Будущее, которого Киев не избежит

22 ноября, 2013, 20:40 Распечатать

Задача киевлян сегодня — сосредоточиться, представить, какой город им нужен, и перекинуть мостик между этим "завтра" и нашим "сегодня".

Киев гибнет, поскольку киевляне отказались от будущего. Из трех способов, которыми можно работать с будущим — мечтать, стремиться и планировать, — они не используют ни одного. 

Задача киевлян сегодня — сосредоточиться, представить, какой город им нужен, и перекинуть мостик между этим "завтра" и нашим "сегодня".

Еще раз: проблема не в "сегодня". Нынче, по статистике, например, более двух третей активных антизастроечных протестов — успешны, и это при тотальном "покращенні" и железной вертикали власти. Нынче чиновники так же боятся людей, как и раньше, а титушки — еще больше, чем раньше. Наше "сегодня" дает достаточно поводов для оптимизма — так откуда же такое уныние и депрессия у киевлян? Причина в том, что они не представляют своего будущего.

У Киева нет субъекта, свободного от политической конъюнктуры, готового накапливать сегодняшний опыт преобразований города, распространять его и обобщать, визуализировать близкое и далекое будущее города, пропагандировать его среди жителей. 

Общеизвестно: если у нас нет плана, мы планируем поражение. 

Первая помощь

Когда в наш Киев, истекающий кровью, придет новая команда управленцев, прежде всего ей понадобится быстро оказать городу первую помощь. Эти первые шаги — самые важные, поскольку первые дни и недели новой власти — главные. Будущие управленцы должны иметь четкий перечень проектов нормативно-правовых актов (НПА), которые подпишут новые должностные лица и проголосуют новые депутаты, и четкий график этих действий. Пакет НПА для первого дня, пакет для второго...

Собственно, киевляне будут голосовать не столько за людей, сколько за этот график и за эти НПА. Чтобы обезопасить себя от синдрома Помаранчевой революции, новая власть, которую мы рано или поздно заведем в кабинеты, должна быть неким "кентавром" — личность плюс четкая программа. 

Итак, надо немедленно спасать зеленые насаждения. Аудит зеленых зон, взятие на баланс всего, что подпадает под критерий жизнеспособного растения, с параллельной оценкой стоимости. Нужно ввести акциз или налог на снос зеленых насаждений в городе, и его размеры должны приближаться к запретным. Балансовая стоимость дерева в дефицитном на зелень центре города должна отражать всю экономическую сложность его замены и его значение для здоровья и эстетического благополучия людей, живущих и работающих вокруг. Дерево в центре должно быть оценено справедливо, на миллионы гривен — в сотни и тысячи раз дороже, чем сейчас. Такая система более эффективная и гибкая, чем действующий прямой запрет на снос зеленых насаждений, а точнее — совсем бездействующий. Чиновник должен быть материально заинтересован в том, чтобы деревья не рубили. (Параллельно такая переоценка частично заблокирует строительные проекты тех, кто наворовал земли под парками, скверами и зелеными придомовыми территориями.) 

Второй шаг — остановить земельное хищение. Принятие изменений в регламент и другие НПА, запрещающих выделение земельных участков простым решением Киеврады. Землю можно отчуждать лишь путем открытых аукционов, это должно касаться и прав аренды, и прав собственности. Деньги, то есть спрос и предложение, должны определять стоимость участков.

До проведения аукциона каждый землеотвод должен пройти общественную экспертизу на предмет ограничений, существующих на этом участке. В идеале, застройщик должен на аукционе соревноваться за готовый строительный проект с пакетом важнейших разрешений, чтобы в дальнейшем только реализовывать указанный проект и получать прибыль. Это упростит работу для бизнеса и ликвидирует нынешнее огромное поле коррупции. Заодно строительная компания должна застраховать все риски невыполнения своего соглашения с городской общиной в случае, если сооружение не будет отвечать требованиям. Таким образом, это снимет стресс с отношений между общиной и бизнесменами. (В будущем все лицензии в Киеве нужно будет заменить страховыми полисами.)

Третий шаг — в течение первого полугодия 80% МАФов должны быть ликвидированы и 80% маршруток заменены автобусами, а желательно — троллейбусами и трамваями. Должен быть внедрен безусловный приоритет общественного транспорта. Необходимо в 10 и более раз увеличить количество выделенных полос для него и ввести строгий контроль над соблюдением их незанятости частным транспортом. Фактически, Киеву необходимо своеобразное "наземное метро" из троллейбусов, трамваев и автобусов, добираться которыми в нужную точку станет так же быстро (в час пик — быстрее, чем автомобилем). Это должно перевесить индивидуальный транспорт за счет скорости. А в будущем 95% населения столицы не должно жить далее 500 метров от ближайшей остановки общественного транспорта. Автомобиль должен стать чем-то глубоко необязательным для киевлянина. Кстати, удивительно, что Киев до сих пор не имеет системы автобусов, которые дублировали бы неработающее ночью метро. Киевляне должны иметь возможность передвигаться по Киеву круглосуточно.

Парковку на тротуарах в исторической части города следует запретить, у Киевпасстранса немедленно изъять все переданные ему в аренду парковки, выделенные за счет пространства пешеходов. Человек — пешеход, велосипедист, мама с детской коляской и пр. — должны быть хозяевами городского пространства, а не автомобиль.

МАФы должны стать исключением, а не правилом. Необходимо будет раскрыть электронную карту МАФов, обеспечить ее исчерпывающей информацией о том или ином МАФе — пакет разрешительных документов с подписями чиновников, сведения о владельце, данные о количестве денег, уплаченных в городской бюджет.

Историко-культурное наследие мы должны спасти так, как спасают его в России и Европе. Памятники, которые сейчас разрушаются, нужно отдавать частным инвесторам. Инвесторы в обмен на право арендовать здание на 49 лет за символическую цену должны финансировать реставрацию. Льготная аренда начинается с момента, когда реставрация завершена, до тех пор рыночная арендная ставка стимулирует инвестора быстрее проводить реставрационные работы.

Конечно, исторический центр должен получить мораторий на новые строительные проекты. Высотные здания, построенные или надстроенные в центре города вопреки требованиям Генплана, должны стать объектом так называемого налога на позорную собственность — собственность, разрушающую архитектурную и инфраструктурную целостность города. В перспективе такой налог приведет к удешевлению этой недвижимости, а значит, облегчит ее национализацию и демонтаж. Здания на Грушевского, 9а и Мазепы, 11б должны быть демонтированы как опасные; соответственно требованиям ЮНЕСКО, у домов на Резницкой, 2 и Кловском спуске, 7 должна быть снижена этажность. Освобожденный от пробок и киосков-метастазов, защищенный от вырубок, город вздохнет и распахнет глаза.

Реформы

Все должно начаться с прозрачности в первые месяцы, в последующие годы — продолжиться. Нынешние информационные технологии позволяют сделать весь документооборот открытым. Наблюдать за выполнением муниципального бюджета можно будет онлайн в режиме реального времени. Со всех несекретных (то есть не связанных с вопросами гражданской обороны и т.п.) совещаний должна вестись онлайн-трансляция, видео — храниться в открытых архивах.

Реестр коммунального имущества (его еще надо будет создать, проведя аудит) также должен быть открытым в Интернете и бесплатным. Кроме электронной — физическая прозрачность. Все двери в помещениях городской власти должны быть прозрачными, в некапитальных стенах надо сделать окна, чтобы сотрудники видели друг друга и посетители могли наблюдать за всем происходящим в офисных помещениях. Начальники не должны сидеть в кабинетах, отделенные секретаршами, — должен быть постоянный взаимный визуальный контакт. 

Все тендеры должны проводиться лишь с фирмами прочной репутации. Это должно стать частью Устава города Киева, критерии чистоты репутации должны быть прописаны отдельным документом. Результаты тендеров и информация о выполненных работах должны немедленно оглашаться онлайн в режиме реального времени. Должны быть известны личности бенефициаров-победителей тендеров (кроме корпораций, чьи акции официально котируются на признанных биржевых площадках). 

