Европа и ее безопасность. Опасности, вытекающие из приостановления действия ДОВСЕ

Поделиться
Федеральный министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и министр иностранных дел ...

В своей совместной статье федеральный министр иностранных дел Германии Франк-Вальтер Штайнмайер и министр иностранных дел Франции Бернар Кушнер обращаются к России с призывом не приостанавливать в одностороннем порядке действие ДОВСЕ. Согласно мнению министров, в противном случае проигравшими будут все европейские страны. Берлин и Париж выступили с инициативой по сохранению договора. Безопасности и стабильности можно достичь только путем сотрудничества в Европе и совместно с международными партнерами.

С момента окончания холодной войны Европа постепенно вновь приобрела способность самой творить свою историю. Европейский

Союз внес существенный вклад в дело безопасности на континенте. ЕС нашел средства, способствующие международной безопасности также за его пределами. При этом он стремится к продвижению своих интересов в сфере безопасности, а также своих ценностей. С момента окончания холодной войны вызовы, с которыми сталкиваются ЕС и входящие в него государства, претерпели изменение. В принятой в 2003 году ЕС Европейской стратегии безопасности по праву приводятся четыре стратегические угрозы европейцам: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, региональные конфликты и развал государственных институтов. В европейской политике в области безопасности и обороны за последние десять лет мы добились качественного прогресса. Так должно оставаться и в будущем, причем укрепление способностей Европы для нас имеет приоритет.

Тем не менее нам не следует недооценивать значение контроля над обычными вооружениями и значение межгосударственных связей. Объявленное Россией намерение приостановить в одностороннем порядке действие ДОВСЕ вызывает у нас беспокойство. Ослабление ДОВСЕ может повлечь за собой новую гонку вооружений и возникновение новых поводов для конфронтации.

Принятая в ноябре 1990 года конференцией по безопасности и сотрудничеству в Европе Парижская хартия для новой Европы очертила концепцию будущего, актуальную и сегодня, семнадцать лет спустя: демократия, верховенство закона, свобода слова, защита прав человека и основных свобод в Европе, состоящей из равноправных государств. В области безопасности в хартии сформулирована решающая идея: безопасность в Европе неделима, а безопасность каждого европейского государства неотъемлемо связана с таковой всех других европейских государств.

Договором об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), питаемым непосредственно этой идеей, был инициирован до настоящего момента самый крупный добро­вольный и контролируемый процесс разоружения обычных вооруженных сил. ДОВСЕ смог выполнить заложенные в нем ожидания: до сегодняшнего дня он является якорем стабильности в сфере европейской безопасности.

Сегодня многочисленные комментаторы вызывают призрак новой холодной войны. Нужно избегать принятия старых схем конфликта, которые уже считались преодоленными. Это требует гибкости от всех сторон — сегодня, равно как и чуть менее двух десятилетий назад. Объявленное президентом Путиным одностороннее приостановление действия ДОВСЕ, которое вступит в силу 12 декабря, могло бы означать конец этого договора. Проигравшими были бы в данном случае все государства континента. Поэтому мы обращаемся к российскому правительству с призывом отказаться от заявленного одностороннего приостановления действия договора и стать на путь переговоров с целью отстаивания своих законных интересов. В связи с этим мы приветствуем переговоры между Соединенными Штатами и Россией.

Германия и Франция выступают с совместной инициативой по сохранению ДОВСЕ. Организуя две встречи с участием всех сторон, а также балтийских государств и Словении, они хотят добиться того, чтобы как можно скорее вступило в силу подписанное в 1999 году Соглашение об адаптации ДОВСЕ. Этот документ адаптирует договор с учетом изменившихся после окончания холодной войны реалий в сфере политики безопасности. В то же время мы ожидаем, что будут выполнены взятые на себя в 1999 году (также в Стамбуле) обязательства, особенно относительно вывода российских вооруженных сил из Грузии и Республики Молдова.

Не все сформулированные до настоящего момента задачи можно решить в короткие сроки с удовлетворительным результатом. Тем важнее поэтому принципиальное понимание каждым участником процесса, что после вступления адаптированного ДОВСЕ путь к дальнейшим адаптациям останется открытым.

Европа как никто другой извлекла выгоду из падения Берлинской стены и установлении нового, основывающегося на сотрудничестве поля безопасности. Нам нужно неустанно подчеркивать — всегда, как только дальней­шее существование этого поля будет ставиться под вопрос, — что стабильность и безопасность для всех могут быть гарантированы только путем внутриевропейского сотрудничества.

Но безопасность в Европе зависит еще и от других дополнительных рамок в сфере политики безопасности. Нам и впредь нужно будет упорно работать над тем, чтобы дух сотрудничества и соблюдения закона, воодушевляющие нас, европейцев, в других регионах мира также стали лейтмотивом в рамках двусторонних или многосторонних договоров. На глобальном уровне нужно возобновить диалог относительно политики контроля над вооружениями.

В области ядерного оружия дальнейшее существование крупных российско-американских соглашений о контроле над вооружением (СНВ, РСМД) не может быть подчинено соображениям текущей политики без нанесения им ущерба. Что касается противоракетной обороны, то мы хотели бы продолжения двусторонних переговоров по данному вопросу с Россией и Соединенными Штатами, а также между Россией и Соединенными Штатами. При этом, руководствуясь партнерским подходом, нам нужно противостоять реальной угрозе — распространению баллистических ракет.

Совет Безопасности ООН взял на себя в 1992 году обязательство принять меры против распространения оружия массового уничтожения. В 2004 году это обязательство было подтверждено и расширено на распространение систем носителей. Европейская стратегия, направленная против распространения оружия массового уничтожения, которая была принята Европейским советом вместе с Европейской стратегией в области безопасности в декабре 2003 года, демонстрирует, какое большое значение ЕС придает борьбе с пролиферацией. В этот процесс интегрирован наш подход по иранскому ядерному досье: наша цель состоит в том, чтобы достичь решения нынешнего кризиса на переговорной основе.

Наши совместные действия против пролиферации, с одной стороны, заключаются в том, чтобы противостоять кризисам, связанным с данным вопросом, а с другой — укреплять многосторонний и уравновешенный режим ядерного нераспространения. С сегодняшнего дня мы приложим все усилия к тому, чтобы назначенная на 2010 год конференция участников Договора о нераспространении ядерного оружия увенчалась успехом. Так давайте совместно примем вызовы и будем руководствоваться при этом принципами, наложившими также свой отпечаток на процесс построения Европы и на ее растущее признание на международной арене — принципами диалога, сотрудничества и настойчивости.

Статья была опубликована в газетах Le Figaro и Frankfurter Allgemeine Zeitung (29.10.2007 г.)

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме