Этот проект запрещает любую информацию о сигаретах не только в местах их продажи и вводит за это необоснованно высокие (по мнению Главного научно-экспертного управления Верховной Рады) штрафы.
Активисты требуют принятия этого законопроекта, ссылаясь на ст. 13 РКБТ - Рамочной конвенции по борьбе с табаком. Но данная ссылка неправомерна. «Руководящие принципы, а также рекомендации Конференции сторон рамочной конвенции не создают юридических обязательств для государств-участников» - сказано в официальном выводе научно-правовой экспертизы Института государства и права им. Корецкого НАН Украины.
«Рамочные конвенции содержат, как правило, бланкетные нормы, которые указывают на общие направления действий государства, но не содержат предписаний принимать какие-либо конкретные нормы правового регулирования», - объясняет доктор юридических наук Александра Руднева.
Германия ратифицировала РКБТ на полтора года раньше Украины - в декабре 2004-го. Но, тем не менее, там разрешена не только информация о сигаретах в местах продажи, но даже их реклама на улицах. Япония подписала конвенцию также в 2004-м, но здесь до сих пор разрешена даже телевизионная реклама сигарет (кроме прайм-тайм). Для сравнения, в Украине ТВ-реклама сигарет запрещена еще с 1996 года, все остальные виды рекламы также запрещены. Но показательно, что и в Германии, и в Японии уровень курения снижается намного быстрее, чем в Украине.
Есть и противоположные примеры. В Канаде после аналогичного запрета на информацию о сигаретах разорилось 10% всех розничных магазинов (40% их прибыли давала продажа сигарет, а запрет сделал ее невозможной). При этом курение выросло, особенно среди молодежи - она перешла на контрабандные сигареты, которые можно дешево купить в индейских резервациях. С похожей ситуацией столкнулись Ирландия, Великобритания, Турция, страны Балтии. Этот список рискует пополнить и Украина.
Член комитета Верховной Рады по свободе слова и информации (Партия регионов) Елена Бондаренко, отмечает, что в комитете уже проработано немало поправок к данному проекту. «Потребитель, который покупает сигареты, должен иметь полную информацию о них, поскольку это легальный продукт. По данным изменениям в комитете, как и в парламенте, есть два противоположных мнения - от мягкого и вплоть до того, чтобы поставить табачную отрасль на колени. Я придерживаюсь золотой середины, ведь табачная отрасль - один из крупнейших налогоплательщиков», - подчеркнула она.
В свою очередь глава комитета ВР по свободе слова и информации («БЮТ-Батьківщина») Андрей Шевченко, подтвердил, что у комитета есть разные мнения по этому законопроекту: «Зарегистрировано 60 поправок к нему. Есть два критичных момента. Во-первых, это запрет на рекламу сигарет в Интернете. Эта норма выглядит проблематичной с точки зрения ее практического применения. Интернет - это территория свободы, и если мы позволим государству его регулировать, получим совсем не те результаты, на которые рассчитываем. Во-вторых, этот проект могут использовать, чтобы запретить журналистам писать о том, что происходит на табачном рынке».
Глава Ассоциации наружной рекламы Украины Артем Биденко убежден, что «этот законопроект - пример советского мышления наших политиков и некоторых общественных деятелей. Они предпочитают плодить новые бездумные и неработающие запреты вместо того, чтобы создавать условия для должного контроля над выполнением существующих законов. Нельзя слепо, без адаптации к отечественным реалиям, насаждать американские стандарты в украинском обществе с одной лишь целью получить очередной грант, не задаваясь вопросом: «А что потом?!».
Подробнее читайте в свежем выпуске «Зеркала недели. Украина» в статье Игоря Стришенко «"Скуривая" идеалы».