ДЕСЯТИЛЕТКА ОБОРОННОГО АНАЛИЗА РЕЦЕПТ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ УКРАИНЫ ОТ НАТО

Поделиться
Всем давно известно о хронической болезни военной организации Украины. Страна не в состоянии содержать почти 400-тысячную армию и не имеет средств для ее сокращения...

Всем давно известно о хронической болезни военной организации Украины. Страна не в состоянии содержать почти 400-тысячную армию и не имеет средств для ее сокращения. Вроде бы и есть свой рецепт — Программа реформирования и развития вооруженных сил до 2005 г. и сокращения их почти вдвое. Однако все упирается в деньги. Год от года объемы финансирования Вооруженных сил не превышали 30–40% от их минимальных потребностей. Все это привело к нарушению баланса в структуре оборонных расходов, вследствие чего почти 85% военного бюджета идет на содержание личного состава. Кое-что перепало на материально-техническое обеспечение. На закупку же вооружений выделено всего
5 млн. гривен при стоимости одного боевого самолета $30 млн., танка — $1 млн. Об этом сообщил на парламентских слушаниях «О взаимоотношениях и сотрудничестве Украины с НАТО» госсекретарь Минобороны Виктор Банных.

Во многих передовых странах мира военный бюджет разделяется примерно на три равных части, одна из которых идет на содержание личного состава, другая — на материально-техническое обеспечение и поддержание боевой техники, третья — на разработку и закупку вооружений. Например, США пытаются ограничить содержание личного состава четвертью военного бюджета, и за счет экономии направить больше средств на разработку и закупку вооружений. Несмотря на тяжелое состояние нашего «больного», следующий год также не сулит даже признаков выздоровления. Согласно проекту бюджета на 2003 г., на оборонные расходы планируется выделить 3 млрд. 932 млн. грн. Это на 641 млн. грн. больше, чем в нынешнем году. Минобороны требовало выделить 5,6 млрд. грн., что составляет минимально необходимые потребности ведомства. СНБОУ рекомендовал правительству предоставить на оборону 4,8 млрд. грн. Однако Кабмин на это не обращает внимания, как и на заявление Президента после скниловской трагедии о том, что военные расходы необходимо увеличить вдвое. Также не выполняется закон об обороне, где прописано, что военные расходы должны составлять 3 % от ВНП. Минфин утверждает: при увеличении военных расходов на 1 млрд. грн., госбюджет будет трещать по швам.

Очевидно, Минобороны ничего не оставалось, как обратиться к нетрадиционному «лечению» под названием оборонный анализ, обязательному для всех стран, заявивших о желании интегрироваться в структуры НАТО. О готовности испытать на оборонном ведомстве натовское лекарство заявил еще в конце лета его министр Владимир Шкидченко. Он отметил, что взгляд со стороны, под другим углом зрения, на проблемы армии, обороноспособности государства всегда является полезным. Шкидченко убежден, что «это не будет инвентаризация вооружений и имущества, а анализ структуры ВСУ, принципов управления, уровня взаимосовместимости с вооруженными силами стран–членов альянса». Тогда же Минобороны выступило с предложением создать рабочую группу по проведению оборонного анализа с привлечением специалистов из различных структур.

Готовность «пациента» к проведению оборонного анализа в Ялте 28 октября проверили члены НАТО в ходе третьего заседания совместной рабочей группы Украина—НАТО по вопросам оборонной реформы на высшем уровне. Замсекретаря СНБО Сергей Пирожков заявил на открытии этого мероприятия: «у нас стратегическая цель — вступление в НАТО и четкое понимание того, как этого достигнуть, и самое главное — готовность законодательной и исполнительной власти к практическим шагам относительно последовательного вхождения в процесс евроатлантической интеграции».

12 сентября 2002 г. Верховная Рада наконец ратифицировала Соглашение о безопасности между НАТО и Украиной, 9 июля Украина подписала Меморандум о взаимопонимании относительно поддержки и обеспечения операций НАТО со стороны принимающей страны. Продолжается совместная с альянсом подготовка Меморандума об авиаперевозках, который должен обеспечить правовую основу сотрудничества между Украиной и НАТО в этой сфере. 22 октября в первом чтении принята новая Концепция национальной безопасности, где четко обозначен курс на евроатлантическую интеграцию и присоединение к НАТО, доложил С.Пирожков. Он также проинформировал своих партнеров, что Украина уже сегодня разработала конкретную программу увеличения финансирования на оборонные цели к 2010 г. На следующий год предусматривается выделение на нужды обороны и Минобороны в размере 1,57% от ВВП с доведением этого показателя до 2,48% от ВВП в 2010 г., из которых на потребности Минобороны приходится соответственно с 1,26 % до 2,17%. Замсекретаря СНБО объяснил, что Министерство финансов располагает конкретными расчетами финансирования оборонной реформы по каждому году. На созданную согласно поручению Президента государственную правительственную комиссию по проведению оборонной реформы, возложено осуществление координации и распределения средств, предусмотренных расчетами. Министерства обороны и финансов будут подконтрольны этой комиссии. Сегодня правительство приступает к обсуждению и практической реализации всех аспектов оборонной реформы, подчеркнул С.Пирожков. Помощник генсека НАТО по вопросам оборонного планирования и операций Эдгар Бакли отметил успехи Украины за последний год. Однако при этом Бакли подчеркнул, что нашей стране крайне необходимо сокращать свои вооруженные силы, внедрить усовершенствованную структуру и одновременно увеличить ресурсы, выделяемые на нужды обороны. По его словам, страны–члены НАТО удовлетворило и поощрило к дальнейшей работе то, что отныне ответственность за оборонную реформу взяло на себя правительство.

Замгенсека считает, что следующим шагом должно стать проведение Украиной при содействии и помощи НАТО фундаментального оборонного анализа, т.е. приведение численности Вооруженных сил в соответствие с наличными ресурсами. «Мы будем вместе с Украиной проводить оборонный анализ и помогать его имплементировать», — пообещал Бакли. В то же время он предостерег, что для реализации «оборонных реформ потребуется много лет, возможно, даже 10 лет». Но для осуществления этого важно иметь хороший план — оборонный анализ, составление которого может занять до года, подчеркнул замгенсека НАТО.

Он признал, что с проблемами по реформированию вооруженных сил сталкивается не только Украина, а также страны-члены НАТО, не говоря о кандидатах, которые могут на Пражском саммите получить приглашение вступить в эту организацию. Так что выписка рецепта еще не означает выздоровление. Однако другого метода реформирования пока еще не придумали. На заседании в Ялте украинская делегация объявила, что оборонный анализ начнется в январе 2003 г. Со своей стороны НАТО пообещало предоставить экспертную помощь. Украинские специалисты получат возможность проходить стажировку в штаб-квартире НАТО и столицах стран–членов альянса. Будут начаты пилотные проекты по увеличению роли гражданского сектора в Минобороны, также будут проводиться консультации на уровне экспертов. Основное финансовое бремя на осуществление «лечения» военной организации, разумеется, ляжет на плечи украинского налогоплательщика. Финансовые средства страны–члены НАТО будут продолжать выделять на уничтожение излишних боеприпасов и легкого стрелкового оружия, дабы они не попали в руки террористов. 26 октября в Брюсселе Греция, ФРГ и Турция подписали с Агентством НАТО по вопросам материально-технического обеспечения предварительное соглашение о сборе информации и изучении порядка безопасного уничтожения 133 тыс. тонн боеприпасов и 1,5 млн. единиц стрелкового оружия. Один из представителей немецкой делегации сообщил, что этот вопрос будет изучаться до апреля следующего года.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме