После заключения Конституционного соглашения казалось, что до осени более-менее спокойная жизнь нашему государству гарантирована. Функции всех органов государственной власти были распределены, каждый получил свой участок работы, и вперед за дело. Это, как водится, предполагалось в наилучшем варианте. На деле все выглядит совсем по-иному. События, связанные с отставкой генерального прокурора Украины Владислава Дацюка, уже показали, как быстро могут разбегаться противники по углам политического «ринга». Это, если оперировать боксерской терминологией, прошла схватка столичных «тяжей». В провинции же свои поединки в средней весовой категории — за звание глав администраций или соответственно за сохранение реальной власти у нынешних председателей областных Советов, или передачи ее другим лицам. Подготовка к новой борьбе проходит по всем правилам военного искусства — разведка на месте, рекогносцировка в «высших штабах» и нанесение сокрушающего удара по противнику из всех имеющихся под контролем средств. Одним словом — цель оправдывает затраченные усилия.
Не утверждая точно, как это выглядит в других областях, общий сценарий «разминки» можно наглядно рассмотреть на примере Луганщины. 19.06.1995 года от имени народных депутатов Украины, председателей местных Советов, руководителей предприятий и организаций, политических партий и движений, представителей общественности Луганской области принимается «Обращение к Президенту Украины», которое публикуется в республиканских и областных средствах массовой информации. Смысл его заключался в следующем: за год, прошедший с момента избрания на пост председателя Луганского облсовета П. Купина, ситуация в области резко ухудшилась, что подтвердила в своих выводах правительственная комиссия, работавшая в области в январе текущего года. Все это произошло из-за того, что областное руководство оказалось подвержено влиянию руководства обкому КПУ, первым секретарем которого также является П. Купин. Вся власть в области оказалась в руках идеологов одной партии, из-за чего предпринимались попытки срыва тех решений центральных органов власти, которые противоречили партийной программе. Но в то же время в области нашлись руководители, которые независимо от областных властей проводили в жизнь президентский курс на всестороннее реформирование общества. Лидерами этого движения стали председатель Луганского городского Совета А. Данилов и председатель Алчевского городского Совета Н. Кириченко. Заканчивалось же данное обращение разъяснением Л. Кучме, какими качествами должен обладать будущий глава администрации Луганской области с резюме, что этими качествами первый секретарь обкома КПУ П. Купин не обладает. В принципе, если называть вещи своими именами, это — первый шаг к тому, чтобы власть мирным путем перешла из дрогнувших рук обкома КПУ в мощные руки промышленников и представителей «новой волны» украинской политики. Но любой переворот, даже если он «мирный», предполагает насилие. Удастся ли его избежать, вот в чем вопрос. Тем более, что запас терпения у председателя Луганского облсовета кажется уже лопнул:
«А как ему не лопнуть, когда данное ничто иное, как смесь политического унижения и запоздалой смелости продолжающейся предвыборной борьбы, напичканного ложью и фантазией, безосновательными выводами из того, чего на самом деле нет. Начать с того, что когда оно появилось в областной печати, я попросил у редакторов газет показать мне копию данного документа с подписями. Его нигде найти не смогли. Это, во-первых. Во-вторых, люди, которые якобы подписали обращение к Президенту, подходят ко мне и говорят, что они впервые о нем слышат и никаких подписей под ним не ставили. А в-третьих, как бы отреагировал любой другой губернатор Украины, если бы к нему в кабинет зашел представитель предпринимательских структур и после выражения «соболезнований» по поводу состояния дел в области предложил подумать над тем, чтобы он — губернатор остался председателем областного Совета, а главой администрации Президент назначил другого? А после того, как «ходоку» доходчиво объяснили, что это невозможно, так как есть Конституционное соглашение, составной частью которого является Закон «О государственной власти», где в ст.46 написано, что главой администрации Президент может назначить только то лицо, которое было избрано председателем облсовета, предложили бы на рассмотрение другой вариант. Губернатор сам во время беседы с Президентом вносит предложение, чтобы и. о. главы администрации назначили другое лицо. Конкретно в моем случае, мэра Луганска А. Данилова. Давать ему «зеленый свет» я не собираюсь по нескольким причинам. Еще во время предвыборной борьбы, когда стало ясно, что он будет руководить городом, а я областью, мы встретились и договорились о том, что в случае нашего официального избрания будем работать, как это не покажется кому-то странным, вместе. По семи пунктам из девяти наши позиции совпадали. Это жизнь и думаю, что в рабочем порядке решили бы и их. Я со своей стороны после выборов сделал все возможное, чтобы то, о чем мы договорились, дало результаты. К сожалению, этого не произошло. Его слова так и остались словами. Это не по-мужски. Далее. Если мне кто-нибудь сможет доказать, что за год управления командой мэра, Луганск стал лучше, чем был, я его готов очень долго слушать. И последнее обстоятельство. Дело в том, что у нас с ним, как бы это мягче сказать, разные представления о законности. Думаю, жителям Луганска не надо объяснять, что я имею в виду, а соответствующие документы, подтверждающие мои слова, из одной из южных республик бывшего СССР, лежат в сейфе.
Что касается самого обращения, то факты, приведенные в нем, довольно спорные по многим показателям. Напечатали: «За 5 месяцев 1995 года объемы товарной продукции по Луганской области снизились на 25,3 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года». Мало того, что написано безграмотно — показателя объема товарной продукции уже лет десять нет в статистике, забыли уточнить, что за такой же период прошлого года объем промышленной продукции был снижен почти на 50% и получается, что нам удалось сократить его в 2 раза. «Предпринимались попытки остановить приватизацию...» Да, предпринимал. Но приватизацию незаконную. В соответствии с законом перечень объектов, подлежавших приватизации, должен быть утвержден на сессии городского Совета, а он утвержден исполкомом. Люди поверят, выкупят, а время пройдет — учредительные документы признают незаконными, и они потеряют собственность. Что, надо поощрять такую приватизацию? Оправдываться я не собираюсь, а буду продолжать работу».
В спорте есть понятие «фэйр плей» (честная игра). Политика, это тоже игра и зачастую за рамками правил. У каждой из областей Украины свои особенности и в каждой из них у руля стоит свой «...ист» (коммунист, националист, капиталист). «Игры», которые начались сейчас, очень далеки от честного соперничества. Не пора ли ввести болельщикам-избирателям свой приз за честную игру тому политику, который наиболее цивилизованным путем доберется до руководящего кресла. Мысль, конечно, интересная, хотя кажется абсолютно не реальная. Или нет, господа болельщики?