Договорная граница

14 июня, 2013, 21:55 Распечатать Выпуск №21, 14 июня-21 июня

Белорусский президент готов привезти с собой ратификационную грамоту договора о государственной границе между Беларусью и Украиной. Так чем же украинские переговорщики соблазнили эмиссаров расчетливого белорусского президента на этот раз?

Александр Лукашенко не частый гость в украинской столице: личные обиды лидеров Украины и Беларуси вплетаются в клубок проблем межгосударственных отношений. Поэтому анонсированный на 17—18 июня визит белорусского президента в Киев вызвал искренний интерес. Должно было произойти что-то невероятное, чтобы спустя три года после участия в инаугурации Виктора Януковича к нам вновь приехал Лукашенко. В общем, так и случилось: по информации ZN.UA, белорусский президент готов привезти с собой ратификационную грамоту договора о государственной границе между Беларусью и Украиной.

Удивительная покладистость белорусского "бацьки". Ведь за то, чтобы оформить в соответствии с международным правом украинско-белорусскую границу, Александр Лукашенко долгие годы требовал отступные — 134 млн долл. Эти миллионы якобы должны Беларуси еще с 1992 г. украинские субъекты хозяйственной деятельности: белорусы посчитали, что после распада Советского Союза их предприятия перечислили деньги украинским, а оплаченную продукцию так и не получили. 

Претензии к нашей стране выглядят достаточно спорными. В начале 90-х и украинские предприятия не получали от белорусов оплату за поставленный товар. Тем не менее Минск упорно добивался, чтобы Киев признал этот долг государственным. А после 1997 г. начал увязывать ратификацию украинско-белорусского договора о госгранице с признанием украинской стороной долга. 

Переубедить белорусского президента было невозможно. Украина должна заплатить ради того, чтобы договор о границе вступил в силу. Это необходимо не только потому, что проведения демаркации границы требует Европейский Союз, с которым наша страна ведет диалог по безвизовому режиму. 

Государство должно знать, где заканчивается его земля и начинается территория другой страны. В конечном итоге цена вопроса, очевидно, оказалась приемлемой: 137 долл. 43 цента за метр границы.

Вопрос был только в том, в какой форме украинская сторона перечислит деньги Минску: Киев не хотел создавать прецедент, признавая долг хозяйствующих субъектов государственным: этим бы не преминули воспользоваться и другие страны СНГ.

Прогресс был достигнут только в 2009 г. Получив от Виктора Ющенко карт-бланш, тогдашний глава украинского МИД Петр Порошенко нашел решение проблемы, предложив использовать несколько компенсационных схем. Во-первых, Киев пообещал Минску, что деньги, выделяемые Евросоюзом Украине в рамках Восточного партнерства на обустройство границы (69 млн евро из 180 млн, предусмотренных программой), наша страна будет направлять на обустройство украинско-белорусской границы. Во-вторых, Украина пообещала продавать Беларуси электроэнергию со скидкой, создавая возможность для дальнейшего реэкспорта в Литву. Киев также готов был предоставить тарифные льготы при прокачке венесуэльской нефти по нефтепроводу Одесса—Броды на белорусские НПЗ. Были и другие договоренности, в том числе по агропромышленному сектору. 

В результате белорусский парламент в 2010 г. ратифицировал договор о госгранице. Однако он так и не вступил в силу, поскольку Киев и Минск не обменялись ратификационными грамотами. Участники переговорного процесса утверждают, что белорусы захотели большего. Что ж, деньги крайне нужны Александру Лукашенко: белорусская экономика переживает непростые времена. Но ограничения в украинском законодательстве не позволили Киеву пойти навстречу пожеланиям Минска. К тому же оказалось, что украинские компании не захотели работать себе в убыток, выполняя договоренности, достигнутые политиками в 2009 г. 

Так чем же украинские переговорщики соблазнили эмиссаров расчетливого белорусского президента на этот раз? Только ли готовностью принять этого политика в Киеве? Конечно, для Александра Лукашенко важен визит в столицу Украины, поскольку невъездной в Европу "бацька" посещает преимущественно Москву и некоторые столицы стран СНГ и третьего мира. В условиях международной изоляции любая зарубежная поездка Лукашенко приобретает большую внутри- и внешнеполитическую важность. Но для белорусского президента это только одна из причин. Другая заключается в том, что Минск остро нуждается в кредитах и активно ищет рынки сбыта своей продукции.

В Киеве готовились к тому, что белорусская делегация займет жесткую позицию. И формулы, которые позволят окончательно решить вопрос с ратификационными грамотами, вырабатывались до последней минуты. На минувшей неделе их согласовывали первые замы глав внешнеполитических ведомств Украины и Беларуси Руслан Демченко и Александр Михневич, первые вице-премьеры Сергей Арбузов и Владимир Семашко. Для убеждения белорусов были задействованы не только члены правительства, но и влиятельные бизнесмены: с Семашко встречался Петр Порошенко. 

Труды не прошли даром. Компромисс был найден. Видимо, украинская сторона сумела предоставить убедительные гарантии того, что со стороны Украины договоренности будут выполняться. Правда, и на этот раз не обошлось без хитроумных комбинаций.

По информации ZN.UA, предусмотрено несколько компенсационных схем. Во-первых, планируется активное сотрудничество в сфере ВТС, что расширяет рынок сбыта украинской и белорусской специальной продукции. От наших госпредприятий ждут поставок комплектующих, в первую очередь для ПВО. А вот от "Укрспецэкспорта" — более масштабных схем, выходящих далеко за пределы двустороннего сотрудничества.

Во-вторых, по-прежнему предполагаются поставки в Беларусь электроэнергии со скидкой, что делает возможным ее дальнейший реэкспорт. Проблема перепроизводства электроэнергии даже была поднята на последнем заседании украинского правительства. В-третьих, Киев предусматривает для Минска льготные транспортные тарифы. В-четвертых, ожидаются поставки в Украину белорусских тракторов и комбайнов. На последней схеме остановимся подробнее.

Украине необходима сельскохозяйственная техника: потребности ее рынка оцениваются приблизительно в 30 тыс. тракторов и 5–7 тыс. комбайнов. И Беларусь готова поставлять свои машины по приемлемым, как декларируется, ценам. Для этого предполагается задействовать следующую схему. Ожидается, что украинские покупатели будут оплачивать 10—15% стоимости трактора или комбайна, а остальное будет покрываться за счет кредита, выделяемого банками под 10—12% годовых. Украинская сторона выступает за то, чтобы приоритет был отдан украинским банкам с возможным участием трех российских — Сбербанка, Внешэкономбанка и Внешторгбанка. 

Такая схема интересна россиянам, поскольку предполагает выдачу кредитов. Выгодна она белорусам, так как решается проблема сбыта отечественной сельскохозяйственной техники. Наконец, этот вариант устраивает и украинскую сторону: он позволяет удовлетворить аппетиты Минска и при этом Киев не берет на себя госгарантии. Правда, обе стороны должны подписать межправительственный протокол.

Наши собеседники уверены, что визит Александра Лукашенко в Киев состоится. И все же не исключена вероятность того, что эти договоренности могут сорваться. В таком случае визит белорусского президента будет отменен, что уже не раз случалось в украинско-белорусских отношениях: Лукашенко готов отказаться от, казалось бы, стопроцентных договоренностей ради того, чтобы выторговать условия получше. Так было и в 2010 г., когда он должен был привезти ратификационные грамоты: ГАИ уже готовилось перекрывать дороги, но белорусский президент так и не приехал. К тому же, как утверждают источники ZN.UA, в Киеве есть свои противники реализации такой схемы поставок в Украину белорусских тракторов и комбайнов — в частности, первый вице-премьер Сергей Арбузов и министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк, имеющие свои интересы в поставках на украинский рынок китайской сельхозтехники. 

Но если визит белорусского президента все же состоится, то Киев наконец завершит затянувшуюся эпопею с договором об украинско-белорусской госгранице. Сняв же проблему в отношениях с Минском, наша страна поставит еще одну галочку напротив одного из пунктов в своем диалоге с Брюсселем.

 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 14
  • Анна Анна 18 червня, 17:41 Будем покупать у Беларусов тракторы, комбайны, холодильники, у России электровозы, тепловозы. А свой металл куда девать? Ну конечно продать легче, но его всё сожнее продать. А вот организовать собственное производство той же сельхозтехники, машиностроения - слабо? согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно