Граница: какой ценой?

Поделиться
Российская дипломатия передала украинской стороне свои предложения по делимитации. Согласие на многие предложения россиян означает не только прямые экономические потери для нашей страны, но и нарушение международной конвенции по морскому праву.

Задавшись целью оформить границы со всеми соседними странами, Киев изначально столкнулся с серьезными препятствиями. В силу разных причин Кишинев, Минск, Москва не спешили расчерчивать карты и устанавливать пограничные столбики. Лишь в последние годы наметились кое-какие подвижки. В том числе, и на российском направлении, где начался процесс демаркации, т.е. проведение линии государственной границы на местности с обозначением ее специальными знаками. Работа идет более-менее успешно. Наши собеседники, близкие к переговорному процессу, уверены, что в этом году установят первый пограничный знак - в Черниговской области на стыке границ Украины, Беларуси и России. Возможно, что до конца года установят еще несколько столбиков.

А вот с делимитацией Азовского и Черного морей и Керченского пролива все обстоит значительно сложнее. Ведь на кону - контроль над Керчь-Еникальским каналом, единственным водным путем из Черного моря в порты Волго-Донского бассейна, а также нефтегазовыми месторождениями в Азовском и Черном морях.

Выступая первого сентября в МГИМО, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил, что Россия и Украина пока не смогли окончательно договориться о границе в Черном и Азовском морях и Керченском проливе, хотя и есть принципиальное понимание по некоторым аспектам. «Ничего, к сожалению, не подписано», - подчеркнул г-н Лавров. Как же эта оценка отличается от настроений полугодичной давности! Тогда российский министр говорил, что Киев и Москва достигли понимания по азово-керченскому урегулированию, и переговорный процесс близок к завершению. Так что же происходит на украинско-российских переговорах по разграничению морских пространств и Керченского пролива?

С самого начала переговоров позиция наших дипломатов заключалась в том, что административная граница в Керченском проливе существовала с советских времен, а Керчь-Еникальский канал, стоящий на балансе Керченского порта, находится в украинской части акватории и принадлежит Украине. Россияне же претендуют на часть канала и отказываются признать наличие административной линии. Поэтому на Смоленской-Сенной площади предлагают всевозможные варианты, позволяющие Кремлю получить контроль над каналом.

В конце минувшего года российская дипломатия передала украинской стороне свои предложения по делимитации. Некоторые члены украинской делегации в беседе с автором этих строк в феврале оценивали их как приемлемые - «координаты линии границы, предложенные россиянами, лишь немногим отличаются от украинской версии». Впрочем, конкретные детали российских предложений не раскрывались. Но в своих публичных заявлениях украинские и российские чиновники просто излучали оптимизм.

Некоторые собеседники ZN.UA даже уверяют, что, дескать, во время июльской встречи Виктора Януковича и Владимира Путина в Крыму планировалось подписать соглашение о разграничении Азовского и Черного морей и Керченского пролива. Однако этого почему-то не произошло. Было принято только общее заявление президентов, в котором вновь говорилось о необходимости создания совместной украинско-российской корпорации по управлению Керчь-Еникальским каналом. «Россияне боятся, что украинцы их обманут», - так пояснял ситуацию один из наших высокопоставленных собеседников из украинского внешнеполитического ведомства.

Дело в том, что проблема разграничения морских пространств предусматривает пакетное решение: Москва идет на делимитацию, а Киев, в свою очередь, соглашается на модернизацию Черноморского флота России, базирующегося в Крыму. «Это идея Константина Грищенко, которую одобрил президент», - утверждает высокопоставленный украинский дипломат. Предполагалось, что от такого предложения Москва просто не сможет отказаться. Ведь ЧФ для России в целом и Путина в частности - ностальгический символ великой державы, демонстрация российского присутствия в регионе. А без модернизации флот превращается в базу ржавого металлолома кораблей. При этом украинская сторона хотела бы развести по времени подписание этих двух документов: вначале должно быть завизировано соглашение по делимитации морских пространств и Керченского пролива, а уже после этого Киев выполнит свое обещание и даст добро на модернизацию флота в Крыму. Такой вариант изначально не устраивал россиян, опасающихся, что украинцы не выполнят свою часть договоренностей.

Нельзя исключать, что проблема делимитации морских пространств и Керченского пролива входит в более широкий пакет, включающий в себя и газовый вопрос, и модернизацию флота…

Но так ли уж хороши предложения, сделанные россиянами в конце 2011-го? ZN.UA стали известны детали российского варианта разграничения морских пространств. Итак, граница будет проходить не по Керчь-Еникальскому каналу, как все предшествующее время добивалась Москва: он остается украинским. Но наши северо-восточные соседи предлагают разграничить Керченский пролив таким образом, чтобы части канала в районах Азовского и Черного морей были на российском участке акватории. Далее российская дипломатия предлагает сместить выход из Керченского пролива в Азовском и Черном морях в сторону Украины. Наконец, должна быть создана совместная корпорация по использованию Керчь-Еникальского канала. При этом российские дипломаты отстаивают позицию, что создание совместной корпорации и подписание соглашения о делимитации должно произойти одновременно. В Киеве же против такого подхода. Здесь выступают за то, что сначала должны быть оформлены границы, и только потом создаваться СП.

Любые переговоры - это поиск компромисса. Но он не должен противоречить национальным интересам. А что означают эти российские предложения для Украины? Некоторые специалисты полагают, что на такие условия Украина могла бы согласиться лет пятнадцать назад, но не сейчас. Да, Украина получает границу. И Керчь-Еникальский канал будет в целом находиться на украинской части пролива. Но, во-первых, Россия получает в Керченском проливе право контроля над входом и выходом практически всех кораблей. И если соглашение 2003-го, позволявшее Москве блокировать вход в Азовское море военных кораблей третьих стран, давало россиянам ключ от канала и пролива, то, в случае принятия украинцами их предложений, Кремль получает в свою собственность саму «дверь».

Во-вторых, разграничение Азовского и Черного морей по российскому варианту означает для Украины фактически отказ от согласованного ранее принципа срединной линии. Для Киева это не только серьезные территориальные потери. Так, в районе линии границы в Черном море, предлагаемой украинской стороной, находится достаточно хорошо разведанная газоносная площадь Палласа. Россияне также не прочь разрабатывать это месторождение. Их вариант предусматривает, что граница будет отодвинута на две морские мили в сторону Украины. В таком случае украинские права на это месторождение становятся более сомнительными. А в условиях, когда Киев пытается уменьшить свою энергетическую зависимость от Москвы, потеря площади Палласа будет весьма ощутимым ударом для нашей страны.

В-третьих, хотя будущая корпорация и будет называться «совместной украинско-российской», но фактически она будет российской: россияне найдут тысячу лазеек, чтобы выдавить украинскую сторону из этого СП и самим собирать лоцманские сборы, не передавая их Киеву. Передача же прав по контролю за судоходством означает не только потерю значительной части лоцманских сборов для Керченского порта, но и ограничение суверенитета нашей страны над собственной территорией. Кроме того, если совместная корпорация отвечает за режим судоходства в Керчь-Еникальском канале, то за безопасность плавания в районе канала, в соответствии с международным правом, ответственность несет Украина.

Возможно, что в российских предложениях есть и другие «мины», о которых мы пока не знаем.

Очевидно, что после того как в Киеве внимательно изучили текст российских предложений, у многих чиновников эйфории поубавилось. Ведь согласие на многие предложения россиян означает не только прямые экономические потери для нашей страны, но и нарушение международной конвенции по морскому праву, Конституции, директив президента, которые, кстати, подписаны еще Виктором Ющенко. Это все – уголовно-наказуемые статьи. Задумываются ли о своей персональной ответственности украинские дипломаты, отвечающие за переговоры по делимитации морских пространств, - Константин Грищенко, Руслан Демченко, Виктор Кирик? Видимо, инстинкт самосохранения все же срабатывает у чиновников, поскольку соглашение еще не подписано Киевом, а российские предложения до сих пор проходят экспертизу в украинских министерствах и ведомствах.

Однако страх понести наказание не снимает стоящую перед Киевом дилемму: провести границу любой ценой, пусть даже с нарушением законодательства и потерей части суверенитета, или жестко отстаивать свою позицию при соблюдении норм международного права и Конституции Украины?

Но, как у нас уже бывало неоднократно, проблема делимитации может быть решена в кулуарах президентских дворцов, когда политики, не задумываясь о последствиях для государства, готовы жертвовать стратегическими интересами страны ради собственных сиюминутных выгод.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме