, молодежными организациями.
Естественно, этот процесс был обоюдным, таким он остается и сегодня. Только с учетом своего жизненного опыта я предлагаю молодым поддержать ту или иную идею, инициативу. Так, например, случилось с идеей создания Украинского национального комитета молодежных организаций.
В ту пору молодежные лидеры как правой, так и левой ориентации были чрезмерно заполитизированы и слышать не хотели даже о том, чтобы сесть за общий стол переговоров, не говоря уже о создании объединенной структуры. И только благодаря своему авторитету среди молодежи, приобретенному за годы спортивных выступлений и комсомольской работы, я мог хоть и сдержанно, но настойчиво убеждать своих молодых оппонентов в необходимости такого объединения на перспективу, так как это открывало возможность интеграции наших молодежных организаций в европейские структуры и выхода на цивилизованный путь общения с зарубежной молодежью. Почему я считал это важным? Да потому, что контакты с коллегами из США, Англии, Франции, Польши дают возможность использовать у нас в стране их неоценимый опыт в вопросах, скажем, толерантности между различными по политической направленности молодежными группами, куль- туры ведения политического диалога даже в таких вопросах, как перечень программ профилактики наркомании и правонарушений. Ведь куда проще повторить путь, проторенный другими, чем искать собственный.
Есть моменты житейского характера, особенно в плане выбора приоритетов. На этом хотелось бы остановиться подробнее в связи с тем, о чем я уже вспоминал, — отсутствием надлежащего бюджетного финансирования.
Хотим мы этого или нет, но нам нужно определять приоритеты и поддерживать хотя бы те из них, которые уже сегодня могут стать основой социальной работы с молодежью. Это прежде всего социальные службы для молодежи, молодежное жилищное строительство и кредитование молодых семей для приобретения жилья, кредитование молодежи, желающей получить образование. Ведь социальные службы станут наилучшим проводником молодежной политики к каждому конкретному индивидууму, помощь в получении образования и решении жилищных проблем удержит молодежь от миграции, укрепит молодые семьи. А все вместе, и это я считаю самым важным, будет содействовать формированию патриотических чувств по отношению к своему государству.
Я очень доволен тем, что правительство уже приступает к оказанию финансовой помощи в удовлетворении упомянутых мною первостепенных молодежных потребностей, и хочу только, чтобы эта помощь достигла надлежащего уровня. Это напрямую будет содействовать выполнению основной позиции «Декларации об общих началах государственной молодежной политики», да и послужит оправданием наличия той законодательной структуры, которой является наш комитет.
— Из сказанного вами можно заключить, что государственная политика нацелена на создание благоприятных условий для развития и становления молодых людей. Но молодежи свойствен определенный эгоцентризм, в силу которого она нередко поступает вопреки ожиданиям. Что, если, используя предоставляемые возможности, молодые люди будут избирать не тот путь, на который рассчитывает государство?
— Это в значительной степени зависит от воспитания, формирования ментальности. В педагогических рассуждениях я не претендую на истину в последней инстанции, однако позволю себе изложить собственное мнение.
К воспитанию ребенка следует приступать еще да его рождения. Откладывать его до детсадовского возраста — значит безнадежно опоздать. Да и насколько цивилизованна и современна у нас эта система? Вопрос, по-моему, риторический. Следовательно — семья. Согласно социологическим исследованиям наибольшее влияние на формирование интересов ребенка, связанных с досугом, спортом, профессиональной ориентацией, оказывает отец. Во вторую очередь — друзья. Насколько цивилизованно это окружение влияет на формирование интересов молодого человека? Еще один риторический вопрос.
Учеба. К сожалению, и вопросы образования требуют реформирования по нескольким направлениям. Образовательные программы, особенно в начальной школе, рассчитаны на усредненного ученика. Но ведь есть и слабенькие, и средние, и сильные. Тут нужно думать о том, каким образом изменить систему образования, чтобы она учитывала возможности каждого. Мне достаточно часто приходилось сравнивать наших детей с живущими в развитых странах. И знаете, в чем главное отличие? У наших напрочь отсутствует способность заявлять о своей позиции. Они лишь повторяют ту, которая им предлагается учебником или преподавателем. Это очень серьезная вещь, от которой зависит дальнейшее развитие. Следовательно, образовательная система должна совершенствоваться так, чтобы побуждать молодого человека самостоятельно мыслить и анализировать, приучать его вырабатывать собственное мнение. Ничего, если на начальном этапе оно будет не совсем верным. Потом он его сам исправит. Но зато обретет возможность стать активным участником диалога, что безусловно положительно повлияет на житейскую, творческую, производственную и другие сферы деятельности.
Теперь о профориентации. Вы где-нибудь встречали официальные данные о том, сколько нам нужно в общегосударственном масштабе и каких производственных, сельскохозяйственных, учебных единиц, сколько и каких кадров? У нас еще не сформирована инфраструктура работодателей, не определены их потребности в рабочей силе. Таким образом, вопрос профориентации сам по себе становится проблематичным. Я считаю, что пора обновить систему профессиональной ориентации молодежи при подготовке рабочих кадров для производства.
Профтехобразование сегодня находится в плачевном состоянии вследствие острых финансовых проблем. Нужно ли от него отказываться? Нет, но необходимо дополнить новыми формами, которые в будущем станут конкурировать с ныне существующими.
