Социально-экономическая ситуация в Украине сложна и неоднозначна. Такие проблемы, как сверхфискальность налоговой политики, изолированность денежно-кредитной банковской системы от реального сектора экономики, нарастание платежного кризиса, недостаточно системные меры по проведению промышленной политики на основе структурных национальных приоритетов, приобрели масштабы, которые существенно влияют на национальную безопасность Украины, конкурентоспособность экономики и государства в целом. Тем самым подтверждается вывод о том, что попытки достижения макроэкономической стабильности без опоры на реальные результаты структурных реформ потерпели серьезную неудачу.
Десятый год подряд про- должается сокращение в Украине валового внутреннего продукта (ВВП). Уже сегодня сельскохозяйственное производство Украины, признанной житницы Европы, составляет лишь четверть объемов 1990 года; в 1999-м был собран самый низкий с 1946 года урожай зерновых.
По объему ВВП Украина за последние годы (1998 год — $40,8 млрд.) опустилась до уровня компаний, которые занимают в мировом рейтинге 60—65-е места. Например, южнокорейская корпорация Samsung Group уже в 1996 году имела объем производства $88 млрд.
Объем реального внутреннего валового продукта в Украине в 2000 году по сравнению с 1999-м не изменится. Такой прогноз британского еженедельника «Экономист» приведен в специальном выпуске, посвященном перспективам 2000 года. Специалисты журнала прогнозируют объем ВВП в $29,3 млрд., а в расчете на душу населения — $590. Аналогичный показатель в соседних с Украиной странах, по прогнозам «Экономиста», в 2000 году составит: в Польше — $4290 на одного жителя, Румынии — $1480, России — $1410, Словакии — $3290, Болгарии — $1530.
Расчеты показывают, что при ежегодных темпах роста в соответствии с правительственной программой «Украина-2010» ВВП в расчете на душу населения в 2010 году достигнет уровня только $1200, что значительно ниже сегодняшнего уровня ВВП на душу населения у ближайших соседей. А чтобы достичь польского уровня в 2010 году, необходимо обеспечить ежегодные не имеющие прецедентов в мировой экономике темпы роста ВВП не менее 22%. Задумаемся над этими цифрами, ведь за последние десять лет Украина не достигла ни одного процента увеличения ВВП.
Одной из причин катастрофического положения является полная деформация товарно- денежных отношений в результате необоснованно жесткой монетарной политики Национального банка. Использование монетарных ограничений без учета особенностей украинской экономики привело к сужению платежеспособного внутреннего спроса, разобщению финансового и реального секторов экономики, сокращению доступа к финансовым ресурсам. Действительно, низкая инфляция дает возможность прогнозировать процессы в экономике, планировать инвестиции и производство. Но до сих пор одними из острейших проблем экономического развития Украины остаются дороговизна и недоступность кредитов для производственной сферы. А если нет ресурсов для инвестиций и нет платежеспособного спроса, то тогда и при нулевой инфляции экономического подъема не будет. Особенно если денежное обращение фактически парализовано неплатежами.
Главная беда современной украинской экономики — ее низкая эффективность, связанная с низкой производительностью труда, избыточной энерго- и материалоемкостью, значительным физическим и полным моральным износом основных фондов, и, как следствие этого, недостаточная конкурентоспособность продукции на внутреннем и внешнем рынках.
Возьмем, к примеру, такую важную отрасль, как электроэнергетика. Уже не первый год её состояние оценивается как катастрофическое. На конец 1998 года 95,2% энергоблоков отработали свой расчетный ресурс (100 тысяч часов), в том числе 72,1% превысили предельный ресурс (170 тысяч часов), 53,8% энергоблоков находятся в эксплуатации свыше 200 тысяч часов. До 2005 года количество оборудования со сроком эксплуатации 30 и больше лет превысит 80%. В 2010 году этот показатель составит 94 процента, а начиная с 2010 года по 2020 год необходимо будет вывести из эксплуатации все ядерные энергоблоки.
В связи с этим возникает объективная необходимость в период до 2010 года максимально обновить генерирующие мощности тепловых электростанций, причем уровень обновления должен быть таким, чтобы они обеспечивали технико-экономическую эффективность и экологическую безопасность, по крайней мере, до конца первой трети XXI века. В противном случае, в период с 2010-го по 2020-й придется одновременно решать три проблемы, а именно:
— создавать замещающие мощности (12 800 МВт) для вывода из эксплуатации существующих АЭС;
— обеспечивать непосредственный вывод АЭС из эксплуатации;
— заменить более 24 000 МВт мощностей тепловых электростанций, которые к этому времени отработают полтора-два ресурса и будут находиться в эксплуатации более 35—40 лет.
Очевидно, что это совершенно нереальная с экономической точки зрения задача.
Сегодня очевидно, что именно энергетика является тем центральным, ключевым звеном, концентрируясь вокруг которого возможны структурная перестройка и возрождение экономики. Учитывая нынешнее состояние отрасли, мы считаем абсолютно необходимым, чтобы правительство инициировало разработку и создало условия для реализации программы строительства современных электростанций (тепловых и парогазовых) общей мощностью до 32000 МВт на период до 2010 года. Реализация такой программы обеспечит значительный рынок сбыта для различных отраслей отечественной промышленности, позволит привлечь стратегических инвесторов в энергетику и создаст, таким образом, условия для вывода экономики из кризиса и дальнейшей интеграции в мировую экономику.
С другой стороны, увеличение генерирующих мощностей тепловой энергетики до 32000 МВт, против существующих 24000 МВт, позволит отсрочить принятие решения по выбору типа ядерных реакторов для строительства новых атомных электростанций, по крайней мере, до 2015 года и разнести во времени процессы строительства новых тепловых и атомных электростанций. Необходимость такой отсрочки связана с появлением в будущем проектов атомных электростанций с уран-ториевым топливным циклом. По прогнозам ученых, именно атомные электростанции с уран- ториевым циклом должны стать в XXI веке основным источником безопасной, дешевой и экологически чистой электрической и тепловой энергии.
По оценке некоторых специалистов, для структурной перестройки и модернизации экономики Украины необходимо привлечь $45—50 млрд. В соответствии с программой «Украина-2010», прирост иностранных инвестиций за период до 2010 года составит около $15—20 млрд., но даже столь оптимистический показатель как минимум на порядок меньше их объема, необходимого для структурной перестройки. Только Национальная энергетическая программа Украины, принятая в 1996 году Верховной Радой, требует для своей реализации до 2010 года $57 млрд.
Необходимо также отметить, что большинство отечественных отраслей и производств в настоящее время катастрофически отстают от мирового уровня и без закупки лицензий, ноу-хау, технологий и оборудования обойтись не удастся. Если же поставить задачу модернизации или создания хотя бы одного миллиона современных рабочих мест, то на это потребуется не менее $100 млрд.
Странно было бы надеяться отыскать столь значительные суммы в отечественной банковской системе. Совокупный капитал 123 украинских банков на 1 сентября 1999 года составлял всего 650 миллионов евро. Суммарная прибыль всех коммерческих банков страны за 1998 год составила 471 миллион гривен.
Таким образом, сегодня абсолютно очевидно, что структурная перестройка и модернизация экономики с целью быстрого и всестороннего экономического подъема страны и опорой только на внутренние ресурсы невозможна.
Для преодоления затяжной депрессии в экономике необходимо поднять значение государства в инвестиционном процессе. Именно государственная политика в этой сфере способна придать импульс мобилизации имеющихся и недостаточно рационально используемых ресурсов, привлечению иностранных инвестиций и кредитов в экспортно-ориентированные отрасли. При этом должны быть предусмотрены более строгие обязательства инвестора по использованию товаров и услуг отечественного происхождения для модернизации производства и обеспечению экологической безопасности.
Вместе с тем существует объективная необходимость в повышении роли предприятий и частных инвесторов. Политика государства должна стимулировать их деятельность, способствовать созданию интеграционных структур для концентрации капиталов. В сфере интересов возможных инвесторов может быть получение контроля над предприятиями, возможность влиять на инвестиционный проект и результаты его реализации, возможность долгосрочного сотрудничества, налоговые льготы, возможность доступа к операциям в СКВ, обеспечение гарантированных рынков сбыта и пр.
Речь не идет о налоговых льготах для какого-то конкретного предприятия или о новой свободной экономической зоне. Речь идет именно о государственной политике в отношении строительства, реконструкции и модернизации предприятий в важнейших отраслях экономики Украины. Их перечень приведен в проекте закона «О специальном порядке зачисления налогов и сборов (обязательных платежей) субъектами предпринимательской деятельности, выполняющими инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики Украины» и включает в себя топливно- энергетический комплекс, промышленность и агропромышленный комплекс, то есть отрасли, составляющие основу экономики Украины и обладающие значительным экспортным потенциалом.
Экономическая суть предлагаемого законопроекта заключается в частичном освобождении прироста объемов производства, полученного в результате реализации инвестиционного проекта, от налогообложения и обязательных платежей и использовании высвобожденных таким образом средств для возврата и обслуживания кредита. Как известно, сейчас проценты за пользование кредитом включаются в себестоимость продукции, а возврат самого кредита происходит за счет прибыли. Ни для кого не секрет, что при существующих процентных ставках стоимость продукции резко возрастает и изделия становятся неконкурентоспособными, предприятия не получают прибыли и возврат кредита становится невозможным.
Специальный порядок зачисления налогов и сборов предусматривает, что для действующих предприятий налоги и сборы (обязательные платежи) в государственный бюджет, местные бюджеты и государственные целевые фонды начисляются в соответствии с действующим законодательством. На момент поступления кредитов обязательные платежи фиксируются в абсолютных суммах, равных средним значениям за последние 12 месяцев, и выплачиваются в установленном законодательством порядке с ежеквартальной индексацией на официально установленный индекс инфляции в течение всего периода действия специального порядка зачисления налогов и сборов. Разница в сумме налогов и сборов (обязательных платежей) между зафиксированными значениями на момент поступления кредитов и начисленными суммами уже после их поступления в период действия специального порядка направляется (кроме отчислений на пенсионное и социальное страхование) на возврат кредитов и оплату процентов по ним. Для новых предприятий, построенных за счет кредитов, начисленные налоги и сборы также направляются на погашение и обслуживание этих кредитов.
Законопроект запрещает использовать средства, полученные в результате введения специального порядка зачисления налогов и сборов, на какие-либо сторонние цели, в частности, на пополнение фондов потребления.
Предлагается также, чтобы товары производственно-технического назначения (за исключением подакцизных), которые импортируются при реализации инвестиционных проектов для собственных производственных нужд, не подлежали налогообложению НДС и освобождались от ввозной пошлины. В случае же нецелевого использования эти товары облагаются НДС и с них уплачивается ввозная пошлина. При экспорте продукции, полученной при реализации инвестиционных проектов, не применяются экспортные пошлины, квотирование и лицензирование.
Поскольку для различных предприятий и разных инвестиционных проектов невозможно заранее определить временные рамки, специальный порядок зачисления налогов и сборов применяется начиная с месяца, в котором на счет заемщика поступили деньги, полученные по кредитному договору, и действует вплоть до полного погашения кредита и процентов за пользование им.
Заемщик получает право применять специальный порядок зачисления налогов и сборов только после регистрации кредитного договора в органах Государственной налоговой администрации.
Законопроект предусматривает заявочный принцип регистрации кредитных договоров в десятидневный срок. Данная норма очень важна, так как в этом случае реализация тех или иных инвестиционных проектов не зависит от воли чиновников, а определяется только нормами закона и согласием между кредитором и заемщиком.
Контроль за целевым использованием средств, которые направляются на возврат инвестиционного кредита и процентов за пользование им, осуществляют органы Государственной налоговой администрации.
Еще раз необходимо подчеркнуть: специальный порядок зачисления налогов и сборов распространяется только на тот прирост налогооблагаемой базы, который получается в результате использования кредитов. В этом смысле предлагаемый специальный порядок зачисления налогов и сборов никак не затрагивает существующей налоговой системы и не требует внесения изменений в налоговое законодательство. Интересы государственного бюджета не ущемляются. Ведь начисление налогов и сборов производится заемщиком в соответствии с действующим законодательством, и только та часть начисленных сумм, которая соответствет приросту объемов производства, используется на погашение кредитов и процентов.
А если нет инвестиционных проектов, нет кредитов, нет прироста объемов производства — нет и специального порядка зачисления налогов и сборов.
Может возникнуть вопрос: есть ли альтернатива данному законопроекту? Мы абсолютно убеждены, что нет. Опыт прошлых лет однозначно показывает, что действующая политика по стимулированию инвестиционных процессов не дала ожидаемых результатов.
Законопроект «О специальном порядке зачисления налогов и сборов (обязательных платежей) субъектами предпринимательской деятельности, выполняющими инвестиционные проекты в приоритетных отраслях экономики Украины» разработан специалистами АО «Концерн Энергия» и внесен в Верховную Раду народными депутатами, представляющими самые разные политические силы, — Л.Кравчуком, Б.Губским, В.Гуровым, С.Довганем, А.Марченко, Ю.Самойленко, Е.Марчуком, А.Матвиенко, А.Морозом, О.Панасовским, П.Толочко и В.Черняком. Столь серьезная поддержка представителей большинства партий, фракций и групп является очень важным положительным фактором. Это свидетельство того, что победил здравый смысл, победило желание общими усилиями добиться решения важнейшей задачи.
Возрождение Украины — идея, которая может стать национальной, способной объединить все политические силы. Победит ли здравый смысл?