- Корни степные, но душа рядом с морем стала морская. Степью и морем и занимаюсь после журфака. Все, что там происходит, как говорится, ни умом понять, на аршином измерить. Можно только «Зеркалом» отражать, в котором собкор, как кошка, гуляет сама по себе
На прошлой неделе Ильичевск трясло от возмущения. Мэр города не мог трое суток, по его словам, прийти в себя. В срочном порядке вопрос рассматривала сессия горсовета. В экстренном порядке заседала конференция трудового коллектива Ильичевского порта. В этот же день в адрес Президента страны были отправлены обращения с просьбой о помощи. Портовики случившееся назвали чрезвычайными обстоятельствами.
Поводом для такого беспокойства послужило письмо главы Одесской облгосадминистрации Сергея Гриневецкого на имя Президента Украины. В нем областная администрация предлагает паромный комплекс Ильичевского морского порта передать в аренду судоходной компании «Укрферри» и просит содействия в решении этого вопроса.
СК «Укрферри», как судовладелец паромов, работающих на линии Ильичевск-Варна и Ильичевск-Поти/Батуми, вот уже пять лет выступает с предложением объединить воедино паромы и береговой комплекс со всеми гидротехническими и инженерными сооружениями. А точнее, присоединить к своей судоходной компании на правах аренды (или каких-либо других) два причала. Но вся проблема в том, что Ильичевский порт, которому принадлежит комплекс, категорически против. Против передачи комплекса «Укрферри». На любых условиях. Однако, несмотря на возражения портовиков, руководство судоходной компании от своих намерений не отказалось. И как только оно предпринимает решительные шаги, чтобы воплотить в жизнь свою идею, порт, естественно, поднимает большой шум. Так произошло и на сей раз.
Действия СК «Укрферри» руководство порта и города назвали очередной попыткой отобрать у портовиков комплекс, заполучить часть государственного имущества в пользу своей фирмы, которая, по сути, является частной. «А вдруг получится оторвать кусочек в акватории порта?» - тревожились они. По словам начальника Ильичевского порта Станислава Стребко, это и есть истинный мотив руководства «Укрферри». Ведь если следовать их логике, - пояснял он, - то каждой судоходной компании необходимо раздать причалы всех портов. Но это же глупость самая настоящая. И потом не надо забывать: помимо «Укрферри», есть еще два парома болгарской судоходной компании, которые точно так же в этой обойме ходят и работают».
Отмечалось, что все делается без согласия трудового коллектива, без согласования с руководством города и порта, с нарушениями законодательства. Особо подчеркивалось, что отторжение будет иметь тяжелые последствия для коллектива порта, который своей работой и регулярными платежами обеспечивает выживание города Ильичевска. Это может привести даже к развалу порта в целом. Более того, действия «Укрферри» городским и портовым руководством расценены как политическая провокация накануне выборов. Обо всем этом и идет речь в обращениях к Президенту страны Леониду Кучме, принятом на сессии горсовета и на конференции трудового коллектива. Чтобы снять напряжение, возникшее у 10-тысячного коллектива порта и всего населения Ильичевска, которое, оказывается, находится на грани социального взрыва, просят не допустить разграбления государственной собственности и развала порта.
Ильичевцы готовы чуть ли ни грудью защищать собственные интересы. «Мы все будем стоять насмерть, - говорил мэр Ильичевска Валерий Хмельнюк на конференции трудового коллектива. - Узнав о случившемся, у нас было желание на этой конференции принять решение и уйти всем коллективом порта на аренду или дать согласие на уход на аренду коллективу паромного комплекса. Но мы не знаем, кто через пять лет возглавит порт, куда поведет группа арендаторов. Поэтому, пересмотрев сотни вариантов, пришли к мысли, что не можем отдать наши причалы, фонды, не можем допустить растаскивания порта, допустить того, чтобы нас постигла участь ЧМП». На конференции звучали и предложения создать в порту постоянно действующий забастовочный комитет, чтобы сразу пресекать любые попытки разрушить единую и неделимую структуру.
Но если говорить по большому счету, то кто знает, чем бы увенчались попытки руководства «Укрферри», если бы между первыми руководителями был мир и согласие. Ведь борьба за комплекс давно превратилась в тихую, непримиримую вражду между портом и судоходной компанией. Между тем руководство порта, которое сегодня так рьяно отстаивает целостность своего предприятия и выступает против всяческих посягательств на его причалы со стороны коммерческих структур, отдало в аренду под зерновой комплекс на довольно-таки приличный срок иностранной компании причал, где перерабатывался металл. Сейчас, кстати, в срочном порядке строится вторая очередь.
После бурной реакции, которую продемонстрировал Ильичевск, руководство «Укрферри» было вынуждено провести пресс-конференцию, куда, кстати, были приглашены и представители порта. Главный аргумент «Укрферри» - это экономическая целесообразность. Руководство компании считает, что если паромный комплекс перейдет под их управление, то сразу же сократятся затраты на его содержание, снизится ставка платы за использование портовых сооружений, так как не будут учитываться огромные общепортовые накладные расходы, что, несомненно, сделает паромные перевозки более привлекательными. Порт же считает совсем иначе. Он утверждает, что берет за проход груза в четыре-пять раз меньше, чем в Поти и Батуми, и в три-четыре раза меньше, чем в Варне, и что именно «Укрферри» установила высокие ставки на перевозку. И так буквально по каждой позиции…
Противостояние дошло сегодня до абсурда. После того, как на имя Президента страны было отправлено письмо губернатора с просьбой передать паромный комплекс СК «Укрферри», вслед за ним на имя первого вице-премьера Украины А.Кинаха ушло письмо начальника порта С.Стребко с просьбой забрать в «Укрферри» два парома и передать их порту или Ильичевскому муниципальному пароходству или ЧМП. Аргументы? Примерно такие же, как и у компании «Укрферри», которая стремится заполучить паромный комплекс: партнер неэффективно работает, завышает тарифы, что тормозит развитие паромных перевозок, и так далее. Правда, в доводах порта есть и нечто свое, новое или, вернее, незабытое старое. Цитирую: «Такое решение дало бы возможность сделать движение паромов и все вопросы их использования полностью руководимыми для Минтранса и правительства в целом».
Но самое интересное не это или не только это. В письме речь идет о перевозках дизельного топлива из Азербайджана в Украину. Дело в том, что перевозки через территорию Грузии и, стало быть, через паромную переправу дороже, чем по железным дорогам России, поэтому азербайджанская сторона настаивает на более дешевом пути. Порт всесторонне, как он пишет, изучил этот вопрос и для эффективного обеспечения выполнения постановления правительства предлагает организацию морской части перевозок топлива сконцентрировать в руках одного-двух предприятий с государственной формой собственности. И на этом основании он предлагает забрать паромы в «Укрферри» и передать порту.
По словам президента СК «Укрферри» Александра Курлянда, руководство Минтранса через Генеральную прокуратуру добивалось, чтобы с их компанией был разорван договор аренды, хотя у нее нет никаких задолженностей ни перед государством, ни бюджетом, ни по зарплате. «Но мы, - говорит он, - успели застраховать договор аренды от разрыва на 20 млн. долларов. И теперь те, кому это захочется сделать, будут иметь дело с английским клубом».
Вряд ли можно работать нормально в такой ситуации. В Министерстве транспорта, в зависимости от того, кто его возглавляет (а за последние пять лет начальников сменилось много), принимают сторону то Ильичевского порта, то «Укрферри». Сейчас враждующим сторонам предлагают сесть за стол переговоров. Они не возражают, но констатируют, что за пять лет добиться компромисса не удалось.