Система профориентации нуждается в такой инфраструктуре, которая бы обеспечивала поиск одаренных в той или иной сфере деятельности детей, начиная с детского сада, и сопровождала их через школу и высшие учебные заведения с последующей постановкой на учет для востребования соответствующими работодателями. Эта тема весьма существенна для молодежной политики нашего государства.
— В ведении возглавляемого вами комитета находятся также физическая культура, спорт и туризм. Как идет законодательная работа в этих направлениях?
— Украина обладает большим потенциалом в плане привлечения туристов как своих внутренних, так и зарубежных. Но чтобы туристическая отрасль давала в госбюджет такие поступления, как в большинстве цивилизованных стран, ее необходимо развивать, создавая 4—5- звездочные маршруты, высококлассную инфраструктуру обслуживания, способную удовлетворить любые запросы, интересы и потребности. Только так можно пробудить интерес к нашим маршрутам не просто массового, но и богатого туриста, готового отдать свои деньги за хорошее обслуживание и яркие впечатления.
Пока же сформированные в целом системы государственного и негосударственного туризма требуют установления правил игры. Они и будут установлены кодексом по туризму, который в настоящее время разрабатывается специалистами и вскоре предстанет перед депутатами Верховной Рады для рассмотрения и принятия.
Теперь о физической культуре и спорте. То, что спорт по своему развитию опережает физическую культуру, было всегда. Но если раньше разрыв был очень большой, то сейчас он сократился за счет негосударственного сектора. Появился интерес к созданию секций, оздоровительных комплексов, центров, которые привлекают поклонников того или иного вида физкультурно-оздоровительных занятий. Сегодня уже можно говорить о том, что часть негосударственных средств работает на физическую культуру и спорт.
Пришло время решать вопросы на перспективу. Скажем, создание оздоровительных комплексов в «спальных» районах городов. Но прежде необходимо побеспокоиться о выделении земельных участков под строительство таких комплексов, если мы действительно хотим активизировать физкультурно-оздоровительную работу по месту жительства. Я считаю это главным методическим направлением.
В сельской местности есть своя специфика. Это прежде всего наличие малокомплектных школ, куда многих учеников ежедневно приходится доставлять издалека, и у них не остается времени на организованные оздоровительные занятия в учебном заведении. Поэтому и здесь оздоровительные комплексы следует располагать в местах компактного проживания. Современная сельская молодежь мало чем отличается от городской по своим потребностям в плане организации досуга.
Хочу остановиться еще на одном важном аспекте физического воспитания молодежи, а именно: на реформировании урока физкультуры. Старая система предлагала одномоментное занятие всей школой. Нагрузки, которые при этом получали ученики, не обеспечивали эффекта развития. Потом было принято решение о проведении трех уроков, но оно так и осталось на бумаге.
В свое время я выдвигал идею организации урока физкультуры, как спортивной секции. Настаиваю на такой необходимости и сейчас. Хотя бы в тех школах, где имеется достаточная спортивная база и кадры. В чем тут разница? Дело в том, что на уроках физкультуры нас с вами не спрашивали, кто чем хочет заняться. Если в футбол, так все, волейбол, баскетбол, другие игры — то же самое. Тогда как кто-то охотнее занялся бы настольным теннисом, гимнастикой или легкой атлетикой. Учесть желание каждого в отдельности конечно же невозможно, но вполне реально три-четыре раза в неделю выделять время на проведение занятий по спорту. Как это делается, например, в США, где понятия «физкультура» вообще не существует, зато высокий имидж имеет понятие «спорт». Но по сути ведется активная оздоровительная работа. К этому процессу следует привлечь учителей физкультуры, тренеров детских спортивных школ. Уверен, что в ходе занятий тем или иным видом спорта практически все будут охвачены общей физической подготовкой. Этим мы решаем проблемы организации свободного времени, укрепления здоровья нации, повышения производительности труда, сокращения отсева призывников по состоянию здоровья при призыве на военную службу. А в конечном итоге прививаем потребность здорового образа жизни.
Для начала такое реформирование можно осуществить в рамках пилотной программы, но уже сейчас могу с уверенностью сказать, что это даст очень хороший результат.
— Благодарю вас, Валерий Филиппович, за достаточно полную характеристику развития отношений государства и молодежи. Но в заключение хотелось бы узнать, как вы в целом оцениваете правовую основу украинской государственной молодежной политики, насколько она достаточна и нуждается ли в дальнейшем совершенствовании?
— Существующая законодательная база в достаточной степени обеспечивает проведение государственной молодежной политики, однако это не значит, что она должна оставаться некой застывшей субстанцией. Сегодня жизнь предъявляет одни требования, завтра — другие, и к этому всегда нужно быть готовым заранее. Да и совершенству, как говорится, нет предела. Для нас всегда большим подспорьем был и остается опыт законодательной работы тех стран, в которых молодежи традиционно уделяется пристальное внимание. Я всегда обращаюсь к коллегам-депутатам, секретариату комитета, представителям молодежного парламента с просьбой-напоминанием не упускать ни малейшей возможности знакомиться с данным опытом зарубежья с тем, чтобы все полезное использовать у себя. Такая информация всегда может послужить поводом для дополнения к существующему законодательству, либо стать базой для принятия новых законодательных актов.