Множество копий уже сломано и еще будет ломаться по поводу проекта новой Конституции. Повышенным вниманием пользуются у заинтересованных лиц разделы о высших органах законодательной и исполнительной власти, о полномочиях и функциях Президента страны, премьер-министра, о местном самоуправлении... Однако в интервью с заместителем председателя парламентской комиссии по вопросам правовой политики и судебно-правовой реформы Александром Лавриновичем я решила коснуться других «конституционных тем». На мой взгляд, не менее любопытных.
- Как в новом проекте Конституции решена проблема «депутатов-совместителей»? Как известно, неоднократно обсуждение этого вопроса проходило в Верховном Совете весьма бурно...
- В новом Основном Законе определено, что члены парламента должны осуществлять свои функции исключительно на профессиональной основе. При этом, к большому сожалению, сохранен механизм, когда принятие решения о лишении полномочий депутата (сенатора) в случае нарушения данной нормы принимается большинством соответствующей палаты. Мы уже видели в нынешнем Верховном Совете, что сделать это невозможно. Такое решение может быть принято только в том случае, когда большинство будет лишать полномочий представителя меньшинства. Если же «совместителем» будет представитель большинства, то решение никогда не будет принято.
В случае нарушения Конституции член парламента, как и при нарушении Закона любой гражданин, должен нести ответственность. Таким образом очевидно, что механизм, который призван обеспечить исполнение конституционной нормы о работе парламентария на постоянной основе должен реализовываться в судебном порядке.
- В тексте проекта новой Конституции такой судебный механизм не предусмотрен. Надо думать, норма «о профессионализме» парламентариев еще вызовет много споров. В будущем.
Сейчас «эпицентром» разговоров вокруг Основного Закона, кроме, конечно, его содержания, является механизм его принятия. Как все-таки будет принята Конституция?
- Так, как она и должна быть принята, - всеукраинским референдумом. То, что нынешний Верховный Совет не сможет принять новый Основной Закон, это очевидно. Причем депутаты не смогут прийти к согласию относительно любого проекта. Мы, к слову, наблюдали пикантную ситуацию, когда рассматривался проект Закона о государственной власти и местном самоуправлении, и норма, один к одному переписанная из текста действовавшей Конституции, не набирала не то что конституционного, а даже и простого большинства. Или взять голосование по Концепции Конституции «Украинской Советской Социалистической республики», представленной комиссией ВС по вопросам государственного строительства. 186 депутатов поддержали этот документ. Т.е. они однозначно не поддержат проект Основного Закона, разработанный рабочей группой Конституционной комиссии.
- Но вынесение проекта Конституции на референдум - процесс очень длительный, и он явно не завершится к 8 июня текущего года. Поэтому следующий вопрос - к вам как к одному из авторов Конституционного Договора между Верховным Советом и Президентом. Что будет после того, как мы отметим - 8 июня - годовщину подписания этого документа? Ходят «слухи о его кончине»...
- Для ответа на этот вопрос нужно... просто уметь читать. Вот документ. Читайте его название.
- «Конституционный Договор между Верховным Советом Украины и Президентом Украины об основных положениях организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления в Украине на период до принятия новой Конституции Украины».
- Да, «на период до принятия новой Конституции Украины». То есть, уже в названии этого документа определены сроки его действия. Читаем дальше. Заключительный раздел. «До принятия новой Конституции Украины Стороны строго придерживаются положений данного Конституционного Договора и действуют в полном соответствии с ним». И еще: «Стороны понимают, что неисполнение положений данного Конституционного Договора приведет к хаосу в общественной жизни, развалу экономики, возникновению угрозы гражданского конфликта, и поставит под сомнение само существование суверенной демократической Украины».
- Хорошо, но откуда тогда взялся постулат о годичном сроке действия Договора?
- Из статьи, где говорится: «Признать необходимым создание надлежащих условий для ускорения и успешного завершения конституционного процесса в Украине с тем, чтобы принять новую Конституцию Украины не позже одного года со дня подписания данного Конституционного Договора». Условия, как мы видим, создаются, необходимость всеми понимается, а срок действия Договора определяется совсем другими его нормами.
Конечно, до 8 июня у нас не будет нового Основного Закона. Но я надеюсь, что к пятой годовщине независимости Украины Конституция страны будет принята.
В заключение хотелось бы заметить, что проект новой Конституции, подготовленный рабочей группой Конституционной комиссии, был роздан руководителям депутатских групп и фракций в последний день зимы. 11 марта Конституционная комиссия предполагает рассмотреть этот документ на своем заседании.