Фильтр для коллаборантов. Как найти баланс между национальной безопасностью и политическими свободами

ZN.UA Эксклюзив
Поделиться
Фильтр для коллаборантов. Как найти баланс между национальной безопасностью и политическими свободами © geerati@gmail.com / depositphotos
Готовясь к деоккупации территорий, захваченных после 24 февраля, а также «ДНР/ЛНР» и Крыма

Оккупация порождает коллаборантов фактически во всех странах, которые ей подверглись. И украинская война не стала исключением. Таких граждан на самом деле немного, но вызовом для государства и общества стало отделение активных пособников вражеской армии от жителей оккупированных территорий, которые по разным персональным причинам стали заложниками ситуации. Эти люди провели на неподконтрольных территориях не только тяжелые месяцы, но и годы.

Поэтому над вопросами государственной политики на территориях «ДНР/ЛНР» и Крыма после деоккупации власти нужно думать уже сейчас. Чтобы после ВСУ туда вошли не дезориентированные начальники, которые делают ошибки, а уверенные в своей стратегии и вооруженные четкими алгоритмами работы готовые команды управленцев, представляющих государственную власть.

Что говорит закон?

Сразу после начала полномасштабного вторжения были приняты изменения в Уголовный кодекс об установлении ответственности за коллаборационную деятельность. Закон дал определение такой деятельности и стал предохранителем от втягивания граждан в противоправные действия. Предусмотрено наказание в виде штрафа, исправительных работ или лишения свободы, в том числе на весьма серьезные сроки.

За время действия закона Украина перешла от обороны к наступлению и освобождению территорий, и к закону стали обращаться все чаще. За девять месяцев войны Национальная полиция зарегистрировала около двух тысяч уголовных производств за коллаборационизм, 347 человек находятся в статусе подозреваемых, 206 обвинительных актов о коллаборационизме переданы в суды. Первые приговоры касались правовой оценки малоизвестных граждан, допускавших публичное одобрение российской агрессии, суды принимали решения о запрете таким гражданам занимать публичные должности.

Анализ практики применения закона позволяет говорить о необходимости его уточнения. К примеру, серьезную дискуссию вызвала оценка действий учителей в общеобразовательных школах. Если пропагандирование вражеских ценностей с целью содействия осуществлению вооруженной агрессии против Украины должно быть прекращено и наказано, то считать ли преподавание математики по российским учебникам таким же преступлением? К сожалению, далеко не все дети, оставшиеся на оккупированных территориях, имеют техническую возможность приобщиться к онлайн-образованию по украинским программам.

Другой спорный момент — занятие гражданином Украины должности, связанной с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций в незаконных органах власти, созданных на временно оккупированной территории. В буквальном толковании должность старшего дворника или руководителя коммунального предприятия по вывозу мусора может быть квалифицирована как нарушение этой нормы, с соответствующими правовыми последствиями.

Конечно, строгость закона сейчас компенсируется здравым смыслом его исполнителей. Правоохранители и суды в своих решениях учитывают все обстоятельства, в которых происходило правонарушение, мотивацию лица и реальный вред интересам национальной безопасности. И тогда закон выполняет больше упреждающую функцию, чтобы предотвратить желание поступать на службу в оккупационные администрации. Еще более важным предохранителем стала серия ликвидации руководящих работников таких администраций, которую общество воспринимает как оправданную жестокость в военное время.

После освобождения временно оккупированных территорий, по протоколу, проводятся фильтрационные меры с проведением предварительной оценки действий лиц, в отношении которых существует подозрение в причастности к коллаборационной деятельности. Во время проведения таких мер сотрудники СБУ используют служебные инструкции, которые, вероятно, дают ответы на все спорные вопросы.

Результаты фильтрационных мер показали, что компетентным органам удалось найти баланс между защитой национальной безопасности и правами большинства граждан. Вражеские фейки о каких-то массовых репрессиях не подтвердились фактами или доказательствами. Тем временем стоит рассмотреть возможность публиковать часть критериев, оценивающих действия и высказывания жителей неподконтрольных районов. Это позволит лицам, которые еще остаются на оккупированных территориях, проводить самоконтроль и воздерживаться от сомнительных поступков.

В Верховной Раде продолжается рассмотрение законопроекта, который на уровне закона уточнил бы ряд положений об ответственности за коллаборацию. Предлагается определить, что доставка пенсии, оказание медицинских и жилищно-коммунальных услуг, работа банков не будет считаться коллаборационной деятельностью.

Что делать с «ДНР/ЛНР» и Крымом?

Эти и другие нормативные акты особенно понадобятся для работы с гражданами на территориях, которые находились под контролем Российской Федерации в течение девяти лет, а их освобождение тоже стоит в планах ВСУ. Буквальное применение норм действующего закона к миллионам жителей Крыма, Донетчины и Луганщины просто перегрузит работой восстановленные правоохранительные органы на этих территориях и будет политически некорректным.

Тем временем возвращение людей предполагается не менее важным и сложным, чем возвращение территорий. Очевидно, что первые несколько лет после деоккупации полномочия местной власти будут осуществлять гражданские администрации, а не избранные местные рады. Жителям освобожденных территорий нужно гарантировать все социальные права, неприкосновенность частной собственности, однако политические права и свободы будут возвращаться постепенно.

Уточненные критерии коллаборантской деятельности позволят выделить круг людей, которые будут ограничены на длительное время в возможности занимать должности в органах власти или баллотироваться на выборах. Для остальных важно провести постепенную интеграцию в политическое пространство Украины. После девяти лет жизни в условиях российской пропаганды этот процесс может затянуться. Если сразу предоставить возвращенным в украинское гражданство лицам все избирательные права, они станут объектом новых манипуляций со стороны российских спецслужб.

На сегодняшний день деятельность 12 пророссийских партий уже запрещена в Украине решениями судов на основании закона, принятого во время войны. Общество поддержало эти решения как необходимые для защиты национальной безопасности. Однако похожие партии могут быть созданы снова, с соблюдением всех формальных ограничений. Существенным предохранителем от такого политического реванша может стать временное ограничение избирательных прав для жителей деоккупированных территорий.

Причем официальным основанием для такого ограничения может быть не пребывание на неподконтрольных территориях, а наличие гражданства страны-агрессора. Лицо, которое вышло из такого гражданства, может быть лишено избирательных прав на ограниченный период, длительность которого можно обсудить с учетом международного гуманитарного права и опыта других стран.

Война порождает ряд вызовов не только для экономики, но и для политических прав и гражданских свобод. Задача государства — найти умный баланс между необходимостью защищать суверенитет и национальную безопасность, с одной стороны, сохранять и поддерживать политический плюрализм, свободу слова и прав человека — с другой. А вызов для общества — провести соответствующие дискуссии и предложить компромиссы, которые оно готово принять.

Больше статей Игоря Попова читайте по ссылке. 

Поделиться
Смотрите спецтему:
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме