Читая Геродота

8 февраля, 2013, 19:00 Распечатать Выпуск №5, 8 февраля-15 февраля

Средневековье? Нет, нам ближе  к невольничьим временам  

Статья историка Дмитрия Зайца о Средневековье в нашей жизни (ZN.UA, 01.09.2012) написана без иронии. Наоборот, ее можно воспринять как исповедь интеллигентного мечтателя, желающего хоть немного приукрасить суровую действительность. Так, сравнивая наш государственный порядок с монархическим, он забыл заметить, что европейские королевства являются образцом обеспечения прав человека. Великобритания, даже при отсутствии конституции, может гордиться неукоснительным исполнением законов, а Великое герцогство Люксембург и княжество Лихтенштейн достигли наивысшего ВВП на каждого подданного.

СССР, сделав шаг назад от феодально-монархического строя, почти 70 лет сохранял признаки рабовладельческого. В общественной и политической жизни большинства постсоветских стран такая тенденция, к сожалению, углубляется. Осознать это помогают исторические источники, отражающие события 2500-летней давности.

В 2001 г. Иван Билык за исторический роман "Золотой Ра" был справедливо награжден Государственной премией им. Т.Г. Шевченко. Свободный пересказ "Истории" Геродота особо интересен творческим описанием похода персидского царя Дария на скифов, то есть в пределах современной Украины. Большое внимание автор, как и сам Геродот, уделил трагедии Гистиея из Милета, вместе с другими ионическими тиранами служившего персидскому царю. Ионянам было приказано возвести переправу через Дунай, преграждавший персам путь в Скифию. Но авантюра закончилась поражением Дария, который сам себя обрек на неудачу: обещал вернуться через 60 дней, но не уложился в назначенный срок. И Гистией, уже не связанный даже словом, мог действовать по своему усмотрению. Скифы советовали разобрать переправу и покончить с Дарием: он уже никого не сможет завоевать, а Иония станет свободной! Ионяне были согласны. Но Гистией, боявшийся своего народа, все же возразил: он, как и остальные тираны, владеет Милетом по милости Дария, поэтому следует перехитрить скифов, разобрав лишь половину моста с их стороны, а как только появится разгромленное войско Дария — быстро восстановить переправу. Тираны радостно согласились, расхваливая смекалку Гистиея. Когда персидская армия была спасена, Гистией попытался объяснить свой поступок скифскому военачальнику. Тот презрительно бросил: "Ионяне — лучшие в мире рабы!"

Потом, осознав смысл упрека и свою ошибку, Гистией перестал повиноваться, возглавив сопротивление угнетателям. Но муза истории Клио оказалась безжалостной: восстание подавлено, Гистиею отрубили голову, в Ионии разруха. Жители родного Милета были отправлены в малярийную Месопотамию, а вместо них появились поселенцы, лояльные к Персидской империи... Кроме вывода, что жажда власти — пагубный инстинкт, а хитрость — плохой заменитель ума, заметим, что уже в Средневековье этноцид был "не в моде", ибо всякий феодал или монарх заботился о заселении земель, развитии ремесел и торговли. Иначе не у кого собирать подати. Рабы налогов не платили, но трудились за еду и одежду, являясь главным источником накопления богатств. Поэтому во времена Геродота замена народов была обычной практикой; почти половина греков оказалась за пределами Эллады. Нынче тот же эффект достигается по-другому: целенаправленное обнищание и, как следствие, депопуляция (нерождаемость), вынужденная многомиллионная эмиграция. Кто же будет вместо народа? Читайте Геродота: свободные греки рассеивались по Европе и Азии, оставались рабы и олигархи.

Отец исторической науки объяснял походы царей Дария и Ксеркса их имперской спесью и жаждой мести. Почти все современные тираны подчеркивают свою набожность, носят иконки и крестики, временами посещают храмы, но чувство мести руководит их поступками, как и в дохристианские времена, а спесь и гордыня не дают им покоя в присутствии свободного человека, как и древнеперсидскому язычнику.

Античные державные мужи действовали не в соответствии с законами, а по своему усмотрению, предварительно посовещавшись с несколькими богами, нередко сразу с греческими и персидскими. Совещались через оракулов и магов, чьи изречения толковали в соответствии со своими целями. В последнее время и у нас появилась привычка молиться на всякий случай многим богам. После церкви "верующий" идет к экстрасенсу или гадалке, а потом — на собрание партии ленинцев. Геродот вспоминает, что греки и персы долго не решались начать битву при Платеях (479 г. до Р. Хр.), многократно переистолковывали изречения оракулов, дабы оправдать свою нерешительность. Спустя два с половиной тысячелетия нам понадобился Конституционный суд, чтобы толковать Конституцию, будто это не утвержденный парламентом и подлежащий неукоснительному исполнению Основной закон государства, а туманные речи некого оракула.

Идеал авторитарных отношений — добровольное подчинение авторитетам в соответствии с установленной иерархией. На вершине — царь, генеральный секретарь, даже президент, но всегда это вождь, мистический авторитет. Такое общество традиционно — в отличие от либерального, где гражданин не должен склоняться перед авторитетами, как и перед любым чиновником, который для него значит не больше, чем продавец у прилавка. Для него важно не место в иерархии, а равенство всех членов общества, при котором он может реализоваться благодаря общественному договору, который Руссо считал необходимым условием цивилизации... От современного авторитаризма до рабовладельчества недалеко; как и тогда, господствует правовой произвол, отношения регулируются сословными и кастовыми традициями, личной милостью и чувством благодарности. Во всех случаях физическая сила и авторитет имеет преимущество над человеческим опытом и умом.

Семилетний мальчик отжимается от пола четыре тысячи раз, а взрослые дяди фиксируют мировой рекорд. Разве это не яркий факт биографии будущего авторитетного политика? Как и в Древней Греции, деяния богатырей, тем более, олимпийские игры, становятся главными событиями и затмевают все остальное. Победители соревнований приближаются к вершине общества, особенно если в моде именно этот вид спорта. Олигарх, за ним футболист, менеджер, политтехнолог... Но если при Геродоте "засветка" с "раскруткой" требовала определенной проверки временем, то нынче благодаря телевидению процесс появления и обработки авторитетов сведен к минимуму. 

Олигархия, то есть "правление немногих", известна с древнегреческих времен. Впрочем, особенно пышно расцвела она в постсоветском обществе. При этом суть и содержание понятия не изменились. Кучка очень богатых людей "в ручном режиме", как и в седую старину, верховодит страной, только теперь это обычно происходит за кулисами официального парламента и правительства. Все же как-никак на нас Европа посматривает! Недавно режиссер Кшиштоф Занусси рассказывал, что его фильм "Сердце на ладони", где незабвенный Богдан Ступка играл олигарха, польские зрители восприняли как фантастику, ведь в Польше олигархов просто нет. Политика отделена от бизнеса. Так близко — и так далеко, будто иная эпоха!

В покоренных персидскими царями греческих полисах постепенно сужались права общины, угасала ее активность, оскудевали ремесла и торговля... Далекое, но такое знакомое! Сегодня в Святошинском районе Киева нижние звенья самоуправления уже отсутствуют, как и во всей столице. Депутаты других уровней представляют не граждан, а партии. Демократическая горизонталь исчезает, а властная вертикаль упрощается до 2–3 ступеней, как в Древнеперсидской державе: тиран, сатрап, над ними — царь.

Афинский стратег Фемистокл и македонский самодержец Александр I вели двойную игру, шантажируя обе стороны. Сиракузский тиран Гелон послал на помощь эллинам корабли, но те так и не прибыли к месту боя будто бы из-за плохой погоды. Все втроем, на словах заботясь о свободе Эллады, в то же время убеждали персидского царя в своей лояльности. Это нам ничего и никого не напоминает? При отсутствии внутренней мотивации, подсказанной моральными принципами, олигархи действуют, исходя из внешних мотивов. Их ситуативная мораль заражает слабых. Феномен "тушек" присущ как авторитарному, так и псевдодемократическому обществу, где власть народа лишь декларируется.

Подкуп, взяточничество и казнокрадство в языческом мире были такими же обычными и откровенными. Фемистокл, получив 30 талантов (тонну) серебра на защиту детей и челяди своих союзников, меньшую часть использовал по назначению, остальное оставил себе. Хоть и случались (как и теперь) вспышки высокого духа, чей свет донес нам Геродот. На уговоры покориться персидскому царю афиняне ответили: "Нет на свете столько золота, чтобы мы ради этого захотели предаться в рабство!" Возможность выбора была. Не случайно в Афинах власть выбирали лишь свободные граждане. Они же, наконец, изгнали Фемистокла из своего города.

...Ежедневно на наших глазах вершится История. И во все времена у человека есть право выбора. Библейский Исав продал свое первородство (право на наследство) за чечевичную похлебку. Его потомки уже не творили Историю, и апостол Павел в одном из своих посланий предостерег, чтобы не было "блудника или нечестивца", который, как Исав, отказался от первородства "за одну снедь". Сегодня продают право выбирать свое будущее за гречку. Неужели и нам выпадет доля геродотовых ионян, раздавленных между Европой и Азией? Нет — если своими руками не спасем угнетателя, и сожжем мосты, по которым возвращаются в рабство.

Оставайтесь в курсе последних событий! Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Заметили ошибку?
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter
Добавить комментарий
Осталось символов: 2000
Авторизуйтесь, чтобы иметь возможность комментировать материалы
Последний Первый Популярные Всего комментариев: 2
  • Читающий Читающий 10 лютого, 11:24 "в отличие от либерального, где гражданин не должен склоняться перед авторитетами, как и перед любым чиновником, который для него значит не больше, чем продавец у прилавка" // пардон, продавец у прилавка для либерального общества значит именно то, что чиновник для какой-нибудь азиатской деспотии. При либерализме человек склоняется перед авторитетом Денег. И его позиция в обществе определяется тем, сколько у него, как выражался Самуэльсон, есть "голосов", которыми он может проголосовать на рынке (т.е. Бабок). согласен 0 не согласен 0 Ответить Цитировать СпасибоПожаловаться
Выпуск №34, 15 сентября-21 сентября Архив номеров | Содержание номера < >
Вам также будет интересно