Мэр Лондона Кен Ливингстоун в понедельник широко улыбался со всех новостийных экранов. Транспортный эксперимент, начатый в британской столице, принес гораздо больший эффект, чем ожидалось. С 17 февраля за въезд в центр Лондона с каждого транспортного средства взимается плата в пять фунтов в день. Критики нововведения предрекали невиданный хаос и неразбериху на дорогах. Но ничего подобного не произошло. Наоборот, вместо планируемого уменьшения дорожного движения на 15% центральные кварталы опустели на все 25%. Впервые за многие годы лондонцы наблюдали необычное утро понедельника: ни пробок на перекрестках, ни многометровых очередей на светофорах, ни черепашьей скорости движения в 10 миль в час.
Даже водители оказались на удивление дисциплинированными: к 10 часам вечера 80 тыс. человек уплатили свои пять фунтов «въездных». Очевидно, чтобы избежать автоматического увеличения цены, ибо к полуночи она удваивается. На следующий день сумма вырастает до 80 фунтов и называется уже штрафом. Три неуплаченных штрафа — и личное средство передвижения, согласно новому закону, будет изъято у владельца и в дальнейшем может быть продано в пользу городской казны.
К чему бы такие страсти? А к тому, что Ливингстоун, первый избранный мэр Лондона, за свои «левые» политические убеждения прозванный «красным Кеном», решил, что сможет победить самую трудную проблему города — транспортную. Амбициозный план состоит в том, чтобы хаос автодвижения привести в порядок, в первую очередь избавиться от пробок, а на собранные средства радикально улучшить систему городского пассажирского транспорта.
По предварительным подсчетам, воплощение идеи должно приносить в год около 130 млн. фунтов стерлингов — за счет аккуратных плательщиков и существенным образом — за счет штрафников. (В первый день, кстати, 10 тыс. водителей решили не заплатить, но остальные 100 тыс. управились с оплатой до полуночи.) Кроме того, ожидается серьезное уменьшение количества желающих ездить на работу в собственном автомобиле, ибо 100 фунтов (150 долларов) дополнительных расходов ежемесячно — немалые деньги. За счет тех, кто пересядет в автобусы и поезда метро, автоматически решатся еще по крайней мере две важнейшие проблемы города — парковки и загрязнения окружающей среды.
К введению нового закона транспортный департамент правительства Лондона готовился два года. Главная задача состояла в том, чтобы придумать действенную систему оплаты. «Платный» Лондон — это самый-самый центр, площадью 8 кв. миль, всего лишь 1% от масштабов так называемого большого Лондона с населением в 16 млн. человек. Платный центр — лишь по будням, с 7.00 утра до 6.30 вечера. На всех дорогах по периметру платной зоны установлены 230 цифровых видеокамер, которые фиксируют номерные знаки всех транспортных средств, пересекающих условную границу, обозначенную на асфальте огромной буквой «С» в красном круге. Платить заветные пять фунтов можно по-разному: по Интернету, мобильному телефону, в почтовом отделении, в магазине, словом, кому где по душе. Все данные поступают в единую систему, которая и будет вычислять случайных и постоянных «автозайцев».
Кроме того, плата будет взиматься дифференцированно. Для тех, кто проживает в платном центре, скидка составит 90%. Для инвалидов и автомобилей «скорой помощи», полиции, пожарных и некоторых других социальных служб проезд бесплатный. А также для велосипедов, мопедов и электромобилей(!). А вот мотоциклистам придется раскошелиться как обычным водителям.
Известно, что не только критики нового транспортного закона, но и многие его сторонники сомневаются в том, что система тотального учета будет работать безотказно. Говорят, уже в первый день штрафы были выписаны на тех водителей, которые вообще не садились за руль.
Телеопросы общественного мнения показали, что лишь 33% британцев считают, что транспортный сбор в пять фунтов принесет искомые результаты. Остальные две трети не одобряют новую идею. И вообще считают, что неожиданно спокойный старт эксперимента случился лишь потому, что совпал с началом школьных каникул, и родители не спешили по утрам в школы, а отправились с детьми на отдых. Кроме того, многие водители, напуганные рассказами о возможном хаосе первого дня, предпочли не рисковать, а добираться на работу в общественном транспорте. И если 300 дополнительных автобусов более-менее справились с возросшим потоком пассажиров, то поезда метро, обычно переполненные в час пик, ничего приятного предложить не могли. Факт известный: лондонский общественный транспорт — самый дорогой и самый плохой в Европе…
По мнению экспертов, последующие пару месяцев покажут, насколько успешной системой осчастливил столицу «красный Кен». Сам же мэр считает, что если эксперимент оправдает надежды, то в течение 10 лет он разойдется по миру. Во всяком случае в Британии многие крупные города намерены перенять опыт Лондона — опять-таки успешный. Многие европейские столицы также будут с интересом наблюдать за крупнейшей в мире системой контроля городского автодвижения. Конечно, наблюдать не возбраняется никому, однако данный эксперимент возможен лишь в обществе, где все водители равны перед дорожной камерой, сканирующей номерной знак.