Когда нет времени на мертвых — значит, уже нет дела и до живых

22 января, 2016, 22:00 Распечатать Выпуск №2, 22 января-29 января

Нужен ли украинцам национальный пантеон, нужно ли увековечивать память защитников Украины как прошлых времен, так и настоящего? Практически любой замысел, который нуждается в хлопотной работе и воле к реализации, часто натыкается на украинское "несвоевременно". Многие замыслы, реформы и важные для государства начинания так и не реализовываются вовсе не из-за отсутствия средств или общественного консенсуса, а из-за отсутствия желания и воли к изменениям: "несвоевременно" продолжается годами...

Новейшая российско-украинская война — как соль на рану. Она резко и болезненно выявила многочисленные недостатки нашего государства. Даже проблемы, казавшиеся обществу второстепенными, а то и вовсе не достойными внимания, вдруг напомнили о себе.

Безопасность границ, армия и флот, разведка и контрразведка, социальное обеспечение ветеранов, поддержка военных инвалидов — эти и многие другие вопросы война поставила перед Украиной ребром. Куда ни глянь — практически везде ситуация критическая, а, следовательно, нужны специалисты и значительные средства.

Народ без героев — государство без защитников

Много страниц написано, а еще больше сказано самими военными о проблемах наших Вооруженных сил: целенаправленном и продолжительном их уничтожении, недостатке финансирования, "выдавливании" в отставку и на пенсию ценных специалистов,
галопирующей распродаже и повсеместном расхищении материально-технической базы и т.п.
Как следствие — умышленное унижение достоинства человека в форме.

Однако в личном общении сами бойцы чаще всего говорят об обязанности государства не перед армией, а перед погибшими побратимами. Как-то один из украинских добровольцев сказал: "Когда нет времени на мертвых — значит, уже нет дела и до живых". Этими простыми словами до сих пор руководствуются США, Великобритания, Германия, Турция, Польша, Франция… Бесспорно, их политика безопасности далека от совершенства, однако поучиться у них есть чему. Вспомните, как Анкара выдавала россиянам тело погибшего пилота Су-26. Это не шоу для мировых СМИ. Это отношение нации воинов к погибшим бойцам — и на таком отношении к человеку в форме воспитывается турецкая молодежь.

Молодой человек начинает свое знакомство с армией не с момента вручения повестки в армию и не с поступления на военную кафедру, а узнает об истории борьбы за свободу и независимость из школьных учебников, рассказов учителей, кинофильмов и книг. И в мирное время услышанное в школе, увиденное в фильмах и прочитанное в книгах контрастировало с реальным отношением к тем, кто собственной жизнью прокладывал путь к независимой Украине. Со времени падения большевистской империи украинское государство будто стыдилось своих борцов и героев. В лучшем случае власть предпочитала не знать и не помнить павших воинов Армии УНР, УГА, Карпатской сечи и УПА. В дни памяти Крут и Базара, на Покров и 22 января, в годовщину боев и военных побед украинцы несли цветы к… Тарасу Шевченко. Ведь в воображаемом украинском пантеоне только ему (и лишь в образе старого деда в кожухе) Москва позволила появиться в граните и бронзе. Этот фольклорный образ страждущего мыслителя, санкционированный еще митрополией, чиновники уже независимой Украины заботливо берегли и охраняли. А о том, чтобы должным образом воплотить образ современного самодостаточного государства, готового защищать свою независимость от кого-либо, хотя бы и от России, официальный Киев боялся даже думать. 

Уже и после обретения Украиной независимости ни Петлюра, ни Бандера с Шухевичем не стали в нашем государстве важными символами национальной памяти. Примером и образцом здесь был образ хитрого хохла-приспособленца с дулей в кармане, готового лезть по украинским головам к властному корыту — "главное, чтобы человек был хороший". Именно этот образ на протяжении многих лет вбивали в головы граждан. В этой "концепции национального бытия" не могло быть места ни для самодостаточной внутренней и внешней политики, ни для современной армии. Ведь государство, не имеющее собственных интересов, не нуждается и в собственной армии для их защиты. Особенно ситуация ухудшилась в годы правления Януковича. Военный истеблишмент был на иждивении Кремля, многие высокие должностные лица МО Украины оказались банальными предателями…

Аллея героев или Национальный пантеон?

Ситуация резко изменилась после Революции достоинства и с началом российско-украинской войны. Общество осознало потребность в сильной и боеспособной армии. Человек в форме стал ассоциироваться с защитой отчизны. Потери, понесенные в боях в Донбассе, бередят нашу память, и мы просто обязаны воздать должное тем, кто собственно создавал Украину и во все времена становился на ее защиту.

