Единым кандидатом от власти будет Виктор Янукович или единого кандидата не будет вообще. Премьер твёрдо решил подняться на ещё одну, последнюю ступеньку в высшей государственной иерархии, и его движение уже не остановить. Решение власти продвигать в президенты кого-нибудь другого автоматически породит как минимум двух провластных кандидатов: Януковича и этого самого «кого-нибудь». А где два кандидата-«центриста», там и три, а то и все десять — свои амбиции имеет лидер каждой, даже самой маленькой фракции парламентского большинства. Любое распыление сил наверняка означает полное поражение и безоговорочную капитуляцию нынешней власти на президентских выборах. Залог её возможного успеха только в едином кандидате, на победу которого будут честно работать все и очень дружно. Премьер ненавязчиво, но бескомпромиссно подводит всех к мысли, что этот кандидат — именно он.
Заявления о безальтернативности кандидатуры Януковича уже привычно слышать из уст лучших людей Донбасса, составляющих ядро Партии регионов. Их предвыборные активы и резервы приведены в полную боевую готовность, маховик мощной кампании неумолимо раскручивается. Чем ближе к выборам, тем меньше им терять. Премьер, не стесняясь и не страшась участи предшественников, «формирует собственный политический имидж». Наращиваются пришельцами из угольных регионов медиа-ресурсы, аккумулируются в мозолистых шахтёрских руках финансы и источники их пополнения. Донбасс уже давно сказал своё слово: «Дядя Виктор — наш кандидат!»
А вот аналогичное мнение в устах спикера СДПУ(о) Леонида Кравчука — это не просто оговорка, это уже симптом. Следует отметить, что Леонид Макарович порою отличался некоторым свободомыслием и «свободословием», время от времени позволял себе идти вразрез с генеральной линией партии. Однако есть веские основания предполагать — его «мессидж» о том, что единым кандидатом от власти должен стать именно Виктор Янукович, был тщательно продуман и спланирован. Он прозвучал в нужном месте и в нужное время. Во всяком случае, его процитировали все основные и, в первую очередь, подконтрольные власти СМИ, что явно свидетельствует о «важности и актуальности» данной темы. СДПУ(о) публично поддерживает кандидатуру Януковича ещё до старта избирательной кампании и даже до окончания переговоров о едином кандидате. К чему бы это?
Заявление Кравчука было опубликовано непосредственно накануне подписания всеми десятью фракциями парламентского большинства договора о создании «Широкой демократической коалиции». Формально этот документ фиксирует обязательство сторон довести до конца конституционную реформу, обеспечить победу единого кандидата на президентских выборах 2004 года, создать условия для стабильной и эффективной деятельности коалиционного правительства на протяжении 2004—2006 годов, а также принять участие единой коалицией в парламентских выборах 2006 года. Подписание, как положено, прошло в очень торжественной обстановке в «освящённых» многочисленными подобными акциями стенах Украинского дома. Однако за пафосными речами основных подписантов сквозили плохо скрываемые противоречия. Едкие комментарии отдельных представителей НДП ещё можно было бы списать на вечную политическую неудовлетворённость бывшей «партии власти». Но и сам текст договора, очевидно, является продуктом жёсткого компромисса между двумя ключевыми политическими силами парламентского большинства.
Многочисленные кулуарные комментарии свидетельствуют о том, что акция изначально была инициирована Банковой, а точнее — руководителем «президентской канцелярии». Похоже, премьера вынужденно и в неотложном порядке решили поставить перед фактом его неизбежного баллотирования. В этом контексте ключевым является именно пункт о едином кандидате. Разношёрстное большинство связали обещанием сделать ставку на очевидного фаворита будущего забега, а его самого — гарантиями не сойти с дистанции. Причём, заветное имя будет названо очень скоро, на Форуме демократических сил, запланированном на март. Даже раньше, чем начнётся официальная избирательная кампания. Поспешность, которая, по мнению некоторых технологов, граничит с фальстартом.
В то же время свои правки в окончательный текст документа, как утверждают информированные источники, вносили и на Грушевского, в здании Кабмина. Несколько выпадающее из общего контекста положение о стабильности правительства в течение ближайших двух лет — явно оттуда. Мотивировка созданием «возможностей для повышения качества жизни граждан до общеевропейских стандартов и получения Украиной полноправного членства в международных институциях» выглядит явно натянуто. Похоже, премьер почувствовал неладное и решил слегка подстраховаться.
К мысли о сомнительности перспектив президентского пути укрепления власти Януковича неизбежно должны были подтолкнуть всё более чётко вырисовывающиеся результаты политреформы. Трудно представить, чтобы политик такого масштаба вдруг решил добровольно и окончательно отказаться от «сакрального» места, до последнего времени символизировавшего почти абсолютную власть в стране. Но его вероятные сомнения вполне оправданы. Янукович вкусил премьерства «под патронатом» Кучмы и вполне конкретно может себе представить «вольницу» руководителя правительства при парламентско-президентской форме правления. На прямой вопрос о перспективах своего «единого кандидатства» он уже не оставляет окончательное решение ни за своей партией, ни за Президентом. По его словам, своё мнение, безусловно, должна высказать парламентско-правительственная коалиция. А уж затем он «примет решение». Лично.
Не усилить сомнения премьера не может и предстоящий отчёт правительства перед парламентом. Януковичу есть чем похвалиться перед поставившей его управлять исполнительной властью коалицией: ВВП и промышленное производство растут, бюджет выполняется, зарплаты повышаются, пенсии не отстают. Однако и оппозиция не дремлет. Поводы для критики найдутся всегда, стоит хотя бы поднять тему фальсификации планки минимальной зарплаты, которая уже давно должна была бы соответствовать тому уровню, к которому Кабмин героически стремится. Можно припомнить и хлебный кризис, и многое другое… В общем, было бы желание, и правительство даже опомниться не успеет, как окажется в отставке. Нужно будет только чуть-чуть помочь оппозиции голосами недовольных фракций большинства. И тогда неизбежно стартовать в президенты (другого выбора у него не будет) премьеру придётся уже с приставкой «экс».
На самом деле отставной премьер имеет гораздо больше шансов на президентских выборах, чем действующий. Это «ноу-хау» впервые внедрил в современную украинскую политику лично Леонид Данилович Кучма на выборах 1994 года, а затем блестяще использовал Виктор Андреевич Ющенко, уже три года успешно подтверждая его эффективность своим несгибаемым рейтингом. Возможность применения этой технологии к Януковичу может показаться очень заманчивой многим. Провластные силы таким образом повышают свои шансы поставить у руля страны «своего» человека (т.е. «человека системы»). Одновременно премьерское кресло освобождается для того, кто чувствует в себе силы, контролируя парламентское большинство, остаться руководителем правительства и после президентских выборов. Причём очень сильным руководителем, как это предусмотрено политреформой. При новой системе власти сильный премьер, опирающийся на доминирующую в парламенте депутатскую группировку, сможет эффективно проводить свою политику при любом президенте. Особенно, если это будет слабый президент. У такого премьера обязательно возникнет вопрос: имеет ли смысл сворачивать избирательные горы и нарываться на гнев Запада, чтобы получить рядом с собой сильного Януковича, когда можно, не напрягаясь, просто допустить давно ожидаемое «всем прогрессивным человечеством» водружение на это место «слабого» Ющенко? Вряд ли Виктор Фёдорович готов сыграть на выборах роль всего лишь «свадебного генерала», демонстрирующего «порох в пороховницах» власти. «Эта роль ругательная, попрошу ко мне её не применять», ответил бы в аналогичной ситуации известный киногерой.
Таким образом, в окончательном виде договор о «Широкой коалиции» выгоден прежде всего донетчанам. Если документ будет реализован в полном объёме, за своё согласие «спалить» Януковича президентскими выборами они получат гарантии его безоблачного премьерства до парламентских выборов 2006 года. Если он будет реализован, то есть, если этим гарантиям можно верить…
Не случайно минувший вторник стал днём сразу двух политических соглашений. Второй документ, среди подписантов которого, кроме парламентского большинства, фигурируют также фракции КПУ и СПУ, гарантирует реализацию политреформы до президентских выборов. Очень важный нюанс — этот договор, кроме, собственно, внесения уже проголосованных в первом чтении изменений в Конституцию, предусматривает также обязательное введение пропорциональной системы парламентских выборов. Оно, казалось бы, и понятно: без этого пункта конституционный законопроект не поддержат ни Симоненко, ни Мороз. Если с Петром Николаевичем ещё возможен компромисс, то Сан Саныч приемлет новую систему власти только в полном виде, выстраданном им за многие годы парламентской борьбы. В его видении, партии должны решать всё. И от жёсткой четырёхпроцентной «пропорционалки» он не отступит ни на один процент. А без Мороза никакой реформы не будет, «Наша Украина» об этом позаботится.
С другой стороны, формальный политический договор об этой реформе не нужен ни коммунистам, ни социалистам — они уже готовы голосовать за неё хоть прямо сейчас. Не нуждаются в нём ни СДПУ(о), ни НДП — эти партии и так видят своё ближайшее будущее исключительно в парламенте. К новой, частично уже обкатанной, политической системе не составляет труда склонить и мелкие фракции большинства, некогда составлявшие одну большую «ЗаЕдУ», — права собственного выбора у них нет и никогда не было. Этот документ связывает жёсткими обязательствами перехода к партийной системе избрания депутатов практически исключительно «донецких». Только Янукович, окрылённый президентскими перспективами, может позволить себе задуматься о том, а не помочь ли ющенковцам и тимошенковцам заблокировать внесение вожделенных для всех остальных изменений в Основной Закон. Много для этого не надо — достаточно одной смелой группе убеждённых мажоритарщиков, представляющих благодатный горняцкий край, возмутиться тем, что их интересы не учтены в новой системе избрания полномочных представителей народа в высший законодательный орган, и саботировать голосование конституционного законопроекта во втором чтении. И тогда новый президент получит всю нынешнюю полноту власти.
Но сможет ли стать этим новым президентом Янукович — до сих пор большой вопрос. Его рейтинг достаточно велик даже как для премьера, но некоторые страницы тёмного прошлого, хорошо известные широкой публике, не дают оснований для уверенности во всенародной любви. Ему пока не выпала участь дискредитировать себя перед Западом, но так и не удалось найти гарантированной поддержки на Востоке. Он представляет нынешнюю правящую элиту, и в данный момент лоялен ко всем конкурирующим группировкам, но не даёт стопроцентных гарантий сохранения статус-кво в случае получения в свои руки полновесных рычагов власти. Чётких гарантий сегодня никто не может дать никому. Изменение политической системы ещё больше нарушит устоявшиеся отношения во властной элите, но и откроет возможность для новых альянсов и компромиссов. Её консервация, напротив, углубит существующие противоречия. Даже социалисты с коммунистами признают, что в случае провала конституционной реформы единого кандидата от власти украинский народ может не дождаться. А этот сценарий как раз наиболее выгоден для оппозиции.