Опыт построения общества развитого капитализма под руководством коммунистической партии еще найдет свое место в учебниках истории и политологии. Пока же результатами такого любопытного эксперимента активно интересуются экономисты. Тем более, что им уже не нужно ограничиваться примером одного лишь Китая. Соседний Вьетнам демонстрирует не менее впечатляющие успехи и при этом без каких-либо признаков «перегретости» своей экономики.
Темпы роста вьетнамского ВВП в среднем за прошедшее десятилетие составили 7,4% в год. Даже во времена финансового кризиса, прокатившегося по странам Юго-Восточной Азии в конце 1990-х, вспышек эпидемий SARS и птичьего гриппа, губительных для экономик региона, этот показатель в стране не опускался ниже 4,8%. В результате реальный ВВП Вьетнама по сравнению с 1993 годом удвоился уже в 2002 году. Подобную задачу перед собой поставили, но едва ли смогут выполнить самые быстрорастущие экономики мира.
Более того, доля вьетнамского населения, живущая за чертой бедности, по оценкам Всемирного банка в 1993 году составлявшая 58%, девять лет спустя сократилась до 29. А объем иностранных инвестиций в экономику страны в прошлом году составил 8% ВВП — по этому показателю Вьетнаму удалось опередить даже «ненасытный» Китай.
Хорошими темпами из года в год прирастает вьетнамский экспорт. Причем стремительно развиваются торговые отношения с США, которых пару лет назад вообще не существовало. После подписания торгового соглашения со Штатами объем вьетнамского экспорта туда удваивается уже второй год подряд. Даже несмотря на меры, принимаемые американскими чиновниками для его ограничения. Так, например, в США были введены высокие тарифы на рыбную продукцию вьетнамского производства, в результате чего эта статья экспорта сократилась на треть, а сейчас та же участь может постичь и креветки. Вьетнаму грозит также сокращение квоты на поставку одежды в США в качестве наказания за то, что в прошлом он предоставил возможность Китаю дополнительно поставить товар по своей квоте. В целом объем экспорта вьетнамского текстиля в США вырос с 47 млн. долл. в 2001 году до 2,4 млрд. в 2003-м.
Вьетнамское правительство последовательно и целенаправленно принимает меры по диверсификации как самого экспорта, так и рынков сбыта. Даже после введения драконовских тарифов на рыбную продукцию в Америке вьетнамские рыбаки особого урона не понесли — быстро нашлись новые клиенты в Европе и Австралии. Сейчас основными статьями экспорта Ханоя являются сельскохозяйственная продукция, предметы промышленного назначения и ширпотреб. На следующий год запланировано вступление страны в ВТО.
Примечательно, что все эти чудеса вьетнамской экономики происходят при сохранении государственной собственности на землю и средства производства. Правда, земля, например, была практически бесплатно передана в долгосрочное пользование бедным крестьянам, и именно это стало залогом столь успешной борьбы с бедностью. Кроме того, в 2000 году был принят закон, стимулирующий создание малого бизнеса, и уже к концу того же года количество частных предприятий превысило 50 тыс. С другой стороны, в страну стремятся крупные иностранные инвесторы, привлеченные дешевой квалифицированной рабочей силой. А вот ниша среднего бизнеса практически пустует. Таким компаниям почти невозможно получить доступ к земле, а значит, и к банковскому капиталу. Хотя теоретически отчуждение права на землю в стране предусмотрено, банкиры сильно сомневаются, что им удастся добиться в судах решения в свою пользу в случае непогашения кредита.
Зато крупные государственные компании недостатка ни в финансировании, ни в недвижимости не испытывают. Последнюю они обычно тут же сдают в аренду частным компаниям, естественно, уже по рыночным расценкам. Поэтому ничего удивительного в том, что государственные нефтеперерабатывающие и сталелитейные заводы, как и заводы по производству удобрений, особой рентабельностью не отличаются. Зато удивляет высокая жизнеспособность малого бизнеса, пошатнуть которую не удается даже высокой коррумпированности государственных чиновников.
В целом прогнозы зарубежных экономистов в отношении Вьетнама выглядят на удивление оптимистичными. Хотя в них и отмечается тот факт, что сокращение уровня бедности прежними темпами впредь продолжаться не сможет, даже при самом благоприятном раскладе. Сейчас основная масса тех, кто все еще пребывает за чертой бедности, приходится на самые отдаленные, заброшенные сельские местности или же городские трущобы. Без строительства новых дорог, обеспечения всей инфраструктуры добиться улучшения их жизни невозможно. А на эти цели нужны огромные средства, которые сейчас тратятся на финансирование убыточных предприятий, находящихся на балансе государства.