Идею украинского национального пантеона актуализировала сама жизнь. В январе 2015 г. Верховная Рада приняла постановление "Об увековечении памяти Героев Украины, отдавших свою жизнь за свободу и независимость Украины" (№97-VIII). Документом предусмотрено "создание в центральной части столицы Украины городе-герое Киеве Украинского национального пантеона (Мемориального комплекса)". Уже в августе Петр Порошенко издал указ "О мероприятиях по созданию мемориала украинских героев" (№508/2015), которым Кабмину поручено разработать и утвердить конкретные мероприятия по созданию в столице Украины мемориала украинских героев. И, наконец, 25 ноября 2015 г. парламент принял постановление "О праздновании 125-летия со дня рождения Евгения Алексеевича Коновальца (16 июня 2016 г.)" (№ 831-VІІІ), которым, среди прочего, предусмотрено перезахоронение на территории Украины останков лидера Организации украинских националистов, погибшего от рук агента НКВД Павла Судоплатова в Роттердаме в 1938 г.

Так что и парламент, и президент понимают необходимость появления в Украине сакрального места памяти. Но как оно будет выглядеть, и каким содержанием будет наполнено?

Идея сооружения в Киеве национального пантеона не нова и имеет по меньшей мере десятилетнюю историю, однако до сих пор не была реализована из-за отсутствия политической воли первых лиц государства. Принятие ряда нормативно-правовых актов, касающихся чествования памяти погибших защитников Украины, дает надежду, что пантеон будет сооружен уже в ближайшее время. Чрезвычайно важно, чтобы, с одной стороны, заявленное намерение не осталось "прожектом на бумаге", а с другой — не было сведено к политической пиар-акции — установлению памятного знака в Парке славы или отдельному перезахоронению в центре столицы.

Места памяти: мировой опыт

Практически все современные европейские государства создали национальные пантеоны, которые не только играют роль усыпальницы выдающихся государственных деятелей, но и служат одним из незримых факторов национальной интеграции и государственного самоутверждения.

Польша. В стране есть две усыпальницы выдающихся поляков — в Кракове и Варшаве. Краковский пантеон начат погребением в 1173 г. князя Болеслава Кудрявого в Кафедре на холме Вавель. Здесь покоятся представители польских королевских династий, государственные деятели и деятели культуры (в частности, харизматичные вожди Польши Тадеуш Костюшко и Юзеф Пилсудский, поэт Адам Мицкевич), многие другие. В апреле 2010 г. здесь торжественно похоронили президента Польши Леха Качиньского и его жену Марию, погибших в Смоленской авиакатастрофе.

пант_3
Могила Неизвестного солдата в Варшаве

В Варшаве пантеон великих поляков находится в крипте (нижней части) Храма Божьего провидения и предназначен для погребения "самых выдающихся польских патриотов, а также людей культуры и науки". Среди захороненных здесь — менее известные личности, такие как Рышард Качоровский (последний президент Польши в изгнании), Кшиштоф Скубишевский (министр иностранных дел Польши в 1989–1993 гг.), Зофия Корбонская (общественный деятель), Здзислав Круль, Здзислав Пешковский и Юзеф Йонец (католические священники).

Кроме этих двух пантеонов, в Польше есть еще одно сакральное для поляков место — варшавская могила Неизвестного солдата. Назначение могилы-памятника — быть местом почтения на государственном уровне памяти всех, кто отдал жизнь в борьбе за независимую Польшу. Идея этого символического места своеобразна и неповторима. Прах неизвестного солдата выбрали жеребьевкой и перенесли в Варшаву. Сама могила, в которой перезахоронили неизвестного воина, расположена не на аллее или площади, а в колоннаде Саксонского дворца, точнее — в основе трех средних аркад колоннады. На надгробии высечено: "Здесь лежит польский воин, павший за Отчизну". В изголовье погребения — чаша Вечного огня. Колонны обрамлены восемнадцатью щитами с названиями выдающихся битв Войска Польского. Возложение цветов к могиле Неизвестного солдата — неотъемлемая часть дипломатического протокола. Все иностранные делегации обязательно посещают это захоронение.

Франция. Усыпальница выдающихся французов — в Париже, в Соборе святой Женевьевы. Этот помпезный памятник классицизма, построенный в XVIII в., несколько раз менял свое назначение. Сначала он служил местом вечного покоя святых и королей. Позже, во времена Великой французской революции, культовое здание превратили в общественное место, лишив его религиозного содержания. Центральными фигурами пантеона стали выдающиеся деятели революции — Вольтер, Руссо и Марат. Во времена правления Наполеона пантеон снова стал храмом, в крипте которого император распорядился хоронить знаменитых воинов и государственных мужей. В 1830 г., после очередной революции, пантеон опять перестает быть храмом, остается местом упокоения выдающихся французов и одним из главных туристических объектов французской столицы. Кроме упомянутых выше деятелей революции, здесь похоронены полководцы периода Наполеоновских войн (Жан Поль и Лазар Карно), ученые (Пьер и Мария Кюри, Жозеф Луи Лагранж и Поль Ланжевен), писатели (Виктор Гюго и Эмиль Золя), президент Французской Республики Сади Карно, изобретатель шрифта для слепых Луи Брайль. Французский пантеон, как и польский Вавель, функционирует до сих пор. Так, в 2002 г. в пантеоне был перезахоронен выдающийся писатель Александр Дюма-старший.

пант_5
Могила Вольтера в Парижском пантеоне

Великобритания.Одним из главных мест памяти для британцев стало Вестминстерское аббатство, сооруженное почти тысячу лет назад. Здесь, в крипте храма, покоятся те, кто прославил британскую корону: писатель Чарльз Диккенс, учитель Ньютона Исаак Барроу, поэт и драматург Роберт Браунинг, а на территории аббатства похоронены короли Эдуард ІІІ, Ричард II и многие др. Кроме реальных погребений, на территории аббатства расположено много кенотафов (символических погребений). Здесь провожают в последний путь выдающихся британцев.

пант_2
«Уголок поэтов» в Вестминстерском аббатстве, где традиционно хоронят выдающихся английских писателей

Пантеоны в храмовых криптах довольно распространены и в европейских, и латиноамериканских странах. Например, усыпальницами выдающихся граждан Португалии, Парагвая, Венесуэлы и других стали римо-католические соборы.

Каким будет украинский пантеон?

Бесспорно, давняя традиция европейских усыпальниц весьма далека от реалий. Украина нуждается в сакральном месте, которое будет символизировать стремление нации к свободе и независимости. Национальный пантеон должен стать не просто военным мемориалом, не полем почетных погребений и не кладбищем в центре города, а символом государственности, местом почтения тех, кто посвятил жизнь Украине, прославил ее в искусстве и науке, отдал за нее жизнь. Пантеон должен отображать протяженность нашей истории от княжеской Руси и до настоящего. Сердцевиной этого сакрального места может быть могила украинского воина, погибшего в российско-украинской войне (2014–2016 гг.). Здесь могли бы появиться как кенотафы самых выдающихся украинцев, так и реальные погребения, перенесенные в пантеон.

Пантеон — это не аллея почетных погребений, как на Байковом кладбище, не место вечного покоя депутатов и членов правительства. Это не кладбище. Главное назначение пантеона — объединить живых, стать местом, где обычный человек будет чувствовать причастность к истории великого народа.

Значение такого места для национальной консолидации и утверждения идей государственности и соборности трудно переоценить. Пантеон станет важным и действенным инструментом воспитания украинской молодежи, местом церемоний и торжеств: вручения высоких государственных наград, принесения присяги военными, празднования Дня независимости, Дня Конституции, Дня Государственного флага и т.п. Возле могилы Неизвестного солдата круглосуточно будут нести почетный караул бойцы Отдельного полка президента Украины, а смена почетного караула станет одним из ритуалов столицы, посмотреть который придут и киевляне, и туристы.

Ко времени

Нужен ли украинцам национальный пантеон, нужно ли увековечивать память защитников Украины как прошлых времен, так и настоящего? Практически любой замысел, который нуждается в хлопотной работе и воле к реализации, часто натыкается на украинское "несвоевременно". Многие замыслы, реформы и важные для государства начинания так и не реализовываются вовсе не из-за отсутствия средств или общественного консенсуса, а из-за отсутствия желания и воли к изменениям: "несвоевременно" продолжается годами...

Именно сейчас, когда ведется вооруженная борьба за суверенитет нашего государства и неприкосновенность его границ, когда мы переосмысливаем историю освободительной борьбы, как никогда ко времени оказать почести национальным героям — поставить их в пример тем, для кого главным моральным мерилом всегда была любовь к Украине и своему народу.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 1
  • Andrew12 Andrew12 27 січня, 16:57 Знову теж саме. Запишемо в історію УНА, УПА УНР та інших героїв "былых времен". Діло добре якщо дійсно розповідати про героїв дійсних. Але чому ми не пишимо книжок не знімаємо фільмів не розповідаємо в школі не показуємо по ТВ тих героїв які остановили рашістьську навалу. Вони теж мають свої призвища ці рядові, сержанти, лейтенанти, капітани , майори та інші. Поки драпали хенерали та інші боягузи під Іловайском, Дебальцево це вони стояли до останнього і не пропустили далі банди гопників.Де їм не пантіон ні , хоча би повага суспільства . согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №1288, 28 марта-3 апреля Архив номеров | Последние статьи < >
Вам также будет интересно