Руководители Львовщины и Харьковщины подписали договор, которым предусматривается тесное сотрудничество западного и восточного регионов в области промышленности, сельского хозяйства, расширение культурных связей.
К обоюдному согласию договаривающихся сторон, выражаясь протокольным языком, пришли по собственной инициативе. Не по указанию сверху, как бывало раньше в подобных случаях, и не для идеологической показухи. Такое побратимство мы уже проходили. В не столь отдаленные времена Львовщине, например, Москва оказала большую честь, «связав» ее узами дружбы с Ульяновской областью. Туда, на родину Ильича, выезжали пропагандисты, другие идеологические работники, группами или целыми эшелонами, чтоб вдохновиться ленинскими идеями, проникнуться величием задач коммунистического строительства. История показала: идеологические постулаты не могут быть крепким связывающим звеном. Заключенные на их основе связи, как говорится, приказали долго жить. В основу же своих взаимоотношений львовяне и харьковчане положили прежде всего экономические интересы. Вопрос был поставлен так: что можем предложить друг другу, чем помочь, чтобы выйти из общей беды?
На смотрины во Львов приехала делегация из Слобожанщины, ознакомилась с возможностями промышленных предприятий, аграрным хозяйством области. Нашлось немало позиций для общего приложения сил. Взять тот же автобусный завод, который покупает двигатели у французской фирмы «Рено». В то же время три крупных харьковских предприятия выпускают двигатели разных типов. Ими уже пользуются львовское ПО «Автопогрузчик», мотозавод. А вот электрооборудование для танков харьковского завода им.Малышева, которое поставлялось из России, без излишних проблем производят львовские приборостроительные предприятия.
Потом в Харькове с ответным визитом побывала представительная делегация Львовской области во главе с председателем областного Совета Николаем Горынем. И здесь смотрины оказались результативными. Впрочем, предоставим возможность поделиться своими впечатлениями самим львовянам.
Председатель областного Совета Николай Горынь:
- Около миллиона населения Харькова составляют этнические россияне. Но в разговорах с людьми, с руководителями области постоянно подчеркивалось, что они стоят на державотворческих позициях. Все поняли, что нельзя повернуть колесо истории назад. И западу, и востоку предстоит идти в одной упряжке. Если удастся реализовать наш договор, в чем я лично не сомневаюсь, это будет иметь большое политическое значение, он сцементирует украинскую государственность.
Мы получаем значительную часть зерна из Харьковской области, и при нынешнем кризисе неплатежей, возможно удастся снять напряжение при нехватке оборотных средств, вести нормальные операции.
Будем обмениваться и культурными делегациями, налаживать связи между отдельными районами. Такие контакты уже существуют. В Вовчанском районе мы встречались с председателем райсовета, который доволен, что уже два года их дети выезжают на колядки на Львовщину. А в нынешнем году наши дети на пасхальные праздники поедут туда.
Между прочим, наши области находятся почти на одной - 50-й параллели. Но не только географическое положение обязывает нас крепить узы между западом и востоком. В интеграции на уровне регионов видим выход из кризиса. На мой взгляд, стоит в такое межрегиональное сотрудничество вовлечь как можно больше областей.
Заместитель председателя облисполкома Любомир Крайник:
- На заводе тракторных двигателей прежде всего нас интересовало, как побыстрее «подогнать» их двигатель к львовским большим городским автобусам. Экспериментальный образец уже проходит обкатку на автобусе, наездил 300 тысяч километров.
А завод «Турбоатом», оказывается, выпускает не только огромные махины, но и микротурбины мощностью от 5 киловатт. С их помощью мы смогли бы оживить электростанции на горных реках в Сколовском и Турковском районах, построенные еще в 50-е годы. В нынешней скудной энергетической ситуации для горных районов это было бы большим подспорьем.
Главная идея нашего договора - скооперировать свои усилия. Харьковчане уже было подписали с немцами протокол о намерении совместно выпускать городской автобус. Но ведь это абсурд, когда не загружены производственные мощности «ЛАЗа». Нам нужно стереть межведомственные барьеры, догрузить своими заказами харьковские предприятия, а они - наши. Например, львовский троллейбус уже ездит с харьковским электромотором.
Михаил Гладий, заместитель председателя облисполкома:
- Нас интересует Харьковщина и как житница нашего государства. Ежегодно она продает в государственные закрома свыше миллиона тонн зерна, то есть столько, сколько мы выращиваем. Сахарной свеклы собирает свыше трех миллионов тонн, у нас - в два раза меньше. Поэтому сотрудничество в аграрном секторе для нас очень важно. Будем налаживать деловые связи между районами, помогать, учиться друг у друга. Харьковчанам, полагаю, будет полезен наш опыт реформирования сельского хозяйства. Там, как мне сказали, ходят слухи, что мы развалили колхозы. Я объяснял, что мы не отбрасываем коллективную форму хозяйствования, но она будет на частной основе. Каждому крестьянину выделяется пай, и он распоряжается им по своему усмотрению: сможет сам обрабатывать землю - трудись на здоровье, не под силу - объединяйтесь в товарищества, союзы.
Ощутимую пользу принесет и объединение усилий ученых-аграриев. В климатических условиях Прикарпатья трудно вырастить семена кукурузы, некоторых овощных культур. Но зачем нам покупать их за границей, к слову сказать, не самого высокого качества, если можем выращивать семена на своей земле, и обеспечивать ими не только наши регионы, но и другие области Украины?
Полагаю, наше сотрудничество принесет хорошие плоды.