После того как политический курс Украины на северо-восток принял устойчивое направление, заметные колебания начались и в таких чувствительных сферах, как оборонно-промышленный комплекс, военно-техническое сотрудничество и, наконец, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Правда, процессы в этой сфере продвигались порой даже слишком медленно. Но зато они оказались на редкость последовательными.
Если опустить демонстративные вояжи первого года правления Владимира Путина, то поворотом к возврату Украины в сферу оборонных интересов России стала днепропетровская встреча президентов ровно два года тому. Правда, перед ней был несколько неожиданный для Вашингтона пророссийский ход Киева во время голосования в ООН, когда выбор в споре двух стратегических партнеров оказался на стороне Москвы. Российская столица стала в ноябре 2000 г. той рубашкой, что ближе к телу. И буквально перед приездом Путина в Днепропетровск было решено использовать две украинские станции предупреждения о ракетном нападении (СПРН) в интересах России. Когда же после этой встречи расширение сотрудничества и в таком направлении, как ракетно-космическая сфера, стало реальностью, Москву перестала беспокоить даже украинская евроатлантическая интеграция. К этому можно добавить, что в конце 2001 г. генеральный директор «Укрспецэкспорта» Валерий Малев и руководитель «Рособоронэкспорта» Андрей Бельянинов подписали договор, регламентирующий отношения двух главных государственных посредников в торговле оружием на рынках третьих стран. Хотя для обеих сторон этот документ оказался лишь еще одной политической предпосылкой к объединению усилий, взаимодействие и поддержка постепенно стали реальными. А в ноябре 2002 г. возникающие проблемы уже довольно быстро решались совместной консультативной группой. Так, в сентябре 2002 г. участие на украинской авиавыставке «Авіасвіт-ХХІ» России в целом и «Рособоронэкспорта» в частности, мало уступало украинскому. В то время как многие приглашенные страны осуществляли свое участие в международном салоне лишь через военных атташе, Москва ясно дала понять, каков масштаб ее дружбы и поддержки.
Впрочем, тенденция к сближению славянских партнеров углублялась пропорционально охлаждению западного интереса к Украине. Если считать пиком западного интереса решение нашей страны отказаться от своего ядерного арсенала, то именно в конце 2002 г. кривая отношений прошла самую нижнюю за эти годы точку. Второй объективной предпосылкой стал такой уровень старения вооружений и военной техники украинской армии, что им серьезно озаботился не только украинский Президент, но и ряд международных общественных организаций. А учитывая, что на закупку новых систем в Украине традиционно нет денег, наиболее приемлемый путь латания дыр оказался как раз за счет развития дружбы с Россией.
Что касается Украины и России, то каждая сторона, как ожидается, должна получить свой пакет дивидендов: Украина, понятно, военно-технический; Россия, безусловно, политический. Украина относительно быстро и за приемлемую цену решит проблемы продления ресурса вооружений и военной техники своей армии, Россия получит еще один рычаг влияния на Украину, фактически равный энергетическому.
«Самолетно-пэвэошная» дружба
После двухдневных переговоров в здании «Укрспецэкспорта» начальники вооружений ВС Украины и России Александр Стеценко и Алексей Московский подписали соответствующий протокол, реализация которого, по мнению экспертов, даст возможность не только полностью восстановить оборонно-промышленную кооперацию, но и существенно повысить техническую и технологическую мощь двух государств. Кроме генералов, документ завизировали гендиректор госкомпании «Укрспецэкспорт» Валерий Шмаров, заместитель российского Комитета по военно-техническому сотрудничеству Владимир Палещук, госсекретарь Министерства промышленной политики Украины Валерий Казаков и ответственный представитель «Рособоронэкспорта» Игорь Астапьев. Весьма примечательно, что заключительное пленарное заседание посетили не только министр промышленной политики Украины Анатолий Мялица, но и нынешние политические кураторы украинского оружейного бизнеса: глава Комитета по политике военно-технического сотрудничества и экспортного контроля при Президенте Украины Игорь Смешко и начальник специально созданного в администрации Президента своеобразного «ОТК» оружейной торговли Игорь Черкасский.
«Необходимость такой встречи назревала давно: вопросы поддержания в боеспособном состоянии вооружений и военной техники как в России, так и в Украине, становятся все более проблемными. Не говоря уже о возможностях развития и создания оружия нового поколения. В силу ряда объективных обстоятельств, прежде всего экономических, Вооруженные силы Украины не смогли овладеть теми новыми наработками, которые уже существуют. И пожалуй, совещания такого формата и такого уровня за 11 лет еще не было», — так сказал автору об этой встрече В.Шмаров.
Теперь Россия готова предоставить Украине право на модернизацию истребителей и боевых вертолетов, разработчики которых находятся на ее территории. Правда, для этого необходимо приобрести лицензию через соответствующие организации. Но, со своей стороны, Россия тоже готова покупать в Украине подобные лицензии.
Немаловажным для Украины может стать возможность использования упрощенного механизма получения комплектующих к оружию путем участия в военно-технической программе СНГ. Еще в ноябре прошлого года Совет глав государств Содружества принял программу военно-технического сотрудничества, предусматривающую взаимные поставки вооружений и военной техники по внутренним ценам. Для Украины, в течение трех лет не имеющей возможности приобрести комплектующие для своих зенитно-ракетных комплексов в России из-за завышенных цен, это важно. Несмотря на то что модернизированное оружие нельзя будет использовать для реэкспорта. Со временем, как считают эксперты, можно найти взаимовыгодные варианты и в случае появления неожиданного заказчика. Программа также обеспечивает более тесные кооперационные связи и взаимные НИОКР, по которым даже прописана номенклатура вооружений. Небезынтересно, что хотя Украина не является членом СНГ, президенты Украины и Грузии поставили под ней свои подписи. А остальные участники, соответственно, не высказали возражений. Теперь этот документ будет доработан, и там появится украинский раздел.
Что касается непосредственно переговоров в Киеве, то наиболее перспективными были определены совместные проекты по производству оптических приборов, систем прицеливания ракетных комплексов, а также работы по модернизации боевых самолетов Миг-29, Су-24, Су-27, вертолетов Ми-24, зенитно-ракетных комплексов С-300 и «Бук», «Тор» и «Тунгуска». Этот спектр тем является болезненно-актуальным для Украины. Но самым главным шагом, считают эксперты, должна стать реализация совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Если это произойдет, можно будет с уверенностью сказать, что Украина определенно вовлечена в российский оборонно-промышленный комплекс. При этом главный положительный аспект для нас то, что совместные
НИОКРы — уже не просто зависимость, а взаимозависимость сторон.
«Украина и Россия заинтересованы друг в друге примерно на 80%: это прямые кооперационные связи, серийное производство, и частично — разработки. Нынешнее совещание является одной из форм взаимодействия промышленности двух государств, чтобы снять существующие узкие места», — считает глава российской делегации А.Московский.
Можно по-разному воспринимать сближение представителей оборонки двух держав, но одно останется бесспорным: встретились люди одной школы, многие закончили одни и те же ВУЗы и работали вместе. От некоторых из них можно было услышать о готовности «создать базу для давления снизу», если какие-нибудь реальные для двух партнеров проекты будут тормозиться.
Мифы украинско-российской военно-технической дружбы
Главным мифом является упование на то, что Россия широко откроет объятия для оборонно-промышленного сотрудничества. На самом деле диапазон тем украинско-российского сотрудничества всегда будет регулироваться российскими интересами в этом процессе как минимум вследствие большей самодостаточности России.
К сожалению, реалии таковы, что Украина слишком мало может предложить России в плане укрепления обороноспособности последней. Мало по отношению к тому, что может предложить Россия. Главной, пожалуй, остается ракетно-космическая и авиастроительная сферы, где два государства немного больше партнеры, чем конкуренты. Тут двусторонние связи действительно приближаются к 40%, а в некоторых узких областях — и до 60%. Именно Украина продолжает обеспечивать боевое дежурство боевых ракетных комплексов РВСН РФ, а также экспортировать системы стыковки космических аппаратов, элементы управления для ракетоносителей «Протон» и «Союз», оборудование для космических полигонов. Совместно работают два государства и над проектом «Днепр», предусматривающим использование модернизированной ракеты SS-18 («Сатана»).
Но там, где сотрудничество, по мнению российских оборонщиков, сомнительно, они не будут спешить развивать его. Например, пока не было проявлено интереса к модернизации управляемых авиационных ракет «воздух-воздух» для новых самолетов «Миг» и «Су», что явно не обрадовало президента холдинговой компании «Артем» Александра Качуру. А вот там, где Украина была нужна России, заказы пришли и так. Более того, российская сторона удивлена, что в вопросах развития кооперации Украина руководствуется интересами национальной безопасности и даже вводит ограничения для этой самой кооперации. Так, Россию далеко не устраивает, что в 2002 г. 503 ее оборонно-промышленных предприятия поставляли продукцию для 130 украинских заводов-партнеров, а на этот год украинская «квота» насчитывает лишь 93 предприятия для экспорта, 98 — для импорта в рамках украинско-российской кооперации.
Второй миф связан с уверенностью некоторых украинских оборонщиков в том, что Россия в тех направлениях, где отмечается зависимость от Украины, будет развивать проекты с такой интенсивностью, словно для яиц есть только одна-единственная корзина. Проблема тут в том, что для Украины Россия в оборонно-промышленной сфере становится «самым основным партнером», в то время как Украина для России всегда будет оставаться лишь «одной из многих». Чего стоит только проект Ан-70. Вряд ли, к примеру, стоит связывать заявление главнокомандующего ВВС РФ Владимира Михайлова о том, что «Ан-70 в значительной степени утратил свою перспективу», с его политической недальновидностью или оплошностью. Просто РФ намеревается играть на нескольких направлениях одновременно, а ставка на «более перспективные транспортные самолеты среднего класса» Ту-330 (кстати, существующий только на бумаге) или Ил-214 связана с диверсификацией источников влияния, намерениями загрузить свои производственные мощности и расширить присутствие на рынке вооружений. Это довольно легко объяснить, если вспомнить, что в ходе выставки AeroIndia-2003 в начале февраля индийская компания Hindustan Aeronautics Limited подписала с российским авиационным комплексом «Ильюшин» контракт по созданию нового транспортного самолета при стоимости российско-индийского проекта $250 млн. А создаваться новый транспортный самолет будет на базе российского
Ил-214, а не на базе Ан-70, присоединиться к которому любезно предлагали Индии Украина и Россия (хотя по классу и характеристикам проекты Ил-214 и Ан-70 вряд ли можно сравнивать, рассчитывать на то, что Индия пойдет на два проекта сразу было бы наивно).
Третий миф связан с тем, что евроатлантические устремления Киева позволят ему больше сотрудничать с НАТО, чем России. Пока украинские оборонщики, рассчитывая на то, что в интересах альянса продвигать ВТС, организовывали презентации различных направлений своего ОПК в штаб-квартире НАТО, российские без лишнего политического шума договаривались о конкретных проектах. А 13 января 2003 г. председатель Госкомитета РФ по стандартизации и метрологии Борис Алешин и председатель Совета национальных директоров по каталогизации НАТО Джон Кларк подписали в Москве совместное соглашение об участии России в системе каталогизации НАТО. Это позволит легче продвигать на экспорт российскую продукцию военного назначения, а также сократить расходы госбюджета на закупку и эксплуатацию вооружений и военной техники. Похоже, Россия уже давно обошла Украину на евроатлантической дистанции. Не имея претензий на членство в этой организации.
Наконец, самый интересный из существующих мифов тот, что Украина расширит свое присутствие на мировом рынке вооружений за счет развития ВТС с Россией. Кстати, во время киевской встречи вопросы совместной работы на третьих рынках прямо и не обсуждались. Стороны признают, что есть возможность неплохо зарабатывать на совместном ремонте бронетехники, которые состоят на вооружении армий государств Ближнего Востока и Северной Африки. Но такие проекты должны быть взаимовыгодны экономически. А также уравновешены настолько, чтобы одно государство не имело шансов обойтись без другого. Но даже в таких проектах пощады не будет тому из партнеров, который, зазевавшись, будет уповать на каноны великой дружбы. Именно в таком «уравновешенном» проекте — поставки малых десантных кораблей «Зубр» (даже исключительно российская поставка на 40% зависит от украинских комплектующих), когда два экспортера подписали контракт о поставках по два «Зубра» военному ведомству Греции, заказ на поставку еще одного, пятого корабля, достался России.
И все же отношения Украины и России как в оборонно-промышленной сфере, так и на рынке вооружений перешли в прагматичную фазу. Несмотря на узкие места сотрудничества, в целом его формы улучшились. Они, без сомнения, выгодны двум государствам, особенно в нынешних геополитических условиях. Ну а тот факт, что равного сотрудничества пока нет и не будет в ближайшем будущем, в основном, не вызывает раздражения в Киеве, поскольку он обусловлен ресурсными и экономическими возможностями. А Россия уже продемонстрировала, что тоже умеет идти на компромиссы. И переговоры на этой неделе — красноречивое тому подтверждение.