Первый министр: — Войска надежны? Они защитят короля в случае чего?
Генерал: — Погода, ваше величество. С утра хмурилось, и многие из толпы на всякий случай взяли зонтики… Они вооружены зонтиками…
Король: — Зонтиками?
Генерал: — Если пошло начистоту, не ручаюсь я за солдат. Отступят! (Шепотом)Они у меня разложенные!.. Книг нет, агитаторов нет, дисциплина роскошная, а они у меня с каждым днем все больше разлагаются. Пробовал командовать — разлагаться прекра-ати! Не берет!
«Голый король». Евгений Шварц
На прошедшей неделе президент Украины продемонстрировал асимметричный ответ на всплеск парламентского законотворчества Юлии Тимошенко и Виктора Януковича. Виктор Ющенко показал, что нынешний кризис может быть разрешен в том числе путем масштабных силовых акций. Со 2 сентября президент издал всего два указа, касающиеся государственного управления. Указ №803 — «О проверке состояния реформирования внутренних войск МВД Украины» и указ №810 — о введении в состав Совета национальной безопасности и обороны начальника Генерального штаба — главнокомандующего Вооруженными силами Сергея Кириченко. 3 сентября Виктор Ющенко назначил экстренное совещание в Генеральном штабе…
Указ №803 — это первый указ о проверке состояния реформирования ВВ МВД Украины, который издал Виктор Ющенко за все время своего правления. Даже когда он принимал дела у своего предшественника, инспекционная проверка такого уровня не проводилась. А вот теперь, очевидно, подоспело то самое время, как говаривал классик Октябрьской революции: «вчера — рано, завтра — поздно»…
Чем важен указ о проверке внутренних войск? В 2004 году, когда Внутренние войска были подняты по тревоге и получили боевые патроны в готовности двинуться на Майдан, это само по себе было ЧП. Поскольку этот боевой поход был неплановым мероприятием, он стал информационным поводом международного значения. Передислокация частей ВВ, их оснащение специальной экипировкой и боевым оружием всегда обусловливается регламентом, требует соответствующей процедуры. Войска не могут двигаться куда им вздумается с оружием в руках — любое передвижение с полной выкладкой предусматривается планом боевой подготовки. В 2007 году Ющенко был вынужден направить в столицу Внутренние войска без оружия вообще — причем направлены были только относительно небольшие подразделения из состава ряда частей ВВ.
А сейчас, если что, скандала не будет, и ответственность за бряцание оружием на указанный срок с Внутренних войск снята. Она возложена на Виктора Балогу. Именно он, в соответствии с указом, в трехдневный срок сформирует Инспекционную комиссию по «проверке реформирования». И предложенный Балогой председатель комиссии сам определит перечень частей и подразделений, которые будут проверяться в период с 15 по 30 сентября. Что и как проверять, тоже определит комиссия, сформированная Балогой. Когда полгода назад по аналогичному указу президента инспектировали Вооруженные силы, их части и подразделения поднимали по тревоге, ставили задачу на передислокацию из мест постоянного базирования в указанные комиссией регионы, с техникой, вооружением и последующим развертыванием для выполнения боевых задач.
Поэтому боевая тревога в любой из частей Внутренних войск в период с 15 по 30 сентября становится абсолютно легитимной и вполне реальной. А части во Внутренних войсках есть разные — это и спецназ (мы его уже видели в прошлом году на стадионах и на подступах к столице), и механизированные бригады-полки с бронетехникой, и авиационные части с боевыми вертолетами. Не шутка. Напомним, командует Внутренними войсками недавно получивший наивысшее воинское звание генерала армии Украины Александр Кихтенко. В этой связи акцентируем два момента: первый — президент присвоил ему звание генерала именно АРМИИ Украины, а не генерала ВНУТРЕННЕЙ СЛУЖБЫ Украины (такое звание присваивалось ранее министрам Василишину, Дурдинцу, Кравченко); второй — Кихтенко получил наивысшее звание без необходимого в таком случае представления министра внутренних дел Юрия Луценко (как- никак, но точное название силовой структуры — Внутренние войска МВД!).
Далее. В соответствии с законом, выдвижение частей ВВ в город возможно только в случае необходимости обеспечения общественного порядка и только по согласованию с милицией. Впрочем, в 2007-м такого согласия у МВД никто не спрашивал. К тому же есть основания полагать, что руководство МВД может поддержать нестандартные президентские акции — несмотря на переход Юрия Луценко в другой, непрезидентский политический лагерь, вряд ли политической гибкостью будут бравировать все его заместители, а именно они держат в своих руках реальные рычаги руководства в министерстве.
И последнее по указу №803. В парламенте и в правительстве знающие люди очень недвусмысленно поняли указанный президентом срок проверки Внутренних войск. Именно 15 сентября депутаты соберутся на согласительный совет для планирования работы Рады, а на следующий день, 16 сентября, спикер Арсений Яценюк должен официально огласить приговор нынешней коалиции и отправить ее в историю. Начнутся консультации, как жить дальше, кому и с кем блокироваться… Может, кто-то полагает, что маневры Внутренних войск помогут политикам быстрее сориентироваться в правильном направлении?
Не преувеличиваем ли мы возможную опасность? Вполне вероятно. Но мы точно знаем, что от нашей власти можно ждать чего угодно, и абсолютно точно знаем, что президент Ющенко никогда не отягощал свою деятельность соблюдением Конституции и законов Украины.
Для того чтобы рассеять сомнения и подозрения, секретариату президента нужно обнародовать список проверяемых частей Внутренних войск и уж точно воздержаться от их передислокации, тем более с оружием и техникой.
Указ президента №810 о введении начальника Генерального штаба в состав СНБО тоже подписан «своевременно». Год назад генерал Сергей Кириченко уже был членом СНБО. Потом его решением Ющенко вывели из состава Совбеза. И вот теперь опять ввели, в один день с выходом указа по проверке ВВ. Чего тут больше — беспокойства о боеготовности армии, желания понапрягать силовые мышцы или простого совпадения во времени двух указов — сказать трудно.
Но обращает на себя внимание одно обстоятельство. На наш взгляд, исключительно важное, особенно если сравнить события апреля-мая прошлого года с нынешними. Напомним, тогда президент по нескольку раз в неделю, под камеры телеканалов, собирал всех силовиков и каждый раз начинал свою речь словами: «Это политический конфликт, его создали политики и именно политики должны найти выход из конфликта. Я прошу и требую от всех силовых структур не вмешиваться в политический конфликт. И далее в том же мирном духе…» В тот период, чтобы удержать силовиков под контролем, их деятельность на круглосуточной основе мониторили две структуры — аппарат СНБО под руководством Виталия Гайдука и секретариат Кабмина под руководством Владимира Радченко. Любые перемещения войск, вся ежедневная деятельность контролировались, докладывались письменно, анализировались на ежедневных совещаниях. Сегодня этого нет. Вопрос — ПОЧЕМУ? Может, потому, что в отличие от мирной риторики Ющенко образца прошлого года, сейчас в его заявлении доминируют стальные ноты, да и ключевые фразы стали иными — «предательство», «диктатура», «переворот», «антигосударственные действия»?
И еще одно «почему» в этом же логическом ряду аргументов: по данным «ЗН», 3 сентября Верховный главнокомандующий Виктор Ющенко неожиданно срочно назначил в Генеральном штабе совещание с участием высшего командного состава Вооруженных сил. Повестка дня не оглашалась, но для проведения мероприятия было поручено подготовить защищенную от возможной утечки информации «ситуационную комнату» Генштаба. Интереса к работе Генштаба президент Ющенко не проявлял ни разу за весь период деятельности. И ни разу он не заслушивал планы применения войск и сил. Почему интерес возник сегодня, когда у президента море вопросов, требующих неотложного решения — развал коалиции, саммит Украина—ЕС, визит вице-президента США…
В тот день закрытое совещание в Генштабе не состоялось. В течение дня его постоянно переносили по времени, а вечером дали отбой — с переносом на следующую неделю. Подождем до понедельника…
Нельзя исключать, что причиной столь внезапной проверки боеготовности и управляемости силовых структур может быть демонстрация готовности к применению силовых инструментов чрезвычайного характера. Сама по себе это очень опасная затея, и если президент решится на силовые действия, то результаты могут быть непредвиденными. Прежде всего непредвиденными для президента. Нельзя не учитывать, что парламентское большинство сегодня, пусть пока ситуативное, но это не прошлогодние 246, а более 360 голосов! Их достаточно для принятия любого закона, Конституции, равно как и для импичмента главы государства. И об этом говорят в кулуарах Верховной Рады кто в полголоса, кто в шутку. Но если бы Виктора Ющенко толкнули на силовые действия, нетрудно предположить, что заговорят в полный голос. Так, может, лучше не играться в войнушки?
Александр Скибинецкий, народный депутат и генерал-лейтенант СБУ, в 2004-м сыграл известную роль в событиях на Майдане:
«Полагаю, что сейчас ситуация 2004-го года не повторится. Тогда были другие условия. Другое состояние государственных органов. Сейчас политическая ситуация в обществе совершенно иная. И внутренние войска, как и вооруженные силы, не будут выполнять какие-либо авантюрные приказы. Потому что исполнители — это не те, кому устроили звездопад на погоны. Однако к каким последствиям для государственного аппарата приведет сама попытка применения чрезвычайных сценариев, спрогнозировать сложно».