Романо Проди, президент Еврокомиссии, уже не раз заявлял, что торг в данной ситуации считает неуместным. Еще бы, ведь речь идет о сводном бюджете расширенного ЕС, который претендует на статус супергосударства. А какое, скажите, государство можно создать на жалких 120 млрд. евро в год, которые удается наскрести при ставке отчисления в 1,27 процента национального ВВП?
Однако некоторые страны, причем, по странному стечению обстоятельств, самые крупные — Германия, Британия, Франция, Голландия, Швеция и Австрия, — недавно подписали письмо, требуя еще больше сократить «общий котел». Оптимальной ставкой отчисления они считают один процент ВВП. Комиссия с этим предложением не согласилась, зато выразила готовность вести переговоры о приемлемости величины в 1,24 процента ВВП на период с 2007 по 2013 годы. Разница, возникающая при различных ставках отчисления, в общей сложности достигает 250 млрд. евро.
При этом треть всего бюджета ЕС, по крайней мере вплоть до 2011 года, так и будет идти на субсидирование фермеров. Более расточительного и затратного механизма мировой бюрократии изобрести пока еще не удалось. Вторая треть предназначена для бедных и отсталых районов ЕС, субсидирование которых названо в недавнем докладе Всемирного банка «неэффективным, основанным на неправильной или, по крайней мере, необоснованной экономической теории». И только 6 процентов должно идти на собственно администрирование, тогда как на обеспечение «свободы, безопасности и справедливости» и того меньше. Причем в четыре раза.
Бельгийский ученый Андре Сапир, проанализировав европейский бюджет, обозвал его «исторической реликвией». Призвав существенно сократить расходы на сельскохозяйственные субсидии, он говорит о необходимости сделать основной акцент на финансировании образования. Но на то он и ученый, чтобы не думать, какую реакцию эта инициатива вызовет среди европейских фермеров и национальных правительств, этими фермерами избираемых. Тем более, что в голосовании за новый бюджет примут участие и «новички», а правомочным результат будет считаться только при единогласном голосовании.
Наиболее реальный вариант выхода из создавшейся ситуации — поделить региональное дотирование между новыми и старыми членами ЕС в пропорции 1:1. Впрочем, насколько он окажется приемлемым, покажет самое ближайшее время. А ведь еще не так давно все существующие в ЕС разногласия можно было решить, выписав, например, одной из стран чек на внушительную сумму. Однако нынешние экономические условия таковы, что ни о каких чеках брюссельские чиновники и заикаться не могут.
Зато они активно обсуждают предлагаемую реформу оплаты их труда. Если раньше члены Европарламента получали зарплату, аналогичную зарплате министров своих национальных правительств, то сейчас оплата труда членов брюссельского правительства будет унифицирована и составит приблизительно 9 тыс. евро в месяц. Для словацкого евроминистра это будет эквивалентно пятикратному повышению зарплаты. Что, соответственно, в 33 раза превышает среднюю по стране заработную плату.
Зато министры из «старой Европы» особого восторга от подобной унификации не испытывают. Хотя зарплата — это далеко не единственный официальный источник их доходов. Практика, при которой все дорожные расходы покрываются по самому высокому тарифу, тогда как в действительности приобретаются более дешевые билеты, широко известна уже не только в узком кругу. Да и 257 евро в день на «карманные расходы» плюс 3 620 в месяц на общие тоже звучит достаточно заманчиво. Плюс льготная система налогообложения, щедрый пенсионный план. И тем не менее в ЕС всерьез опасаются того, что новая система оплаты труда евроминистров может создать еще больше условий для всевозможных приписок и искусственного раздувания расходов.