Сын Гладковского, оказавшийся в центре коррупционного скандала, записал видеоанонс готовящихся "разоблачений" теперь уже самого журналиста Дениса Бигуса, руководителя расследования о Гладковском-сыне и Гладковском-отце.
Ролик выполнен в том же художественном стиле, что и у Бигуса, - с сарказмом, мемами, намеками. Для публикации ролика Гладковский-младший создал канал "Ваши деньги" - кальку с "Наши деньги" Бигуса. В описании на канале указано: "Мене звуть Ігор Гладковський. Я звичайний український підприємець. Мій бізнес - дистрибуція автомобілів в Україну та мікрокредитування. Я сам ніколи не хотів бути публічною особою. Але так сталося, що під час нинішньої передвиборчої кампанії група зацікавлених осіб зробила з мене героя так званого "корупційного скандалу".
Для записи сын уже бывшего первого замсекретаря СНБО Олега Гладковского надел такую же рубашку, как у Бигуса, и скопировал стиль подачи материала. Очевидно, что каждая деталь продумана и хорошо оплачена - съемка, монтаж, сценарий (проработаны ключевые слова-маркеры, используемые Бигусом, например "мажор" - Гладковский покрыл себя наклейками с этим словом и затем демонстративно отрывает их по очереди). На момент написания отзыва промо на YouTube там было "накручено" более 1,1 млн просмотров.
Автор анонса сообщает: "Что это за расследование, которое уничтожает моего отца и меня лично? Три пункта, чтобы пояснить все. Цель номер один - дискредитировать действующего президента Порошенко во время избирательной кампании. Это главная причина появления расследования программы "Наши деньги". Для этого выбирают человека, связанного крепкими рабочими отношениями с главой государства. И накрывают шквальным огнем фейков. Людям навязывается мысль: "Команда плохая, поэтому и президент плохой". Такой мишенью для фейков выбрали моего отца".
В финальной части видео Гладковский сообщает главное: "Можем законно, через суд, за каждый бездоказательный факт выписать "люлей", и очень скоро вы узнаете, кто слепил этот фейк и слил его журналистам".
Неясно, кому именно собирается выписывать "люлей" сын уволенного чиновника - команде Бигуса или тем, кто "слепил этот фейк и слил его журналистам".
Кем именно "навязывается" эта мысль и кто "слепил фейк" - автор умышленно не говорит, держа интригу, создавая атмосферу сериала, подогревая интерес зрителя - обладателя бюллетеня.
Ответ Гладковского-младшего ожидаем.
Каждый день после публикации материала Бигуса на информационных каналах, контролируемых семьей Порошенко, публиковались материалы, посвященные скандалу. Трудно заподозрить АП в попытке заблокировать тему - в нынешних условиях сделать это невозможно. Поэтому появился канал "Ваши деньги".
Я давно наблюдаю за информационным полем Украины и знаю, что существуют информационные каналы-лакмусы, по которым возможно считать реакцию их владельцев на то или иное явление в нашем социуме. И речь не о крупных телеканалах и их редакционной политике или глобальных мониторингах, также проливающих свет на ту реальность, которую для нас конструируют центры принятия решений.
Речь о небольших синхронах, подводках, интонациях. Одним из таких лакмусов является ведущий на известном телеканале (фамилию и программу называть не стану по этическим соображениям). Хочу привести его подводку к сюжету о деле Гладковского:
"Эмоция. Кажется, именно это цель, которой хотят достигнуть фигуранты нашего первого материала. Эмоция как реакция на информацию. На этой неделе в информационное поле было вылито много материалов, которые, с одной стороны, могут пролить свет на определенные процессы, а с другой - они провоцируют зрителя или читателя (зависит от того, как вы получаете информацию) на определенную эмоцию. И она, эта эмоция, побуждает к выводам и может подтолкнуть к выбору. Сюжет о махинациях в оборонных закупках, история с избирательными сетками и сюжет об источниках финансирования политических сил - все это вызывает возмущение, но не у многих возникает желание проверить - а правдивы ли данные, показанные обществу? Мало кто спросит - почему я вижу это именно сейчас и именно в такой трактовке? Обычный читатель, зритель, он не будет интересоваться - а что такое "серый" рынок вооружений как явление в мире, какие там накрутки, как он работает, какова механика, в каких случаях в мире идут к таким продавцам. Обычный зритель не станет погружаться в избирательные технологии, чтобы понять, где заканчивается белая сторона силы и начинается темная. А значит - каждая целевая аудитория поверит в то, что попадает под ее мировозренческую матрицу - "зрадофилы" поверят в "зраду", "перемогофилы" - в "перемогу". А сколько людей с холодной логикой разберут каждый кейс на плюсы и минусы последствий? Минимум! Так может быть - это и есть цель? Не раскрыть проблему, чтобы ее решить впоследствии, а вызвать эмоцию. Ну, если так, то нас ждет месяц под лозунгом "скандалы, сенсации, расследования", и нынешняя неделя - только цветочки".
В этой цитате изложена вся логика реакции Банковой по ситуации: "Что нельзя скрыть - нужно подчеркнуть". И "подчеркивать" будут не так, как это делала команда Януковича в 2013 году с дискредитацией независимых медиа - вспомните создание канувшей в Лету "Украинской кривды" как пародии на крупнейшее и авторитетное СМИ "Украинская правда" (в случае с Гладковским используется, кстати, этот же прием с переименованием программы).
Суд или расследование, о котором говорит Гладковский-младший, - это не главное для них. Ключевое - это борьба смыслов, о которой и говорит не названный мною выше журналист. Он прав - нынешнее нестабильное положение кандидата Порошенко обусловлено еще и существованием технологий, платформ и способов доступа к контенту. Но разве для кого-то, и особенно для штаба "БПП", это секрет? Моя коллега, отвечая на вопрос о том, как Порошенко победил на выборах, перепела известный куплет: "Он всегда с собой берет видеокамеру".
Какую из технологий выберет действующая власть в последний месяц избирательной гонки?
Им повезло, что в деле упоминается молодой человек, а не исключительно чиновник Александра Турчинова. Сам секретарь СНБО всегда с удовольствием разглагольствует о моральном долге и христианских ценностях - с такой риторикой сложно создавать мем-видео. И несмотря на "возвышенный" тон евангелиста Турчинова, как выяснилось за пять лет его власти, все еще существуют некие "серые" рынки, некие "избирательные технологии". Но, по версии авторов избирательной кампании Порошенко, к ним они не относятся - ведь "кандидатов много, а Президент один" ( или вспомните его заявление в декабре, еще до официального выдвижения: "Я - президент України, вони є поки що або лідерами фракцій, або громадськими діячами, які проводять свою кампанію. Я їх своїми опонентами сьогодні не вважаю").
А значит - пока что не увидим повтора в украинском исполнении обращения генерала Золотова к Алексею Навальному после расследований последнего о закупках в армии России, но наверняка увидим, как выразился журналист в подводке, "скандалы, сенсации, расследования и нынешняя неделя покажутся цветочками".
Хотя обращение Турчинова или лично Порошенко к Бигусу набрало бы около 3 миллионов просмотров - ведь именно это главное сегодня в нашей стране, а не "раскрыть проблему, чтобы ее решить впоследствии", пока у тебя в руках есть все инструменты для этого, ведь ты сам пока что президент, а не "обычный ньюсмейкер".
Вместо судов и реальных расследований нам предлагают очередной сериал (с анонсами, конфликтами, поворотными линиями) с судом в прямом эфире над журналистом, а не над фигурантами дела, и забалтывание проблемы - и это тоже, кстати, технология.