Простые потребители — палочка-выручалочка экономики |
Жуткая трагедия, в одночасье оборвавшая жизни тысяч людей, кардинально изменила судьбы сотен миллионов, став одним из эпохальных пунктов в истории человечества. Но время идет своим чередом, и деловая Америка подводит итоги первой четверти уже нового года. Нижний Манхеттен, где расположен главный финансовый центр не только Соединенных Штатов, но, пожалуй, всей планеты, понемногу залечивает раны. Ему, как и всей стране, ее жителям и национальной экономике, оправиться от удара удалось на удивление быстро. Хотя некоторые из увечий не будут залечены еще многие годы. Для центральной части Нью-Йорка — это зияющая дыра в очертании его знаменитого на весь мир ландшафта. Как раз в том месте, где находилось одно из главных его украшений и достопримечательностей. А для простых американцев — вдруг возникшая пустота в той части их сознания, где обосновывалось чувство собственной безопасности и защищенности благодаря могуществу родного государства…
Осенние кошмары все еще неотступно преследуют Уолл-стрит. По признанию многих его обитателей, каждый раз увиденный из окна офиса самолет сеет в их рядах панику. А совсем недавно шум от взрыва воздушного мешка в городской подземке заставил посетителей близлежащих зданий начать в спешке покидать рабочие места. В большинстве своем дела давно вернулись в свое обычное русло. Внешне кажется, что человеческий улей в центре одного из крупнейших на планете мегаполисов давно снова живет своей обычной, немного сумасшедшей жизнью. Но это не совсем так. Во второй половине марта был продан «Эмпайр стейт билдинг», к которому после гибели башен-близнецов Всемирного торгового центра вернулось почетное звание самого высокого небоскреба в Нью-Йорке. Примечательно, что расположенное в самом сердце города громадное 102-этажное здание, где несколько миллионов долларов может стоить одна квартира, его бывшие владельцы, миллиардер Дональд Трамп и японец Хидеки Йокои, уступили покупателям за более чем скромную сумму — «всего каких-то» 57,5 млн. долларов.
Американский финансовый сектор оказался в результате трагедии под ударом одним из первых. Десятки тысяч брокеров, торговцев ценными бумагами и просто клерков оказались в числе почти миллиона американцев, осенью и в начале зимы потерявших работу. Администрация одной только компании Merrill Lynch, крупнейшего брокера на рынке ценных бумаг, под конец 2001-го была вынуждена уволить 9 тыс. человек персонала. Сокращения, на которые инвестиционные учреждения по понятным соображениям шли с огромной неохотой, были неизбежны. Прибыли на Уолл-стрит, согласно данным компании Thomson Financial/First Call, снизились в четвертом квартале почти на 40% в сравнении с аналогичным периодом 2000-го. Результаты только-только завершившейся четверти едва ли окажутся лучше — ожидается падение еще на 23%.
Да и весь обслуживаемый финансистами деловой мир США вряд ли сможет похвастаться особыми успехами. Несмотря на наметившееся возрождение экономики, прогнозы относительно прибыльности американских корпораций все еще оставляют желать лучшего. Финансовые корпоративные отчеты начнут публиковаться уже на следующей неделе.
Наилучшим образом идут дела в военно-промышленной отрасли, для которой, как это ни цинично звучит, события 11 сентября оказались улыбкой судьбы. Как раз в преддверии этого момента сектор находился в особенно тоскливом и унылом состоянии. Сводный бюджет Пентагона был, по меркам этой организации, более чем скудным. Более того, министр обороны Дональд Рамсфельд рассматривал новые способы его урезания. Работающие на оборону компании либо недосчитывались прибылей, либо несли убытки, а стоимость их акций безудержно летела вниз. И вдруг практически в одночасье ситуация кардинально поменялась. Вскоре после терактов Конгресс утвердил экстренный 17,5-миллиардный пакет военных расходов. Полным ходом начали разворачиваться оказавшиеся было под вопросом масштабные программы и исследования. А президент Буш уже предложил увеличение военного бюджета на 48 млрд. долл. в следующем году и еще на 120 млрд. — в течение последующих пяти. Рыночная капитализация «оборонных» компаний возросла с осени на четверть.
А вот хуже всего приходится поневоле «вооружившим» злоумышленников авиаперевозчикам. Чтобы вывести их из коматозного состояния, законодатели выделили тоже немаленькую сумму — 15 млрд. Уже в декабре понемногу началось возобновление упраздненных ранее рейсов и восстановление на работе уволенного персонала. Но это — только слабый проблеск света на мрачном фоне. Пассажиропоток в январе нынешнего года был на 13%, а доходы на 27% ниже уровня годом ранее. И это уже неплохо по сравнению с последовавшим после 11 сентября 50-процентным падением загруженности и 43-процентным сокращением доходов авиалиний. Но в целом состояние сектора намного хуже, нежели когда-либо в его истории. Его консолидированные убытки, даже с учетом пакета государственной помощи, достигли в прошлом году 7 млрд. Избежать банкротства многим компаниям могут помочь только новые бюджетные дотации.
С приходом весны ощущается приближение туристического сезона. Простые американцы, кажется, проявляют все большую благосклонность к путешествиям, хотя далеко не всегда воздушным транспортом. Согласно данным Ассоциации туристического бизнеса США, 65% граждан планируют осуществить хотя бы одну поездку на отдых в ближайшие шесть месяцев. Если все сложится хорошо, в нынешнем году можно ожидать увеличения связанных с путешествиями расходов потребителей на 2,2%, а в следующем — на 8,2%. Попутно следует указать, что в целом по результатам прошлого года этот показатель снизился едва ли не на половину — 43%! Гостиничное хозяйство зарегистрировало падение загруженности собственных мощностей до 33-летнего минимума.
Тяжелее всего приходится элитным отелям в центрах мегаполисов и курортным гостиницам, посетители которых прибывают в большинстве своем авиатранспортом. Особенно хорошо «прочувствовала» это корпорация «Уолт-Дисней», доходы которой от посещаемости знаменитых на весь мир тематических парков развлечений снизились на 16,9%. Как свидетельствуют многие эксперты, детище Диснея давно уже постигла бы участь, оказаться поглощенным конкурентами, если бы нашелся желающий. Но пока пребывающие тоже далеко не в лучшей форме соперники по бизнесу проглатывать столь крупный лакомый кусок не спешат...
Увеличение пассажиропотока может не спасти главного национального железнодорожного перевозчика, Amtrak. Значительный рост загруженности железных дорог после 11 сентября, как ни странно на первый взгляд, только ухудшил финансовую ситуацию в компании. Представ перед необходимостью существенно поднять расходы на обеспечение безопасности перевозок и компенсировать переработку рабочих часов персоналом, Amtrak еще глубже залез в долги. Теперь железнодорожники требуют срочного правительственного вмешательства, оценивая его в 1,2 млрд. на собственные нужды. Иначе придется закрыть большинство маршрутов дальнего следования, особенно трансконтинентальных.
Взывают к помощи государства и американские промышленники, бизнес большинства из которых находился в упадке почти два года, а производственные мощности до сих пор загружены менее чем на три четверти — худший показатель едва ли не со времен Великой депрессии. В последнее время ситуация в этом секторе ощутимо улучшилась, но все еще далеко не идеальна. Некоторым отраслям, например, сталелитейщикам, удалось добиться снисхождения президентской администрации, и начались глобальные стальные «войны».
Главное требование остальных, чьи интересы представляет главным образом Национальная ассоциация промышленников, — что-то предпринять в отношении чрезмерно, по их мнению, переоцененной на внешних рынках национальной валюты. Но, несмотря на явно большую склонность нынешних хозяев Белого дома к протекционизму, чаяниям промышленного лобби в этом вопросе вряд ли суждено осуществиться. Дело в том, что сильный доллар помогает, с одной стороны, привлекать в национальную экономику огромные суммы иностранных инвестиций (по этому показателю США остаются безусловным лидером на планете вот уже много лет) и, таким образом, финансировать огромный дефицит текущего счета платежного баланса. А с другой — держать в узде инфляцию, освобождая таким образом пространство для маневра монетарным властям, снизившим в борьбе с экономическими неурядицами стоимость кредитования в стране до 40-летнего минимума.
Всего в прошлом году ФРС, выполняющая функции центрального банка США, понижала процентные ставки 11 раз. Именно денежно-кредитная политика стала одним из главных факторов, позволившим смягчить спад в экономике.
Сентябрьские события, как это ни покажется странным, в конечном итоге оказали на экономику прямо противоположное ожидавшемуся действие. До этого момента американцы гадали, удастся ли им избежать спада, оказавшись на его краю, нужны ли дополнительные меры по стимулированию. Трагедия не оставила времени для долгих раздумий. Удивительная способность маэстро Гринспэна, главы ФРС и главного лоцмана национальной экономики, предвосхищать любые подводные рифы на ее пути, делая при этом все необходимые маневры практически с филигранной точностью, уже давно снискала степень уважения в финансовом мире, граничащую с идолопоклонством. Широко и решительно раскрыв кредитные клапаны, «дядя Эл» и в этот раз тоже не сплоховал. На удивление быстро и оперативно действовали и законодатели, утверждая первый экстренный пакет государственной помощи. Бюджетные стимулы пришлись как нельзя более кстати.
Осознав экстремальность сложившегося положения, большинство американских корпораций сумели консолидироваться и начать максимально эффективно использовать все внешние и внутренние ресурсы. Показательный пример — имеющая все шансы войти в учебники по бизнес-администрированию акция автопромышленников. Вскоре после событий 11 сентября компания General Motors объявила о намерении продавать автомобили в рассрочку под практически нулевой процент. Ford и Daimler Chrysler вынуждены были последовать примеру и сделать то же самое. В итоге объемы реализации автомобилей в октябре увеличились на небывалую величину — 26,4%, составив 87,4 млрд. долл. Этот показатель стал главной составляющей рекордного в истории роста объемов розничных продаж в том же месяце (+7,1%), а всего за квартал спрос на товары длительного пользования возрос на 38,4%!
Как подсчитали эксперты, без осеннего ажиотажа на автомобильном рынке и значительного увеличения государственных расходов, экономика США в четвертом квартале сократилась бы минимум на 2,5 процента. А так общий объем произведенных и потребленных товаров и услуг в стране, вопреки практически единодушным предсказаниям его снижения, неожиданно вырос (согласно окончательной оценке — на 1,7%). Автомобилестроители, правда, много не заработали, зато сумели избежать роста складских запасов, не снижая загруженности производственных линий и объемов закупок у поставщиков. А вся экономика получила при этом весьма немаловажный дополнительный стимул. Единственный неприятный нюанс — попутно до рекордных значений выросли долги простых граждан и полагающиеся выплаты по их обслуживанию.
В целом американская экономическая система продемонстрировала удивительную стойкость перед лицом постигших ее потрясений. Воодушевленные этим феноменальным результатом, аналитики прогнозируют итог первого квартала в диапазоне 4—6% в годовом исчислении. Их точка зрения подкрепляется таким немаловажным фактором, как мнение Алана Гринспэна. Глава ФРС во время последнего появления на Капитолийском холме в первых числах марта был, как для фигуры его масштаба, неожиданно прямолинеен, заявив, что подъем во вверенной ему экономике уже начался.
Таким образом, спад самой мощной экономики на планете, начавшийся чуть более года назад, на поверку оказался одним из самых незначительных за всю послевоенную историю Соединенных Штатов. Сокращение объемов ВВП было зарегистрировано только в третьем квартале прошлого года. То есть рецессии как таковой (от англ. recession — регресс, спад, снижение, падение) фактически и не было вовсе: согласно общепринятому критерию, для регистрации сего прискорбного факта необходимо снижение ВВП на протяжении минимум полугодия.
Главные ложки дегтя во всей этой бочке меда — так и оставшиеся нерешенными структурные проблемы американской экономики. Так и не вышел «в плюс» за время спада деловой активности отрицательный уровень частных сбережений. А ведь всем хорошо известно, что эта ахиллесова пята «общества должников» рано или поздно даст знать о себе.
И вторая, не менее острая головная боль: американская нация покупает за рубежом значительно большее количество товаров и услуг, нежели продает. Дисбаланс достиг огромных размеров — 4,5% ВВП и будет расти, судя по всему, и в дальнейшем. «Слишком» кратковременный и мягкий спад в экономике не помог сгладить перегибы. А смогут ли их исправить американцы в дальнейшем, покажет только время.