Следует предоставить общине возможность контролировать качество выполненных предприятиями работ, например проложенных или отремонтированных дорог. Структуры, опасные своей коррупцией, вроде "Киевавтодора", необходимо ликвидировать. Вся хозяйственно-финансовая информация предприятий бюджетной и коммунальной сфер должна отражаться в режиме реального времени онлайн, их деятельность — подлежать независимому внешнему аудиту, а руководителей следует назначать по конкурсу. 

Киев входит в пятерку городов мира наиболее захламленных рекламой, его внешний вид радикально обезображен. При этом бюджет получает менее 2% доходов от рекламы. Лучше отказаться от этих копеек в пользу эстетической привлекательности города. Минимальное расстояние между рекламными носителями на улицах, например, должно быть ограничено до
75 метров. Киевтранспарксервис должен собирать деньги исключительно в безналичном виде, контроль над парковкой — осуществлять правоохранители, как это заведено в мире. 

Реформа воздуха, воды и тепла

Из киевского бюджета надо будет потратить несколько десятков миллионов гривен в год для контроля качества горючего на заправках. Дело затратное, но оправданное. Из-за некачественного горючего в воздух попадают ядовитые вещества, уничтожая здоровье горожан. Контроль можно будет удешевить, если привлечь к процессу крупные сети автозаправок, заинтересованных в устранении недобросовестных конкурентов.

Не только воздух, но и вода должна стать чище. Здесь важно раскрыть скрытое — нужны аудит сточных систем, проверка дождевой канализации на предмет незаконных сливов. Дождевые стоки в перспективе следует очищать так же, как и бытовые, — грязи и яда в первых, кажется, уже не меньше, чем во вторых. 

Вообще, должен действовать принцип: чем вреднее деятельность, тем больше бремя компенсации за ее осуществление. Это должно касаться всего — воздушного, водного, радиоэлектронного и архитектурного загрязнения. 

Что же касается ресурсов, их необходимо экономить. Например, следует поставить цель — 5% потерь воды при транспортировке, и планомерно, на протяжении нескольких лет, к этому показателю двигаться, заменяя по 1% труб в год.

Реформа власти

Киев должен иметь, по крайней мере, не меньшие права на самоуправление, чем другие украинские города. Для этого нужно внести соответствующие изменения в законодательство. 

Правила игры в Киеве должны определять сами киевляне. Для этого следует разработать новый устав города Киева, утвердить его решением КГР, потом — на референдуме.

В основу нового устава города должна лечь самоуправляемость киевской общины. Самоуправление будет осуществляться, в частности, через мэра, КГР и комитеты местных общин. Мэр должен избираться в два тура. Мэра и депутатов можно будет отозвать простым большинством голосов. Электронные референдумы должны стать рутинным способом принятия решений на всех уровнях. Киев должен функционировать как крупнейшая в Украине цифровая община, в лучших традициях исторически близких к нам Эстонии и Исландии.

Новый устав Киева должен предусматривать создание исполкома КГР с передачей ему нынешних полномочий КГГА в части, касающейся социально-экономического и культурного развития территорий. Саму же КГГА следует преобразовать в контрольно-надзорный орган государственной власти с полномочиями, не подлежащими передаче в сферу компетенции органов местного самоуправления города. Функция этого представителя центральной власти (по сути, представителя президента) — при необходимости оспаривать в суде правовые акты местной власти, как это заведено в странах ЕС.

Местное самоуправление необходимо осуществлять по возможности ближе к гражданам. 

Главным концентратором полномочий общины должен стать комитет местного самоуправления, охватывающий территорию с населением около 30 тысяч человек. 30 тысяч — это признанное социологией количество жителей, позволяющее им теоретически знать друг друга, а значит — эффективно взаимодействовать. Таким образом, новый устав Киева можно поделить примерно на сто самоуправляющихся общин, которые будут решать вопросы, ранее формально отведенные райрадам и администрациям районов. В частности, это первичная медицина, среднее и дошкольное образование, благоустройство территорий, размещение МАФов.

Комитет должен состоять из 10–15 человек (точную цифру следует оставить на усмотрение жителей на местах, пусть каждая община решает, сколько ей нужно представителей). Они будут работать бесплатно, на ротационной основе. Решения в пределах самоуправляющихся общин будут приниматься этим комитетом, а также — с помощью локальных электронных референдумов. Народовластие должно действовать беспрерывно, в любое время года. Киев должен иметь все регалии города с Магдебургским правом — муниципальную милицию, набранную преимущественно из киевлян, и собственных судей общей юрисдикции, избранных территориальной общиной.

Будущее — транспорт

Сейчас Киев трагически повторяет ошибки городов Америки и Европы середины прошлого века. Инвестирует средства в строительство новых дорог и расширение имеющихся. Но аксиома градостроительства, многократно подтвержденная на практике, заключается в том, что, сколько ни строй мосты, дороги, эстакады, туннели для машин, в долгосрочном периоде это будет лишь способствовать увеличению пробок. Например, Москва тратит едва ли не больше всего денег на новые дороги, но заторы не уменьшаются. 

Транспорт можно совершенствовать бесконечно, здесь Киев должен сделать цивилизационный скачок и перейти на подвижной состав, генерирующий ноль вредных выбросов. Это не так сложно, как звучит. Всюду, где можно, надо пустить трамваи. Где нельзя трамваи — пустить троллейбусы. Где нельзя троллейбусы — автобусы с двигателями, работающими на одной из передовых технологий — электричестве, водороде или природном газе. 

По косвенным подсчетам, в Киеве по меньшей мере 300–400 тыс. велосипедов. Но позорно небольшой процент их действительно ездит, а не стоит на балконах. Причина — стараниями начальников город пытаются приспособить только для машин, а велосипедам (как и пешеходам) трудно найти место. 

В Киеве в некоторых местах сложный рельеф, и это затрудняет ежедневные поездки на велосипеде. Необходимо, чтобы общественный транспорт "подружился" с велосипедистами. Надо оборудовать автобусы и троллейбусы устройствами для перевозки велосипедов, а также определить часы (например, после 9 вечера), когда велосипедисты смогут пользоваться метро. 

Наконец, надо сделать киевской нормой градостроительства наличие велопарковок у всех муниципальных заведений, средних и крупных торговых центров. 

Мнение, типичное для стран третьего мира, — на велосипедах ездят только неимущие, — пора менять. В общем, велосипед — не только удобное средство передвижения, это еще и средство воспитания людей с новым отношением к окружающей среде и обществу.

Те, кто регулярно ездит в метро, знают, как часто не хочется спускаться под землю. Пребывание в замкнутом подземном пространстве, кроме того, что физически не всегда комфортно из-за духоты и толпы, часто угнетающе влияет на психику. 

Поэтому в будущем, исходя из возможностей, надо строить только надземное метро эстакадного типа. Раньше метро проходило глубоко под землей из-за оборонных соображений и киевского рельефа. Строительство его стоило очень дорого, и теперь метро остается очень дорогим в эксплуатации: чтобы содержать туннели в надлежащем состоянии, необходимы значительные ресурсы и сложные технологии. Сейчас другие времена и есть возможность экономить. В среднем, туннели дороже даже, чем мостовые (эстакадные) конструкции, которые можно строить прямо над проезжей частью, чтобы не мешать пешеходам, велосипедистам и машинам.

Будущая архитектура

Киев должен развиваться как место, где житель может чувствовать себя уютно, иметь собственный двор. Малая- и среднеэтажная застройка должны доминировать, высотные дома с печальными пустырями вокруг них должны остаться в прошлом. 

Развитые страны давно уже не практикуют высотное жилищное строительство. Украина (и Россия) — среди немногих государств, еще строящих небоскребы. Причина — исключительно узколобие городского руководства и застройщиков. 

Мифом является то, что высотки разрешают увеличить плотность населения в городе. В действительности, из соображений безопасности и с учетом санитарных требований, строительные нормы требуют значительного расстояния между небоскребами. В результате количество жилой площади в микрорайоне, скажем, при застройке 17-этажными и трехэтажными зданиями получается практически одинаковой! 

Конечно, строительные нормы нередко нарушают, но это является аргументом в пользу низкоэтажного строительства: при внедрении новых, четких правил градостроительства высотки должны стать менее рентабельными по сравнению с трех- или четырехэтажками.

Будущее рядом

У Киева есть все возможности, чтобы в самом своем центре обустроить островки невиданной роскоши — по-настоящему дикой природы. Дикие птицы и звери гуляют возле Подола, краснокнижных черепах и рыб можно увидеть в нескольких минутах ходьбы от метро, это все вполне реально. Когда потребность в больших автомагистралях уменьшится, в Киеве можно будет создать так называемые природные коридоры, обеспечивающие доступ к самой настоящей дикой природе рядом с историческим центром и густонаселенными жилыми массивами. 

Более того, природные коридоры уже частично существуют, и градостроителям осталось буквально добавить последние штрихи, чтобы грандиозные проекты, запланированные самой природой, были завершены. 

Самый главный коридор — это сплошная цепь ландшафтных парков и заказников, которая начинается от Жукового острова, далее продолжается по урочищу-парку "Покал", соединяется с Лысой горой, через новый Ботсад и парки на кручах правого берега Днепра доходит до Владимирского спуска. Если создать природные мосты, соединяющие указанные территории, то возле Владимирского спуска можно будет увидеть представителей дикой фауны.

Рано или поздно — придется убрать шоссе вдоль правого берега Днепра, которое фактически уничтожает замечательный ландшафт от Подола и до моста Патона, делает его малопригодным для прогулок пешком или на велосипеде. 

Во многих передовых городах мира эту типичную градостроительную ошибку — расположение крупных транспортных магистралей вдоль водоемов — уже исправляют, пытаются прятать набережные магистрали в туннели, сужать, заменять их парками и прогулочными зонами. Для этого, конечно, следует предварительно позаботиться о снижении необходимости интенсивного использования автомобилей жителями.

Рельеф киевских холмов и наличие могущественной реки — это не столько проблема, сколько колоссальная возможность развития рекреационного потенциала Киева. Набережное шоссе следует спрятать в туннель, а сверху разместить прогулочную, велосипедно-пешеходную зону с зелеными насаждениями, максимум — с легкими зданиями. Таким образом, у Киева появится настоящее побережье, напоминающее Южный берег Крыма, — отвесные зеленые склоны с парками, клумбами, спортивными зонами и зонами отдыха, фонтанами, кафе и ресторанами будут спускаться к открытому водному пространству. 

В Киеве следует создать шесть больших национальных парков со строгим порядком охраны природы. В определенных зонах — запретить новое строительство и любую хозяйственную деятельность, наносящую ущерб природе. 

Парки должны появиться на основе всех зеленых зон Голосеевского района, зеленых насаждений Святошинского района, киевских островов, воскрешенного заказника "Жуков остров", Парка дружбы народов и, наконец, парка Партизанской славы.

Полюби своего соседа

Проблема Киева — миллионы людей, живущих в городе, лишены достаточных возможностей общаться друг с другом. Город спланирован так, что, кроме коммерциализированного пространства кафе и прочего "общепита", у его жителей вообще нет возможности совместно проводить время. 

Спортплощадки, места для "социальных" игр, открытые танцевальные площадки — фактически большой дефицит в столице. Нехватка непринужденного общения порождает привычку отстраненности друг от друга, следствием чего, в свою очередь, является преступность и низкая политическая культура. Последняя — не что иное, как производная от способности, т.е. привычки соседей находить общий язык. 

Будущее приходит к нам через города. Мы видим, что количественное увеличение потребления — более дорогие машины, совершенные компьютеры — не изменяют ничего в нашей жизни. Новый мир — это города, построенные по-новому. Именно через трансформацию городов цивилизация изменяет себя. Города — это площадки, где новейшие технологии встречаются с передовым искусством и высочайшими стандартами отношения к окружению. Сейчас уровень коррупции, грязи и стресса в Киеве выше, чем в среднем по стране. Без нормальной столицы никогда не будет нормальной страны. Киев страну тормозит, а через несколько лет, когда выздоровеет, — наоборот, будет тянуть за собой. Шанхай, Мумбай и Богота смогли вытянуть себя из более глубокой пропасти — сможем и мы. 

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 31
Выпуск №28, 21 июля-10 августа Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно