Это не та "Семья", господа из НАПК!

21 октября, 20:15 Распечатать Выпуск №39, 20 октября-26 октября

На днях Национальное агентство по вопросам предотвращения коррупции внесло предписание министру культуры Украины Евгению Нищуку. 

За что? Что там снова случилось? Оказывается, за то, что министр "не предотвратил" конфликт интересов в деятельности художественного руководителя Ансамбля танца имени Павла Вирского Мирослава Вантуха. И все это не на словах, а на деле, ведь соответствующее решение НАПК приняло на своем заседании 17 октября. 

Как выяснилось, генеральному директору — художественному руководителю Национального академического ансамбля танца подчинены ближайшие родственники, а не какие-то там троюродные братья. В документе НАПК констатируется: "Дочь Вантуха работает помощником балетмейстера в ансамбле, сын Вантуха — главным администратором, зять — артистом балета, внучка — артисткой балета". 

Все как в украинской народной сказке "Репка": бабка держалась за дедку, за бабку — внучка, а за ней пристроилась и собачка Жучка. 

И вот теперь не совсем понятно, как должен действовать министр после такого предписания: вызвать спецназ и разгонять семейный подряд в ансамбле Вирского, срочно искать танцовщиков-дублеров в шароварах или, может, кого-то талантливого из недр Минкульта устроить на работу хореографом или администратором без всяких там дальнейших подозрений по мотивам коррупции? 

Смех смехом, но в такой коллизии есть и вещи довольно серьезные, которые у нас все время ассоциируются с технологиями "театра абсурда". 

Дело в том, что творческая среда как таковая вообще и предусматривает, условно говоря, семейные формы художественного существования. Иногда само семейное древо может стать в том или ином художественном направлении плодородным, щедрым — с крепкими корнями и густой кроной. Я извиняюсь за, возможно, очень давнюю и не во всех случаях уместную ассоциацию, но если бы в свое время НАПК проверяло жизнедеятельность украинского театра корифеев, то его бы мгновенно закрыли и без валуевских циркуляров, и без украинофобских намеков критика Суворина. Ведь именно тот театр рождался и лелеялся как общее большое семейное национальное художественное дело. 

Я уж не говорю о бывших и современных реалиях такого жанра, как цирковое искусство, где просто невозможно министру или другому чиновнику предотвратить конфликт интересов: ведь на арене все время появляются те или иные цирковые династии, — и это не плохо, это прекрасно. В этом тоже есть своя артистическая родословная, своя художественная традиция. И вот, как недавно мне сообщили, из-за различных рисков, связанных с НАПК, некоторые цирковые артисты из той или иной семьи уже целенаправленно стараются трудоустроиться в разные цирковые конторы, на разные арены, чтобы никого ни в чем не заподозрили, чтобы "предотвратить коррупцию". 

Конечно, вы меня извините, но настаиваю, что это уже не цирк (потому что, как говорили в одном запрещенном в Украине фильме, "цирка нам хватает в жизни"), а именно концентрированный абсурд, который может отрицательно сказаться на всей художественной сфере, нарушать ее внутренние творческие ритмы, основа которых часто и является родственной, в хорошем понимании — семейной. После таких или других "предписаний", опять-таки, я не представляю, как должен действовать министр культуры, ведь почти в каждом украинском театре — от национального до районного — есть те же семейные ценности, но не всегда — семейные кланы. Могу привести множество примеров, когда именно творческие семьи являются залогом интересного художественного развития в театральном коллективе, а не только объектом для изучения НАПК. 

И, очевидно, здесь дело все же в другом: в сознательном разделении финансово-экономических и творческих направлений, когда говорим именно о семейных ценностях. И если с финансово-экономической стороны возможны вопросы к тому или иному руководителю, который обустраивает свою бухгалтерию как семейный подряд, а дальше себе химичит, — то я не представляю, чем там особенно провинились зять Вантуха и внучка Вантуха, которые являются не финансово ответственными лицами, а творческими личностями. Надеюсь, они все же прекрасно танцуют. 

Конечно, смысл этой реплики не предполагает анализа нынешнего художественного уровня Ансамбля танца Вирского. Поскольку это другая тема и другая проблема, которая аккумулирует вопрос и о традициях, и о стагнации, и о творческом развитии, и о репертуарном обновлении. То есть это несколько иной контекст. А проблема, которую затрагиваю я, на мой взгляд, и предполагает адекватность со стороны тех, кто борется против коррупции. Возможно, с семейными ценностями прежде всего надо бороться не в ансамбле танца или на арене цирка, а в большой политике, формирующей системные семейные подряды. И, на самом деле, это первоочередные объекты для "борьбы".

Еще год назад со стороны Минкульта обращались в НАПК и в другие соответствующие инстанции с объяснениями об особой специфике творческой артистической сферы, где династия — это не всегда позор и признак коррупции, а иногда — и творческая традиция, историческая особенность. Как видим, этих особенностей никто не учитывает, поэтому продолжается борьба с ветряными мельницами, тогда как реальные коррупционные схемы мелют свою муку.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
Выпуск №48, 15 декабря-20 декабря Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно